Слайд 1 Народные промыслы России
Жостовская
роспись
Слайд 2Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому
ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России.
Слайд 3Но прежде всего стоит узнать, откуда на Руси появились эти произведения
искусства?
Пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколение, от мастера к мастеру, от отца сыну, от матери дочери, народные промыслы дошли и до наших времен!
Слайд 4Недалеко от Москвы есть село Жостово, жители которого уже более полутора
веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовуха, сбитень, исконно русские напитки. Появился и ритуал – чаепитие. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Но технология не стоит на месте и подносы из металла стали изготавливать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало воображение – это и шести – восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов.
Слайд 5А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую
по производству изделий из папье-маше, купец Вишняков с сыновьями и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных промыслов русской народной культуры.
Слайд 6В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На
мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы из города Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.
Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.
Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.
В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера.
Слайд 7Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи металлических подносов, существующий
в селе Жостово с 1825 года.
Слайд 8Основной мотив росписи ― цветочный букет простой композиции, в котором чередуются
крупные садовые и мелкие полевые цветы..
Слайд 9Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному,
серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 10 Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют,
затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.
Слайд 11Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке
или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями ― прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями . В последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах подноса.
Слайд 12 После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с
просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
Слайд 13Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, а вот поначалу на
подносах, украшавшая их живопись была одинаковой- пейзажи, летние и зимние тройки коней. В настоящее время этот узор возрождается.
Слайд 15По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под
самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Полюбоваться красотой подносов можно в музее села Жостова, а также в Русском музее Санкт-Петербурга.
Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.
Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.