Слайд 1Мир профессий
часть 1
8 класс
Учитель технологии (юноши)
Малышева Елена Викторовна
ГБОУ Школа №1504
Слайд 3Специальность ***********Специализация
Слайд 4Квалификация – уровень профессионального мастерства.
Слайд 6Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в
зависимости от целей труда, предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты).
Психологические типы профессий
/По Е.А. Климову/
Слайд 7Классификация профессий
по цели труда
Гностические: распознать, различить , оценить, проверить
(санитарный
врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать
(водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать
(закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Слайд 8Классификация по средствам труда
Профессии ручного труда: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.
Профессии машинно-ручного труда.
Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.
Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда. Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.
Слайд 11 Предмет труда - люди
Труд людей этой группы профессий связан с:
воспитанием,
обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
Слайд 13 «Человек — Знаковая система» (Ч-3)
Слайд 14Предмет труда – условные знаки, цифры, коды, языки
Труд людей этой группы
профессий связан с:
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Слайд 17Предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Труд людей
этой группы профессий связан с:
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Слайд 18«Человек — Художественный образ» (Ч-Х)
Слайд 19Предмет труда – художественный образ, способы его построения
Труд людей этой группы
профессий связан с:
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Слайд 21Предмет труда – растения, животные, микроорганизмы
Труд людей этой группы профессий связан
с:
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Слайд 22Пример формулы профессии: Юрист
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей,
общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Слайд 261. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
2. Бытующие мнения о
престижности профессии.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Слайд 27 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение
этих понятий.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Слайд 28К какой деятельности
склонны Вы ???
Слайд 29Источники
Технология. Профориентация: Тесты. И.П.Арефьев. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005
Как выбрать
колледж в Москве: учеб. Пособие для учащихся. А.М. Корягин, Н.Ю. Бариева, Т.П. Грибанова, Ю.Б. Кошлакова. – М.: «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011
Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования : учебное пособие для учащихся. М.: «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011
Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере: учебное пособие для учащихся. М.: «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011