Слайд 2ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
- от греч. psyche - душа + logos -
учение.
Чем большее эстетическое удовольствие получает личность
от интеллектуальной деятельности, тем скорее последняя превращается в жизненную необходимость.
— область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности
Слайд 3 Философский
Диалектический материализм, с методологических позиций которого будет рассматриваться проблема
научного творчества, определяет мышление как высшую форму отражения человеком предметов и явлений его внешнего и внутреннего мира, позволяющую в отличие от более низких форм познания (ощущений, восприятий и др.) познавать сущность объектов и их взаимосвязи.
Слайд 4Логический
Этот аспект проблемы мышления является одним из важнейших. Ведь процесс
мышления, как известно, представляет собой ряд операций с понятиями и суждениями. Мысля, человек определяет, обобщает, осуществляет ограничение и деление понятий, преобразует суждения, делает выводы и т. п. Именно совокупность этих устойчивых мыслительных форм и операций, а также лежащих в их основе за конов и правил как раз составляет предмет формальной логики.
Слайд 5Физиологический
Материальную основу психики вообще и мышления в частности ученые искали
уже давно, хотя интенсивное экспериментальное изучение мозга началось в конце Х1Х века.
Этот аспект изучения мышления рассматривает физико-химические процессы, протекающие в субстрате мышления - нервной ткани.
Слайд 6Психологический
Психологическое исследование мышления возникло в ХХ веке.
В индивидуальном творческом процессе
интуитивное мышление и логическое завершение полученного результата сопровождаются целым рядом психологических компонентов, из которых особенно важны:
-эмоциональность и установка.
Психология мышления изучает его специфические закономерности там, где они выступают наиболее отчетливо - в творческом, то есть продуктивном мышлении, однако это не означает, что иные виды мышления выпадают из поля зрения психологии.
Слайд 7Кибернетический
появился в начале 40-х годов ХХ века.
Этот аспект изучения мышления
рассматривает человеческий мозг (орган мышления) как сложную систему, работа которой представляет собой прием и обработку информации с окончательной выработкой управляющих сигналов, причем и здесь действуют механизмы обратных связей. С этой точки зрения и мышление (в том числе и творчество) как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям.
Такое определение позволяет подойти к поведению человека с количественной точки зрения и использовать такие продуктивные познавательные средства как теория вероятностей, теория информации, математическая логика и т. д.
Слайд 8Социальный
Занял свое значимое место благодаря возникновению и развитию диалектико-материалистической теории
социального детерминизма К. Маркса и Ф. Энгельса.
Слайд 9Проблема творчества в истории философии
1. Античность.
2. Христианская философия средневековья.
3. Философия Возрождения.
4. Реформация.
5. Философия Нового времени.
6. Немецкая классическая философия.
7. Философия марксизма.
Слайд 10Античность.
Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит
в том, что
творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.
Творчество при этом выступает в двух формах:
а) как божественное – акт рождения(творения)
космоса
б) как человеческое (искусство, ремесло).
Слайд 11Христианство
Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой
перекрещиваются две тенденции:
теистическая
идущая от древнееврейской религии
пантеистическая
-
от античной философии.
Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно.
Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть представителей средневековой схоластики, в том числе и крупнейший ее представитель - Фома Аквинский, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции.
Бог Фомы - это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум.
Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.
...совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной"
Слайд 12Возрождение
«Ограничение" человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно
освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца.
Возрождение понимает творчество прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова. Отсюда характерный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни средневековью, но столь характерна именно для нового времени.
С конца 15-16 вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой, В этом отношении крайне характерен Вико, которого интересует человек как творец языка, нравов, обычаев, производственного искусства и философии, - одним словом, человек как творец истории.
Слайд 13Реформация
В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое)
содержание, а как действие.
Преуспевание индивида в практических начинаниях на земле - свидетельство его богоизбранности.
Изобретательность и сметливость в введении дел освящались религией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религиозного деяния.
Слайд 14Немецкая классическая философия
Завершенная концепция творчества в 18 веке создается Кантом,
который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения.
Творчество лежит в самой основе познания - таков вывод Канта.
Слайд 15Философия марксизма
Понимание творчества в немецкой классической философии как деятельности, рождающей мир,
оказало существенное влияние на марксистскую концепцию творчества. Материалистически истолковывая понятие деятельности, элиминируя из него те нравственно-религиозные предпосылки, которые имели место у Канта и Фихте, Маркс рассматривает ее как предметно-практическую деятельность, как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества.
Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего, как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.
Слайд 16Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века.
Творчество, как непрерывное
рождение нового, составляет, по Бергсону, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования.
Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое.
Слайд 18Природа творчества
В 1910 году вышла в свет книга Энгельмейеpа П.К.
Теория творчества"
Творчество человека есть продолжение творчества природы.
Творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество.
Творчество индивида определяется уровнем развития общества.
Слайд 19Истоки творческих способностей
Генотип или среда?
В Х1Х веке проводились изыскания, призванные
подтвердить концепцию наследуемости таланта и показать, каков механизм этого наследования. Было выявлено, что пpапpабабка Толстого (Ольга Головина-Тpубецкая) и прабабка Пушкина (Евдокия Головина-Пушкина) были родными сестрами.
Было также доказано, что Шиллер, Гильдеpлин, Шеллинг, Гегель, Планк состоят в родстве; их общий предок - Иоганн Вант (ХУ в.).
Симов Михель (умер в 1719 г. ) является общим предком Гейне и Маркса. Приводились и многие другие родословные великих людей (семьи Холдейн, Баха и т. д.). Из этого делали вывод, что одни семьи обладают унаследованной одаренностью и потому добиваются выдающихся успехов, а другие не обладают и даже при равных условиях развития ничего выдающегося сделать не могут.
«…все люди состоят друг с другом в родстве, и у каждого найдутся гениальные и талантливые родственники.»
Слайд 20Этапы творческого процесса
Вторая стадия
-
знание и рассуждение, выработка схемы
или плана, что дает полный и выполнимый план, схему, где налицо все необходимое и достаточное. Она логическая, доказывающая.
Механизм этого акта состоит в опытах как в мыслях, так и на деле.
Первая стадия творчества
-
интуиция и желание, происхождение замысла, гипотезы. Тут интуиция работает над прошлым опытом.
Здесь нужен гений.
Третий акт
-
умение, конструктивное выполнение не требует творчества.
Здесь нужно прилежание.
Слайд 21Что мешает творчеству?
Творчески мыслит тот, кто хочет творчески мыслить
Страх сковывает
воображение и инициативу
Высокая самокритичность
Лень
Трудней всего начать. Кто делает это легко, значит, он обладает "спонтанностью" творчества
Мешает врожденное стремление не напрягаться, быть пассивным
Неразвитый рефлекс цели
Слайд 22Выбрав один путь, одну возможность, человек "зачёркивает" остальные.
И часто -
увы - навсегда.
При решении творческих задач даже профессионалы, увы, обычно используют не более 10% возможных способов достижения поставленной цели
Среди законов Мерфи есть такой закон Хлейда: "Решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику - он найдет более легкий способ". Это же можно сказать и про изобретателей.
Рассматривайте проблему в системе пяти вопросов
«Что?», «Почему», «Где?», «Когда», «Как?»
Слайд 23Необходимое условие
-
подходите к упражнениям с игровым настроением, не заставляйте
себя, делайте все с удовольствием
1)Что общего между:
Поиском комаров в помещении и поиском информации в газете.
2) В чем различия между:
Поиском комаров в помещении и поиском информации в газете.
3) Придумайте как можно больше способов использования
Вареных макарон.
4) Постройте ассоциативную цепочку примерно в 10-30 слов, начиная со следующего слова:
Бабочка
5) А что было бы, если бы:
Вся еда была бы без вкуса и запаха.
Слайд 24ТРИЗ: меньше проблем, больше жизни
Кому сейчас легко... пусть первый бросит
в себя камень.
Иногда проблемы так достают, что думаешь: лучше бы я умер вчера. И самое главное: на многие из них нет готовых решений. Или же старые способы конкретно не подходят. Что делаем тогда?
Бросаемся перебирать варианты: 1-й, 2-й, 3-й... 100-й... 1000-й... Попытки - ясное дело - не пытки, но в них проходят дни и годы. Чем круче проблема и неочевидней решение, тем больше "научных тыков" требуется от нас. А кому хочется напрягаться ?
Систематизировать поиск? Идея супер! Но вопрос: как?
Этим же задался Генрих Альтшуллер. Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена
Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.
Зачем искать компромиссы, когда можно завалить противоречие накорню? Ведь только чисто решенная проблема перестает ею быть.
http://triz.iatp.by/pubs.php3
Слайд 25Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А
при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Изобретательская задача: Как можно заставить медвежат залезть на тонкие деревца, когда мамы нет рядом?
Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.
Найдите ответ на изобретательскую задачу.
ТРИЗ - задачи
"Идеи - это капиталы, которые приносят проценты только в руках талантов" Антуан де Ривароль.
http://triz.iatp.by/pubs.php3
Слайд 26
Американский кинотеатр стал прогорать. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во
время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?
.
Решение 1
А вот как. Текст объявления изменили: " Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится". Ни одна дама не захотела, чтобы ее приняли за старушню. Даже в темноте зала. (Виктор Тимохов)
"Шляпу сними"
Тип задачи: изобретательская
http://triz.iatp.by/pubs.php3
Слайд 271. Скучно. Хочу экзотики.
Прямо читаете мои мысли?!
Экзотики хочу,
но не скучаю.
Экзотика будет в раю.
2. Как быстро летит время...
А проблем все больше...
И это хорошо - прокачусь с ветерком по жизни.
Живем в такое время, что его и убивать не жалко.
3. Устроить в жизни чудо - для меня не проблема.
Быть чуть-чуть волшебником - мое призвание.
Жаль, что я не Дэвид Копперфилд...
В психушку пока не собираюсь.
4. Всегда слушаюсь шефа (старосту, учителя...)
Да, ибо такова моя карма.
Это все исключительно сознательно.
Притворяюсь хорошим.
Издеваетесь?
5. Друзей вижу редко и только во сне.
А что делать? Обстоятельства...
Слышу их голоса во время галлюцинаций.
Встречаемся - выпить по любому поводу.
6. Хочу стать проповедником.
Не понял.
А почему бы и нет?
Проповедником не хочу - хочу быть праведником.
Жизнь заставит...
7. Что за идиотский тест!
И зачем я на него "повелся"?
Вряд ли, психологи - не дураки.
Знать бы, чьих конкретно это рук дело!
http://triz.iatp.by/pubs.php3
Слайд 28Учимся решать проблему
Постарайтесь использовать все доступные Вам чувства для лучшего понимания
проблемы. Как проблема пахнет, какой у нее вкус, какая она на ощупь. Есть ли у нее температура и какая она. Горячая, холодная или еле теплая. Представьте, как она выглядит. Используйте свое воображение. Запишите свои ощущения и впечатления, какими бы они не оказались. Нам важен в первую очередь процесс, а результат может быть любым.
Придумайте и запишите как можно больше самых разнообразных формулировок проблемы. Записывайте все формулировки, которые приходят в голову. Придумайте как минимум десять разных формулировок. Пусть они отличаются, самое главное сейчас - получить определенное количество.
Проблемы, требующие решения.
Разработка полезных ископаемых на дне моря.
Как обогреть большой дом.
Как получить в пустыне огромные урожаи.
Как отучить людей смотреть телевизор.
Как увеличить число игровых площадок для детей.
Слайд 29Придумать идеи
для пригласительных,
отдельных элементов
одежды, аксессуаров
обязательных для
каждого
присутствующего.
Ключевые
слова:
любовь - морковь
Придумать идеи для подарков и сувениров участникам игр и варианты валентинок.
Ключевые слова:
Любовь - горох
Придумать идеи для оформления стола и варианты различных блюд.
Ключевые слова:
Любовь - картошка
Проблема: Организовать креативный праздник на День Святого Валентина
1 группа
2 группа
3 группа
Слайд 30Подведем итоги
Что вам удалось запомнить в процессе урока?
Какие новые понятия вы
усвоили в процессе урока?
Все ли вам было понятно?
3. Что из материала урока вам показалось интересным?
4. Что из материалов урока вам показалось новым?
5. Чему вы научились на занятии?
6. Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?
7. Было ли это занятие полезным для вас?
8. Остались ли у вас нерешенные проблемы?
Слайд 31Три вопроса
Три ответа
Комфортно ли вам было на уроке?
Что больше всего
понравилось?
Что вы пожелаете себе в творческой работе?