Слайд 1ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Зубарева Г. М.,
учитель технологии
ФГКОУ СОШ №162
Хабаровск -
47
Слайд 2ЦЕЛИ:
Формирование понятий: об информации в целом, о рекламе, маркировке, пищевых
добавках, товарных знаках и брендах.
Способствование экономическому и экологическому воспитанию на основе полученных знаний.
Развитие коммуникативных и творческих способностей, произвольного внимания.
Слайд 3 Научиться находить и отбирать необходимую информацию из различных источников, маркировки
на упаковках и этикетках.
Научиться мыслить критически, развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
ЗАДАЧИ:
Слайд 4ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
На какие группы по степени важности делятся покупки?
Назовите требования,
предъявляемые к покупке.
Перечислите правила покупки товара.
Слайд 5ПЛАН:
Зачем потребителю информация.
Где потребитель может получить информацию.
Как пользоваться информацией.
Слайд 6ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Зачем потребителю нужна информация о товаре?
Что обозначает понятие «ИНФОРМАЦИЯ О
ТОВАРЕ»?
Какие вы знаете источники информации о приобретаемых товарах потребителей?
Какое влияние могут оказывать друзья, знакомые на информацию?
Слайд 7В семейной экономике немаловажную роль играет информация о товарах.
Семьи – это
основные потребители товаров, и умение пользоваться информацией о них поможет более экономно расходовать семейные средства.
Иногда семьи сами производят товары и услуги, и это также связано с информацией о товарах – с сертификацией и маркировкой продукции, инструкциями к ней и т.д.
Слайд 8Информация - это власть
На рынке профессионал - продавец чувствует себя куда
увереннее, чем потребитель.
И одно из главных преимуществ продавца состоит в том, что он владеет информацией.
В нашей повседневной жизни мы привыкли его использовать, не задумываясь о том, что сведения только тогда становятся информацией, когда содержат в себе конкретное сообщение, предназначенное для определенных пользователей.
Слайд 9ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ»
ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ – это совокупность сведений, которые
позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или потребления.
Слайд 10Вам знакомо выражение "купить кота в мешке"?
Оно описывает ситуацию, в
которой не хотел бы попасть ни один из нас.
Принять решение о покупке - будь то хлеб, телевизор, билет в театр - невозможно, не зная как можно больше о том, что, какого качества и по какой цене вы собирались приобрести.
Именно эти сведения должна включать в себя потребительская информация.
Слайд 11ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Что необходимо знать о потребительской информации при совершении покупки?
Нужно знать:
какая именно информация нужна, где найти необходимую информацию, как убедиться в ее достоверности и правильно ее интерпретировать.
Основная задача сводиться к тому, чтобы выяснить, где и какую информацию нам удастся получить и как правильно ею воспользоваться.
Из каких источников можно получить информацию?
Слайд 12ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации;
Выставки товаров и услуг;
Наружная реклама;
Символы на этикетках, вкладышах,
упаковках;
Инструкции с описанием качества товара и технологии их применения;
Устное и письменное общение между людьми.
Слайд 13СОВЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗАНКОМЫХ
Советы друзей и знакомых - это самый
доступный способ получения информации.
Часто бывает и самым надежным.
Однако этот источник информации имеет и свои недостатки.
На вкус и цвет товарищей нет!
Слайд 14Информация от производителя товара
Технические характеристики различной бытовой техники.
Такая информация настолько важна,
что, не ознакомившись с ней, вы просто не сможете принять решение о покупке дорогостоящей вещи.
Производителю выгодно сообщить как можно больше сведений, способных побудить вас приобрести именно этот товар.
Задача потребителя - уметь разбираться в том, что означает каждый значок и символ.
Слайд 15Упаковка, этикетка, инструкция
За всю историю промышленного производства люди научились не только
давать имя тому, что произведено их руками, но и каким-либо образом передавать другим информацию о том, что, же представляет собой тот или иной продукт.
А знать вам это нужно, во-первых, для того чтобы из нескольких товаров одного наименования выбрать именно тот, который вам нужен.
Слайд 16ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Что такое «маркировка», «этикетка», «вкладыш»?
В чем заключаются основные различия между
ними?
Какие торговые знаки вы знаете?
Для чего используется штрихкод?
Слайд 17Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для
хранения и инструкции для использования.
Вкладыш - это детальная инструкция и указания о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.
Маркировка - это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимый на изделие, упаковку, табличку, ярлык или этикетку.
Слайд 18ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИМВОЛЫ
Символы
Экологическую безопасность товара
Соответствие стандартам качества и безопасности
Рассказывающие о составе
продукта
Информирующие о правилах пользования товаром
Слайд 19Кроме того, на продуктах питания, лекарствах и парфюмерно-косметических товарах обязательно должны
быть указаны сроки годности (в течение какого периода можно использовать товар, не боясь навредить своему здоровью), а также состав и противопоказания к применению.
Что касается лекарств, то лучше покупать только рекомендованные врачом и те, к которым приложена информация на русском языке.
Слайд 20ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем
здоровье.
Как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды.
Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты.
Но как их узнать на упаковке? Вот такой знак означает, что вы держите в руках экологически чистый продукт.
Этот знак под названием "Голубой ангел" впервые появился в Германии в 1978 г. Центральная его фигура заимствована из эмблемы программы ООН по окружающей среде.
Сегодня таким знаком отмечено более 500 изделий, выпускаемых в Германии.
К сожалению, они редко попадают на наш рынок.
"Голубой ангел"
Слайд 21Товары со знаком "Зеленая точка"- частые гости на российском рынке.
Этот
знак говорит о том, что производство данного продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке. Правда, это верно для Германии, где разработан этот символ.
В России же и во многих других странах отходы не собираются и не перерабатываются, так что товары с "Зеленой точкой" загрязняют среду так же, как и без нее.
Аналогичное значение имеет знак "ресайклинга".
Им обозначают как предметы, поддающиеся переработке, так и те, что уже получены из вторичного сырья: тазы, банки, бутылки из полимеров.
Слайд 22Изображение кролика означает, что продукт не был опробован на животных.
Этот
знак наносится на упаковку после очень строгого контроля: только если хотя бы один из компонентов, из которых сделан товар, не был опробован на животных.
Слайд 23СИМВОЛЫ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ОБ ОПАСНОСТИ
Слайд 24СРОК ГОДНОСТИ
По закону производитель обязан предоставлять потребителю информацию на русском языке,
ведь от этой информации напрямую зависит ваше здоровье.
Слайд 25СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ
Вам, наверное, еще не приходилось самостоятельно покупать
такие дорогие вещи, как холодильник или микроволновая печь.
Но такой момент скоро обязательно настанет.
Это будут напряженные минуты - ведь перед вами встанет задача купить прибор качественный, с нужными для вас функциями и безопасный.
Последнее условие чрезвычайно важно: ведь безопасность - это гарантия от короткого замыкания, пожара и прочих бед.
Знаки безопасности, если они нанесены на товар, гарантируют от многих неприятностей, но никак не свидетельствуют о качестве товара.
В России есть и свой собственный знак безопасности.
Если на товаре стоит "МЕ10" (знак организации "ТЕСТ БЭТ", отвечающей за проверку отечественных товаров на безопасность), это означает, что данный прибор соответствует требованиям безопасности.
Слайд 26Европейским сообществом ЕЭС приняты следующие знаки: "СЕ" - символизируют соответствие европейских
изделий нормам ЕЭС (стран общего рынка), в том числе требованиям безопасности.
На игрушках соответствие стандартам безопасности (особенно в Великобритании) обозначается так называемым Символом Льва.
Слайд 27СОСТАВ ПРОДУКТА
Как правило, состав продукта указывается на этикетке. Но есть
и специальные значки, по которым можно определить, входят ли в состав продукта те или иные вещества.
Если вы, например, вегетарианец, то, покупая новый соус, обратите внимание на следующий знак. Он свидетельствует о том, что продукт не содержит компонентов животной пищи.
Внимательно рассмотрите этикетку почти любого продукта питания, в ряду ингредиентов можно найти обозначения Е147, Е125 и т.д. Что же подмешано в наш любимый кекс и в банку с пепси?
Слайд 28Индекс Е: что он означает
Действительно, на упаковке подавляющего большинства товаров стоят
индексы Е103, Е210, Е311 и т.д.
Скрывают они не мифическую опасность, а разрешенные к применению пищевые добавки.
Всемирная организация здравоохранения, в которую входят 170 стран, определяет пищевые добавки как природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно в пищу не употребляются, но в ограниченных количествах преднамеренно вводят в продовольственные товары. Зачем?
Применение пищевых добавок - это часть современной технологии производства продуктов питания.
В основном они применяются для того, чтобы: улучшить питательные свойства продукта; обеспечить лучшую сохранность продукта; улучшить внешний вид продукта.
Причем индексы эти - не самодеятельность производителей.
Разрешение на применение той или иной пищевой добавки и определение их безопасной нормы занимаются специальные организации, учрежденные ООН и Европейским сообществом. Поэтому, кстати, в индексах присутствует буква "Е" - от первой буквы "Europe" - "Европа".
Слайд 29ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ
По своему назначению пищевые добавки (условно) делятся на несколько классов.
Существует
несколько тысяч пищевых добавок, но не все они применяются одинаково широко. Некоторые из них, например, не находят применения в США, но используются в Европе, и наоборот.
В России сейчас разрешено использование около 250 видов пищевых добавок. Но есть и те, использование которых запрещено.
Слайд 30ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ
На одежде можно встретить еще одну группу знаков, с
которыми вы уже знакомы.
Информация эта очень полезна.
На каждой вещи, будь то блузка, пальто или шапка, всегда есть символы, которые подсказывают вам, можно ли стирать данную вещь, как правильно ее сушить или гладить.
Слайд 31ШТРИХ-КОД
При покупке какого-либо товара очень хочется знать, в какой стране
он произведен. Обычно об этом можно узнать по надписи "made in:" ("сделано в :").
Но на многих товарах стоит и еще один знак - штриховой код. Эти черные полоски с рядом цифр.
Штриховой код придуман в основном для удобства поставщиков и торговых работников - как средство передачи информации по всей цепочке: изготовитель - оптовый торговец - розничный продавец - покупатель.
Информация, которую несет штрих-код, может быть считана специальным сканером. Этим облегчается инвентаризация товаров на складе и в торговом зале.
Слайд 32Существует несколько систем штрихового кодирования. На сегодняшний день наибольшее распространение получили
две из них - американская система - UPC (Универсальный товарный код) и европейская система кодирования - EAN .
Штрих-код UPC состоит из 12 цифр, а штрих-код по системе EAN - из 13. Товары небольших размеров могут иметь короткий код, состоящий из 8 цифр, - EAN-8.
По коду EAN первые две цифры обозначают страну происхождения товара, следующие пять - предприятие-изготовителя, еще пять - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, вес, цвет.
Слайд 33ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определите страну – изготовителя по штрих-коду.
Проверьте подлинность штрих-кода.
Слайд 34НАЛИЧИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Товарный знак - это фирменное имя, фирменный знак,
товарный образ или сочетание их, защищенные юридически.
Товарный знак - лучшая реклама.
По международным правилам нельзя использовать в качестве товарного знака государственную символику, например, герб страны.
Всем хорошо известно что выпускают такие фирмы как "Сони", "Панасоник", "Мерседес", "Адидас", "Марс".
Многие производители, играя на неопытности потребителей, в своих названиях пытаются подражать им, создавая имитации под фирменные изделия.
Слайд 35БРЕНД
Нельзя путать два понятия: товарный знак и бренд.
Бренд (англ. "клеймо")
– это знак, используемые для обозначения товаров и услуг конкретного производителя и для отличия их от конкурентов.
Каждый бренд имеет свою стоимость, так, бренд "Coca-Cola" оценен независимой компанией "InterBrand" в 69 млрд. долларов, а "Ikea" - в 6 млрд. долларов.
Стоимость бренда включается в стоимость товара. Это значит, что потребитель платит за имидж товара или фирмы-производителя. Иногда стоимость бренда составляет 30 % от цены товара.
Слайд 36РЕКЛАМА
Реклама (от лат. cлова reklame - кричать) - это целенаправленное воздействие
на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынке.
Реклама - публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы.
Реклама товаров предполагает использование специфических художественных, технических и психологических приемов с целью формирования и стимулирования спроса и продаж.
Итак, глядя на любое рекламное сообщение, вам надо помнить, что его задача - привлечь ваше внимание именно к данному товару или фирме.
Красота и привлекательность самой рекламы отнюдь не означают, что товар столь же хорош.
Наверняка вы вспомните случаи, когда, привлеченные красивой рекламой, покупали продукт, который, как потом выяснилось, лично вам не по вкусу.
Слайд 37РЕКОМЕНДАЦИИ
Знания и практические умения, которыми вы овладели сегодня на уроке, пригодятся
вам в жизни независимо от того, кем вы станете в будущем.
Ведь все вы должны уметь покупать качественные товары.
Вы теперь умеете читать маркировку на товаре - это позволит избежать ряда неприятностей при пользовании им.
Слайд 38Практическая работа
Задание 1
Сделать рекламу выбранному по своему усмотрению товару или услуге.
Задание
2
Написать советы потребителю по использованию информации при выборе товара.
Слайд 39Практическая работа
Задание 3
Ответить на вопросы:
Какие потребительские качества вы будете учитывать при
покупке кроссовок, компьютера, настольной лампы или куртки?
Может ли предоставление гарантийного талона и обслуживание изделия быть свидетельством невысокого качества продукции фирмы?
Какой информацией надо обладать, чтобы купить лампочку для настольной лампы взамен перегоревшей?
Слайд 40Советы потребителю по использованию информации при выборе товаров
Чем больше знаешь,
тем уверенней себя чувствуешь на рынке, тем меньше шансов совершить неудачную покупку.
Вся информация должна быть на государственном языке.
Чем дороже вещь, которую собираетесь купить, тем больше информации надо узнать.
Разумно относитесь к информации, постарайтесь перепроверить её, так как встречается реклама, замаскированная под независимую информацию.
Пользуйтесь советами специальных потребительских изданий т.к. они дают независимую и объективную информацию
Узнай побольше – решай сам, покупать или не покупать.
Слайд 41ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры" Практикум для учащихся старших классов
/ Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 80 с.
Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры" Учебник для учащихся старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 176 с.
Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры": Методическое пособие /Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 128 с.
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы (вариант девочек) /В.Д. Симоненко, О.В. Табарчук, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2000, - 240с.
http://library.fentu.ru/book/iise/69/33__.html
http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/osnovi-potrebitelskikh-znanii--markirovka-tovarov.html
http://onona.su/1111-sekrety-uhoda-za-odezhdoy.html