Слайд 1Определение соответствия музея под открытым небом
"Обдорский острог"
традициям древнерусского
деревянного
зодчества
Слайд 2Актуальность данной работы
заключается в том, что в настоящее время серьезную
озабоченность вызывают формально воссозданные памятники, когда особенности древней технологии их строительства не были учтены, когда использовались те материалы, что были под рукой, а не те, что характерны для древнерусских деревянных построек. Даже если они сохраняют свои былые объемы и общую композицию, то схематизм и сухая геометризация их прорисовки оставляют зрителя, полуравнодушным, заинтересованным в лучшем случае, лишь необычностью в повседневной жизни.
Актуальность выдвинутой темы в настоящее время очевидна. С каждым днем, тем более – месяцем и годом, утрачивается традиционная русская культура строительства.
Слайд 3Цель:
Целью работы является соответствие памятника «Обдорский острог» особенностям древней технологии и
строительства, характерных для древнерусских деревянных построек.
Слайд 4Задачи работы:
– изучить историю древнерусского деревянного зодчества
– изучить историю древних городов
Севера
– определить степень соответствия «Обдорского острога» традициям древнерусского деревянного зодчества.
Слайд 5 – анализ архивных материалов, графических реконструкций, натурных фотографий чудом уцелевших
в заполярье деревянных реликтов.
Метод исследования
Слайд 6В работе обозначены:
объект исследования – музей под открытым небом «Обдорский острог»;
предмет
исследования – соответствия памятников древнерусского деревянного зодчества в г. Салехард особенностям древней технологии и строительства, характерных для древнерусских деревянных построек.
Слайд 7 Анализ и изучение древней планировочной структуры, которая является ценным первоисточником,
помогающим выявить и понять традиции древнерусского градостроительства, а так же изучение церковного зодчества, военно-оборонительного строительства, и традиционных приемов возведения деревянных крепостей.
Методы исследования
Слайд 8 Полное представление о древней Обдорской крепости можно получить по ее
графической реконструкции, которая была выполнена в 1992-1993 годах.
Две ее башни со сквозными проезжими воротами фиксируют два основных входа: восточный и западный. Две глухие башни стоят с восточной стороны. Таким образом, стороны дороги, помимо проезжей, стоят еще две глухие башни, без ворот. Высокий тын из стоячих заостренных бревен, соединяющий башни и обрамляющий поселение внутри крепости, образует неправильный пятиугольник , повторяющий линии рельефа. Задняя стена имеет излом.
В срединной части крепости на самом высоком ее месте поставлена деревянная крепость; рядом с ней – монументальная шатровая колокольня.
Слайд 9
1. Отличительной его особенностью является использование дерева, не только как строительного
материала, но и как материла искусства. Единство конструктивно-технического назначения и архитекторно-художественного звучания прослеживается в каждом памятнике. Оно и в правдивой красоте самого дерева, ничем не приукрашенной, и в контрастных сочетаниях по разному обработанных поверхностей отдельных частей здания. Оно же в способности гладких деревянных плоскостей, поставленных под разными углами, по-разному отражать свет, создавая живую игру световых бликов.
Тем и отличаются памятники древнерусского зодчества от всех других построек, тоже выполненных из дерева, но в которых само дерево используется только как строительный материал.
Древнерусское деревянное зодчество
Слайд 102. Если планировочное построение древних городов-крепостей во многом служит основой пространственной
организации православных монастырей, то и в архитектуре отдельных стоящих церквей и колоколен было немало черт, заимствованных из крепостного творчества. Так на возникновение и широкое распространение их шатровых завершений с наибольшей силой отражающих вдохновенную патетику русского церковного зодчества, решающее влияние оказала практика военно-оборонительного строительства и созданные ими архитектурные образы. Один из них, сложившийся еще в дохристианской Руси, - образ сторожевой башни.
Слайд 113. Несколько конкретизирует представление об архитектуре древней острожной церкви старинный рисунок
Обдорской крепости XVII века. На нем изображено деревянное укрепленное поселение, раскинувшееся на высоком берегу Полуя. Над его постройками возвышается церковь клетского типа с высокой клинчатой кровлей и стоящая слева от нее шатровая колокольня. Этот рисунок служит отправным пунктом при воссоздании архитектуры двух доминирующих зданий крепости.
Слайд 12Итак, первое: церковь – клетского типа.
Второе: к помещению собственно храма, с
запада примыкает меньший, по традиции, объем трапезной покрытый более низкой кровлей с пологими скатами.
Третье: с восточной стороны к помещению храма всегда примыкает алтарь.
Четвертое: так же не подлежит сомнению наличие крыльца при входе в церковь, всегда располагавшемся с западной стороны.
При суммировании выявленных слагаемых вырисовывается общая структура воссоздаваемой церкви: храм клетского типа под высокой двухскатной кровлей, к которому с запада примыкает трапезная с крыльцом, а с востока – алтарный прируб. Храм увенчан одной главой с крессом установленной, как бывало в XVII – XVIII веках, на рубленном восьмерике и барабане. Архитектурно художественный образ церкви дополняет традиционные детали, типичные для древнерусских деревянных храмов.
Слайд 13Конструктивную основу памятника составляют три разновеликих, рубленных в обло сруба с
массивными окладными венцами. Небольшой восьмерик, на котором стоит глава церкви, рублен в капу, то есть без остатка. Бревна его снаружи и изнутри стесаны, образуя в сечении восьмигранник с короткими, смоченными по бокам сторонами, соединяющими по углам плоскости бревен.
С северной стороны церкви, на небольшом от нее расстоянии возвышается шатровая колокольня. Основу ее составляет традиционный «восьмерик на четверике» - повсеместно встречавшийся на Руси прием построения шатровых колоколен и церквей. Оба сруба, четырехгранный и восьмигранный, рублены в обло.
Раскрывая особенности архитектуры главной башни Обдорского острога, прежде всего отметили ее традиционность, столь характерную для памятников древнерусского деревянного зодчества.
Слайд 14О декоративном убранстве воссозданной башни, то оно предельно лаконично и состоит
только из резного обрамления красного теса шатровой кровли, выполненного в форме традиционных усеченных пик.
Слайд 15В древнерусских крепостях стены как известно, вплотную примыкали к башням, причем
это относились и к тыновым, и к срубным укреплениям. Небольшой фрагмент тына воссоздан и у Обдорской башни. Стена протяженностью около 30 метров и 3,5 метра состоит из плотно пригнанных установленных вертикально. Вверху бревна заострены, откуда, и название – острог. Бревна имеют выкружку по всей высоте, благодаря чему они плотно примыкают, причерчиваются друг к другу, что создает дополнительную прочность. С внешней стороны они скреплены короткими брусками, расположенными горизонтально в шахматном порядке.
Слайд 16проанализировав архивный материал, графические реконструкции, натурные фотографии, существующие памятники русского деревянного
зодчества, мы можем сделать вывод, что Обдорский острог воссоздавался по аналогам, «по старине», «по образу и подобию», подлинников, уже сошедших в большинстве своем с лица земли но сохранившихся в обстоятельных материалах (описаниях, фотографиях, обмерах, графических реконструкциях) и полностью соответствует традициям древнерусского деревянного зодчества.
Выводы: