Например, рассмотрим разъемное соединение детали с цилиндрическим отверстием, условно назовем ее ВТУЛКА, по цилиндрической поверхности другой детали.
Втулка может свободно вращаться вокруг своей продольной оси и перемещаться вдоль
посадочной поверхности. Деталь, с которой втулка соединена, ограничивает движение втулки поперек своей продольной оси, а также является опорой, и называется эта деталь - ОСЬ.
Такое соединение нельзя применить для передачи вращения, так как имеет место
проворачивание (проскальзывание) деталей относительно друг друга. Для осуществления
передачи вращательного движения форма поперечного сечения посадочных поверхностей
должна быть некруглой.
Для неподвижных и ненагруженных подвижных соединений иногда применяют соединение по гладкой некруглой поверхности – профильные соединения.
Для более нагруженных конструкций применяют соединения, у которых посадочные поверхности имеют равномерно расположенные выступы и впадины. Такие соединения называют шлицевыми соединениями.
Каждое из перечисленных выше соединений составлено из двух деталей: Вал и насаживаемая на него деталь.
Вал – это деталь, которая служит не только для опоры и направления движения, насаженных на нее деталей, но еще и для сообщения им вращательного движения.
Часто в соединениях деталей по поверхностям круглого сечения (гладким поверхностям) для передачи вращательного движения используют деталь-посредник, благодаря которой становится возможной передача вращательного движения от вала к насаженной на него детали (например, зубчатому колесу) или, наоборот, от детали, насаженной на вал к валу (например, от передаточной муфты к валу редуктора).
В качестве деталей-посредников используют штифты, шпонки, шплинты и нажимные винты.
Типовыми соединениями являются шпоночные, штифтовые и шплинтовые соединения.
По функциональному назначению штифты разделяют на крепежные и установочные.
В соединении зубчатого колеса с валом штифт является крепежным элементом.
А в соединении уголка с пластиной такие же штифты являются установочными элементами.
По точности рабочей поверхности штифты подразделяются на три класса точности: A, B, C. Наибольшая точность – класс A, наименьшая точность – класс C. При этом каждому классу точности соответствует определенное исполнение (отличие по форме): классу A – исполнение 1, классу B – исполнение 2, классу C – исполнение 3.
По форме рабочей поверхности штифты делятся на две группы: цилиндрические и конические
На практике штифтовое соединение выполняют следующим образом:
Вначале осуществляют сборку: на валу устанавливают в нужное положение втулку (колесо, шкив и т.д.), и закрепляют в приспособлении;
Затем в сборе просверливают отверстие под штифт насквозь через втулку (например , ступицу колеса) и вал.
Иногда во втулке заранее делают отверстие меньшего диаметра, через которое в дальнейшем сверлится сквозное отверстие под штифт.
Далее аккуратно забивают штифт в выполненное отверстие.
Если нужно разобрать соединение, снять втулку или, например зубчатое колесо для ремонта или замены, то штифт аккуратно выбивают (иногда высверливают). Такое соединение нельзя отнести к разъемным , т.к. зачастую повторно штифт использовать нельзя. Для повторного соединения берут новый штифт несколько большего диаметра, а в детали высверливают новое отверстие под этот штифт
Чтобы соединение было надежным необходимо правильно подобрать размеры соединения: диаметр и длину штифта. В особо ответственных случаях выполняется расчет на прочность в зависимости от нагрузки. Во всех остальных случаях размеры штифтового соединения выбираются в соответствии с рекомендациями, разработанными на основе расчетов и практического применения, и должны соответствовать требованиям, установленным в стандартах на конкретные виды штифтов.
При этом на продольном, по отношению к непустотелому валу, разрезе вблизи штифта выполняют местный разрез вала
Не показывают фаски штифта
В поперечном разрезе штифт показывают рассеченным
Иногда шпонки используют только для фиксации положения деталей, например, в составных станин прессов для фиксации положения стоек.
Далее рассматриваются шпоночные соединения, служащие только для передачи вращательного движения
Шпоночное соединение для передачи вращательного движения состоит из трёх деталей: вал, втулка (колесо, шкив и т.п.) и шпонка.
Конструктивные элементы шпоночного соединения.
Шпонка устанавливается в паз (углубление) вала, при этом некоторая часть ее выступает над
посадочной поверхностью вала.
По выступающей части шпонки направляется и устанавливается сопрягаемая с валом
деталь, в которой имеется сквозной продольный паз.
Клиновую шпонку забивают в пазы. При этом возникает так называемое напряженное соединение – детали соединения испытывают в радиальном направлении уже после сборки еще до эксплуатации.
Пазы на валах получают фрезерованием пальцевыми и дисковыми фрезами, в ступицах протягиванием протяжками.
Соединение в сборе сечение вала сечение втулки
- линия обрыва не должна совпадать с любыми другими линиями.
2. При изображении шпоночного соединения призматической шпонкой зазоры между нерабочими поверхностями (днищем паза втулки и плоской выступающей поверхностью шпонки) показывают увеличенными, так, чтобы между линиями, являющимися проекциями этих поверхностей, было расстояние не менее 0,8 мм.
3. Не показывают разницу длин шпонки и шпоночного паза на валу.
- линия обрыва должна начинаться и заканчиваться на внешнем очерке вала,
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть