Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Выполнил:
студент 5 курса
з\о ФТП Басалаева Кристина
металл
Слайд 2В настоящее время невозможно представить современную промышленность без операций по обработке
металла.
Металлические детали, изделия, приспособления, машины и составляющие из металла присутствуют практически везде.
Слайд 3В настоящее время для обработки применяются самые передовые и современные технологии,
но исследования по модернизации и усовершенствованию процессов обработки продолжаются постоянно.
Летательные аппараты, космические технологии, технологии будущего.
Слайд 4Металлообработка постоянно развивается, а не стоит на месте. вероятно, в ближайшем
будущем обработка перейдет на новый уровень своего развития, и то, что мы видим на сегодняшний день, станет достоянием истории.
Современное протезирование.
Слайд 5Технологические процессы металлообработки постоянно совершенствуются и улучшаются
Робототехника, манипуляторы.
Слайд 6 Для многих отраслей работа с металлами имеет огромное значение
Современные транспорт
и огнестрельное оружие
Слайд 7История создания оружия уходит
глубоко в глубь времён.
Древнее огнестрельное
оружие.
Слайд 8Многое, испытанное тысячелетиями оружие, пользуется популярностью и в наше время..
Холодное оружие
Слайд 11Сюрикены ( или шурикены), метательное холодное оружие. Сюрекены были популярны на
востоке, но и сейчас это оружие не потеряло своей актуальности.
Слайд 12Из металла создавали не только оружие для нападения, но и приспособления
для защиты. Латы, кольчуги, щиты, шлемы и т.д.
Слайд 13Своей историей металлообработка уходит вглубь времен. Сотни десятилетий назад люди обрабатывали
металл, изготавливая из него различные предметы для собственной безопасности.
Слайд 14.
Операции по обработке металлов были востребованы и распространены не только в
наше время. Но и сейчас человечество пользуется и совершенствует металлические конструкции, превращая их из простых приспособлений в произведения искусства.
Слайд 15Великолепная дизайнерская мебель.
Слайд 16Современные мастера кузнечного дела превращают обычную мебель в объекты для реализации
творческих идей. Это уже не просто мебель, это произведение искусства.
Слайд 19Изготовление кованных балясин, балконов, оконных решёток. Дизайн внутри дома.
Слайд 20Применение металлических конструкций на улице.
Слайд 21Как объекты дизайнерских решений в парках и скверах.
Слайд 22 Изделия из металла оказывают влияние на многие аспекты жизни
Не возможно
представить себе жизнь без этих приспособлений. Посуда.
Слайд 24Очень большое распространение получили мини – конструкции из метала, они на
столько прекрасно выполнены, что становятся популярными объектами для подарков.
Фигурки животного мира.
Слайд 25Подсвечники и солонки, тоже стали объектами творческой мысли дизайнера.
Слайд 26Миниатюрные роботы и герои кинофильмов.
Слайд 27А также техника. Все миниатюрные фигурки выполнены, как правило из металлолома.
Слайд 28А так же обратим внимание на гигантские конструкции необычных форм.
Слайд 29Ну и совсем уж необычные изделия, на которые стоит обратить внимание.
Автор
назвал своё произведение «трансформация».
Слайд 30Металл применяется и в таком изделии как витражи, которые украшали древние
замки, и украшают сейчас наши дома.
Слайд 31Мы не могли обойти стороной ещё одну отрасль где применяется металл
– ювелирные изделия. Современные ювелиры создают по истине прекрасные вещи.
Слайд 32 изделия мастеров средневековья ни чуть не уступают по красоте и
роскоши ювелирным изделиям современности.
Диадемы, браслеты, заколки с кельтским рисунком..
Слайд 33Короны из латуни. Здесь так же прослеживается кельтский символизм.
Слайд 34В изделиях прошлого присутствовала религиозная символика, поэтому, при археологических раскопках можно
было проследить какой путь проделало изделие, место его изготовления и исторические связи народов.
Слайд 35Ювелирные изделия древнего Египта.
Слайд 36Металлу как оберегу придавали особое значение во все времена. На изделие
наносился символический рисунок, в соответствии с религией. Каждый знак и символ имел своё значение, и назначение.
Слайд 37Обереги из металла имели очень большое магическое значение.
Слайд 38Магия, религия, язычество прослеживаются не только в ювелирных изделиях древности. На
другие предметы быта так же наносился рисунок, чеканка и т.д. для магической защиты. Чаши, имели очень большой символизм.
Слайд 39 "Святой Грааль"
- создание подарочной чаши.
Мастер класс.
Слайд 40Чаша - это очень хороший благопожелательный символ. В Европе наиболее часто
он упоминается в связи с притчей о Святом Граале, увековеченном в средневековых легендах и мистических произведениях. Святой Грааль является пасхальной чашей из которой пил Христос на Тайной вечере, и в которую Иосиф собрал его кровь после распятия. Это сокровище- Грааль является свидетельством присутствия Господа на земле. Вернее, являлось бы, если её бы нашли...
Слайд 41На востоке чаша и её символ также широко встречаются. Полная чаша
символизирует достаток в доме , благополучие хозяев. Одаривание чашей во многих странах воспринималось как признание заслуг. На Руси чаша напоминала о совместных пирах и боевых успехах, а иногда этот сосуд имел также и ритуальное предназначение.
Слайд 42Подарочные и ритуальные чаши делали из благородных материалов, украшали великолепными камнями.
Чаши нередко имели сложный орнамент, часто мистический или символический. Техника изготовления чаш многообразна. Это и точение , и выколотка, и выдавливание, и литьё.
Слайд 43Комбинированная мастер-модель чаши выполнена из металла и разных восков.
Слайд 44 Восковая модель формуется на каменной чаше из оникса, которая в
дальнейшем будет являться составной внутренней частью изделия. Это позволяет максимально точно подогнать элементы друг к другу. Медальоны и ажурная подставка были вырезаны из твёрдого дерева, затем с них были отсняты формы и в эти формы получены восковые модели частей орнамента. Это позволило сделать все медальоны одинаковыми. Касты для камней, как и нижняя часть подставки выполнены из металла на токарном станке. Пространство между медальонами заполнялась более мягким воском, элементы правильно располагались, фактура фона (с помощью стеков на поверхность воска наносился рельеф).
Снятие эластичной силиконовой формы.
Слайд 45После изготовления мастер-модели обычно с неё снимают форму. Это позволяет тиражировать
модели и страхует в случае неудачи при литье. Форму снимают при помощи силиконовых холоднотвердеющих каучуков с армированием марлей или стеклотканью. Для жёсткости поверх силикона формируют гипсовый кожух.
Готовые резиновые формы и полученные с их помощью восковые литейные модели.
Слайд 46Восковую отливку в подобной открытой форме удобно получить ополаскиванием. Можно подобрать
температуры формы и расплавленного воска таким образом, чтобы воск и поверхность формы повторил без искажений и намёрз слоем нужной толщины. Для этого ополоск можно делать несколько раз. Толщина стенки будущей отливки важна. Тонкие стенки могут не пролиться, толстые будут иметь худшую поверхность за счёт литейной усадки металла. В данном случае оптимальной толщиной будет 2,5-3мм. На восковых моделях можно очень качественно доработать поверхность, нанести на неё дополнительные детали, вырезать ажур. От качества восковой модели зависит во многом качество готового изделия.
Восковые модели, напаянные на литники.
Слайд 47 Следующая стадия работы заключается в подготовке модели непосредственно к литью.
Для этого нужно создать соответствующую литниковую систему. Эта система должна соответствовать многим параметрам. Напаянные восковые стержни после выплавления образуют каналы, по которым металл должен спокойно и равномерно заполнять форму и будут удаляться выделяющиеся при заливке газы. Части литниковой системы это стояк, литники, прибыли, выпоры и прочее. Их сечение, длинна и количество выбираются в соответствии с параметрами отливки, логикой и опытом. Общее правило для свободной заливки такое - лучше заливать через много мелких литников, чем через один крупный. Работы в этом случае больше, но риск брака меньше.
Формовка.
Восковая модель кистью покрывается слоем огнеупорной формовочной смеси.
Слайд 48 Огнеупорную смесь для литья можно купить в магазине, а можно
и приготовить самому. В неё входит в основном два компонента - гипс и огнеупорный наполнитель, которым в простейшем случае может быть кварцевый песок.
Первый слой стоит сделать кистью. Разводим небольшую часть смеси в воде и обмазываем восковую модель. Работаем очень аккуратно, чтобы не повредить воск, следим за тем чтобы не образовывались пузыри. После схватывания первого слоя можно заливать смесь непосредственно в подготовленные опоки и формовать там модели.
В итоге получаются литейные формы, в которых вырезаем литниковые чашки на выходе стояка.
Литейные формы.
Слайд 49 Полученные литейные формы освобождаем от воска. Это можно делать выжиганием
или выплавлением. Чем лучше форма выплавлена, тем меньше уйдёт времени на выжигание остатков воска. При выжигании воска пары могут испортить поверхность формы, да и запах горелого воска приятным не назовёшь. К тому же при выплавлении можно собрать воск для повторного использования. Выплавление заключается в нагреве формы паром в закрытой ёмкости. Практически это бак или бочка с небольшим слоем кипящей воды, выше которого установлена форма литнитовой чашкой вниз. Время выплавления зависит от массы формы. После выплавления форму сушат и прокаливают. Прокалку производят, соблюдая температурный режим. Нагрев производят медленно и плавно, особенно в интервале 250-300 градусов, поскольку именно здесь происходит перекристаллизация зёрен кварца с объёмными изменениями. Целью обжига является удаление кристаллизационно связаной воды. Цели можно достичь либо длительной выдержкой при меньшей температуре, либо, соответственно, короткой при большей. Для примера, гипсопесчаная форма в 20 кг. потеряет всю воду при 300 градусах за 6 часов или при 600 градусах за 30 минут. Выше 750 градусов гипсовое связующее резко теряет прочность, так что перегревать форму не стоит.
Слайд 50После прокалки температуру понижают до оптимальной со скоростью 1 градус в
минуту во избежание растрескивания. Температура формы для заливки массивных отливок может быть комнатной, для ювелирки - до 650 градусов. Формы под чаши заливались бронзой при 300 градусах.
Выплавленную и прокалённую форму заливают бронзой.
Слайд 51 Надо сказать, что процесс заливки форм металлом очень
короток по сравнению в другими этапами работы. Но самый зрелищный и эффектный. Несколько секунд могут определить и успех и неудачу.
В самом расплавленном металле есть что-то мистическое, что-то от исконных древних процессов, от тех времён, когда вся земля была раскалённым пылающим котлом. Это как бы выпускание на волю первозданных сил природы. Старые мастера перед заливкой молились об удачном завершении работы, так как именно эта операция является решающей в процессе изготовления литых изделий.
Ещё важно знать, что все процессы, связанные с большими температурами необходимо проводить в специально подготовленных помещениях в полном соответствии с противопожарными инструкциями и техникой безопасности. Помните, что температура расплавленной бронзы очень высока, и способна превратить в пепел окружающие постройки и искалечить глупого литейщика.
А без хорошей вытяжки легко получить профзаболевание лёгких, надышавшись
неизбежной выгаркой из расплава.
Саму форму достают из прокалочной печи непосредственно перед заливкой и засыпают песком во избежание прорывов металла.
Бронзу плавят в специальных печах, нагревая до температур порядка 1100 град. Тигель с перегретым металлом достают из печи и с поверхности расплава удаляют шлаки. При заливке металла в форму стоит внимательно следить, чтобы струя была равномерной и непрерывной, тогда в форму попадёт меньше шлаков.
Слайд 52 Не следует раздраконивать форму немедленно, так как вы рискуете испортить
незастывшую отливку и к тому же сильно обжечься.
Ну вот, наконец- то мы и добрались до остывшей отливки, выцарапали её торопливо из формы, очистили и внимательно осмотрев, приступаем к доработке.
С отливок удаляют литники.
Слайд 53Прежде всего, с отливок нужно аккуратно срезать все литники, то есть
вспомогательную часть, нужную для заливки изделия. Это обычно делают болгаркой или ножовкой по металлу.. Срезанную бронзу используют повторно.
Детали дорабатывают и поверхности вращения протачивают.
Слайд 54При обработке поверхности используют стандартные инструменты для обработки металла- бормашины, напильники,
сечки, чеканы, штихеля и проч. Не экономим на шкурке, ибо чем лучше отшлифуем поверхность, тем легче её отполируем. Полируем на станке, войлочным кругом, на который наносим пасту ГОИ.. После этого, изделие очень тщательно моем, обезжириваем и, в зависимости от первоначального замысла, патинируем в нужный цвет.
Бронзу можно золотить, серебрить и патинировать, можно оставить и её собственный цвет, но со временем он все равно будет меняться, темнеть, патинироваться самопроизвольно. Бронза этой чаши была патинирована искусственно.
Способов патинирования известно множество. Говорят, что иногда отливки топили в деревенском сортире, и те за пару месяцев приобретали очень глубокий благородный цвет, аналогичный античной патине. Но это, пожалуй, экзотика. Наша чаша обрабатывалась раствором медного купороса и марганцовки в соотношении 50 к 15 граммам на литр воды.
Слайд 55 Металлические и каменные элементы чаши подгоняют друг к другу. К
центральной розетке припаивается резьбовая шпилька, с помощью которой будет собрана вся конструкция. Кабашоны из сердолика, лазурита и авантюрина аккуратно завальцовывают в глухие касты.
Готовые детали
Слайд 56В эту чашу вложено большое количество ручного труда. Сделанная из натуральных
материалов, она будет служить своему хозяину вечно. Возможно, когда ни-будь, далёкие наши потомки, найдя её при раскопках, удивятся и обрадуются её красоте и мастерству своих предков.
Готовая чаша.