Слайд 1Народный костюм
Липецкой области
выпонения
Работу выполнила
Князева Елена Владиславовна
МБОУ СШ №68 г.
Липецка
Слайд 2Цели занятия
Познакомиться с русским народным костюмом Липецкого края, его особенностями возникновения,
основными элементами, традициями
Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, его духовной культуре
Развивать художественный и эстетический вкус
Прививать интерес к народному творчеству своего края, его самобытности и сохранению традиций
Слайд 3 Домотканый и древний, ещё в сундуках,
Сохранил вековые мой край
сарафаны.
Что за чудная дробь у тебя в каблуках?
Что за песни в душе твоей Анна?
Здесь у тихой сосны, где берез хоровод,
Заливные луга и медовые травы.
Задушевная русская песня живет
И она тебя славит по праву.
Как к лицу тебе этот наряд
И понева и в блестках жемчужин сорока.
Слайд 4 «По одежке встречают…» – эта поговорка пришла к
нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.
Женский праздничный костюм Орловской губернии
Слайд 5Историческая и географическая особенность возникновения Липецкой области
Липецк когда-то принадлежал Воронежской губернии,
состав населения которой исторически складывался чрезвычайно интересно. Просторы Воронежского края после падения монгольского ига заселялись русскими служилыми людьми, обязанными охранять Московское государство.
В XVIII веке в целях освоения свободных плодородных земель Екатерина II одаривала угодных ей дворян землей, и, чтобы использовать эти наделы, помещики переселяли в черноземье целые деревни и села из районов со скудной землей.
Однако выгода от этого насильственного переселения доставалась только помещикам. Переселившись в новые места, крестьяне сохраняли костюмы и обычаи родного края.
Таким образом, получалось, что в двух соседних деревнях были совсем разные костюмы, но за 20 верст от одной и за 40 от другой можно было встретить опять такие же.
Слайд 6Особенности народного костюма Липецкой области
Липецкий традиционный костюм, представляет собой пёструю картину
и по форме, и по цветовой гамме и собрал в себя сложившуюся традиционную культуру соседних областей.
В Воловском, Елецком, Долгоруковском, Тербунском, Измалковском, Лев-толстовском районах в одежде нашли своё отражение черты рязанского костюма.
В Лебедянском, Добринском, Краснинском и Липецком районах прослеживается влияние Тамбовского традиционного костюма.
В остальных – Орловской, Воронежской и Тульской губерний.
Слайд 8Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник «запон», иногда с рукавами,
далее «навершник» - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения.
Головной убор также состоял из нескольких частей: твердой основы – «кички» и мягкого верха – «сороки», дополняемых множеством деталей.
Этот архаичный тип одежды, с туникообразным покроем ее отдельных частей был распространен на широкой территории южных губерний России (Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других).
Слайд 9Народный костюм села Романово Липецкого района Липецкой области
Женский костюм с. Ленино
очень своеобразный.
В нём преобладают сочные, яркие, насыщенные цвета: - сочетание розового и синего, зелёного и красного.
В комплект костюма входит рубаха, юбка, башлык (головной убор), подшейник, украшения - стеклянные бусы.
Слайд 10 Костюм девичий, праздничный Липецкая
область, Липецкий район, село Троицкое (Тамбовская губ, Романовский уезд, Троицкая слобода) 1-я четверть XХ в, кофта- казачек, юбка, фартук, платок.
Слайд 11Жительницы с. Романово в костюме
Слайд 13Особенности костюма с.Волчье Добровского района
Около ста лет назад жительница села
наряжалась на люди в холщевую блузу с вышивкой и поневу – верхнюю юбку из плотной ткани.
Понева должна быть складчатой, причем, чем больше складок, тем параднее модель. Если будничную поневу шили из 6-7 полотен (отрезок ткани шириной в метр), то на парадную требовалось никак не меньше двенадцати. Чтобы выглядеть привлекательнее в глазах мужчин, деревенская щеголиха надевала одну-две коротких складчатых юбки под поневу – так формы красавицы казались пышнее.
Слайд 14На лычку особым способом надевается платок или шаль. На голову лычка
с платком крепится на двух косах, заплетенных на теменной части головы.
Основа головного убора – лычка
Слайд 15 Лычка выполнялась из коры вяза или липы. Кора с деревьев
обдиралась весной в апреле месяце, вдоль ствола. Выкраивалась в виде обруча с возвышением в середине и сшивалась. На внешнюю часть лычки, спереди нашивался жгутик, выступ - валик из ткани. Для удержания овальной формы, бока лычки стягивались толстой ниткой
Слайд 16А девки носили платки – атласные, без каемные, жаровые платки, старинные.
Жаровыми их называют потому, что они на солнце как жар горят, отливают.