Презентация, доклад и конспект урока по технологии Классификация профессий

Содержание

Цель: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Задачи:ознакомить с миром современного профессионального труда, со спецификой профессиональной деятельности и способствовать развитию профессионально важных качеств;помочь адаптироваться в

Слайд 1

МКОУ Тавринская средняя общеобразовательная школа Автор: Илибаева Е.Т. учитель технологии МКОУ Тавринская СОШ Русская Тавра, 2013

Классификация профессий

МКОУ Тавринская средняя

Слайд 2Цель: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям

труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда.

Задачи:
ознакомить с миром современного профессионального труда, со спецификой профессиональной деятельности и способствовать развитию профессионально важных качеств;

помочь адаптироваться в реальных социально – экономических условиях;

актуализировать процесс профессионального самоопределения;

Цель: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям

Слайд 3 В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, человек умел

сам делать всё необходимое для жизни. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности. Профессия- род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Специальность- более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, человек умел сам делать всё необходимое для жизни.

Слайд 4 Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или другими

словами классификация. Классификация- осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или другими словами

Слайд 5 Классификация, разработанная Е. А. Климовым построена по признакам, идущим от человека.

Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С предметом что-то надо делать- это цель труда. Реализуется эта цель посредством орудий труда. И наконец, человеку важно в каких условиях протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
Классификация, разработанная Е. А. Климовым построена по признакам, идущим от человека.  Каждый вид труда

Слайд 6 Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника.

«Человек- техника» - «Т»

Большинство профессий этого типа связано

с созданием, монтажом, сборкой технических устройств; специалисты проектируют и конструируют технические системы, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты, приборы, регулируют и налаживают их

с эксплуатацией технических устройств: специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами

с ремонтом технических устройств: специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, машин, механизмов, аппаратов, приборов Ремонтируют, регулируют и налаживают их

Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника.   «Человек- техника» - «Т»Большинство профессий

Слайд 7«Человек- человек»- «Ч»
Большинство профессий этого типа связано
с воспитанием,
обучением
с медицин-
ским обслу-живанием
с бытовым
обслужива-нием
с

информацион-ным обслу-живанием

с защитой
общества и
государства

воспитатель
учитель
мастер проф-
техучилища
спортивный
тренер

врач фельдшер медсестра няня вахтер работник столовой

продавец парикмахер официант

продавец парикмахер официант библиотекарь экскурсовод лектор

продавец парикмахер официант юрист милиционер инспектор военнослужащий

«Человек- человек»- «Ч»Большинство профессий этого типа связанос воспитанием,обучениемс медицин-ским обслу-живаниемс бытовымобслужива-ниемс информацион-ным обслу-живаниемс защитойобщества игосударствавоспитательучительмастер проф-техучилищаспортивныйтренерврач фельдшер

Слайд 8«Человек- природа»- «П»
Объекты труда для представителей большинства этих профессий
животные, условия

их роста, жизни

растения, условия их произрастания, жизни

Специалистам этой области приходится:

изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных

выращивать растения, ухаживать за животными

проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений

агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог

лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод

врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар

«Человек- природа»- «П» Объекты труда для представителей большинства этих профессийживотные, условия их роста, жизнирастения, условия их произрастания,

Слайд 9 «Человек- знаковая система» - «З»
Это могут быть
тексты на родном и

иностранных языках

цифры формулы таблицы

чертежи карты схемы

звуковые сигналы

редактор корректор машинистка делопроизводитель телеграфист

программист оператор ЭВМ экономист бухгалтер статистик

конструктор инженер-технолог чертежник копировальщик топограф штурман геодезист

радист стенографист телефонист звукооператор

«Человек- знаковая система» - «З»Это могут бытьтексты на родном и иностранных языкахцифры формулы таблицычертежи карты схемызвуковые

Слайд 10 «Человек- художественный образ» - «Х»

Большинство профессий этого типа связано

с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений

с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу ( в единичных экземплярах)

с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве

специалист создаёт проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок, звуков, движений

специалист воссоздаёт замысел художника, внося в него элементы собственного творчества

специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу

писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф

ювелир, реставратор, гравёр, маляр альфрейных работ, столяр – краснодеревщик, музыкант, актёр

мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник

«Человек- художественный образ» - «Х»  Большинство профессий этого типа связанос созданием,

Слайд 11Классы профессий
Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с

целями труда, они могут быть сведены к трём большим классам:


Классы профессийВнутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда, они могут быть сведены

Слайд 12Отделы профессий Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости

от орудия труда или средств производства. Таких отделов четыре:


Отделы профессий Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств

Слайд 13
Группы профессий

По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:




Группы профессийПо условиям труда можно выделить четыре группы профессий:

Слайд 14Классификационные признаки профессий
Типы профессий (

по предметам труда);
Ч – Т; Ч –П; Ч –Ч; Ч –З; Ч –Х

Классы профессий ( по целям труда);
Г; П; И

Отделы профессий (по орудиям труда);
Р; М; А; Ф

Группы профессий ( по условиям труда);
Б; О; Н; М

Формула твоей профессии

Классификационные признаки профессий      Типы профессий ( по предметам труда);

Слайд 15 Физкультминутка
1. Ч-Т: два раза нагнуться
2. Ч-Ч:

пожать руки справа и слева стоящему от вас.
3. Ч-П: встать.
4. Ч-З: два раза сделать приседание.
5. Ч-Х: поаплодировать.
Физкультминутка 1.  Ч-Т: два раза нагнуться 2.  Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему

Слайд 16Формула профессии

Классификацию профессий схематично можно изобразить в виде пирамиды из четырёх ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия.

Например, рассмотрим профессию токаря. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек-техника»; по цели труда- к классу преобразующих профессий; по средствам труда- к отделу, где используют машины; по условиям труда- к группе специалистов, работающих
бытовых условиях.
Поэтому формула профессии токаря- Т Пр М б

Формула профессии

Слайд 17 Упражнения: 1.Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают специальности, профессии:

Специальности: Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтёр, лётчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.
Профессии:
Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования, юрист, строитель, штукатур.
Упражнения:  1.Из перечня нижеприведённых слов выберите те,

Слайд 18 2.Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей: (написать формулу профессий) а)

садовник; б) полицейский; в) фрезеровщик; г) инженер;

3. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий:
а) инженер-конструктор-композитор; в) бухгалтер-слесарь;
б) официант-водитель такси; г) медсестра-токарь;
4. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:
а) животновод, садовник;
б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;
в) медсестра, токарь, бухгалтер;
г) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь.
д) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

2.Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей: (написать формулу профессий) а) садовник; б)

Слайд 195. Решите каждый ребус и заполните горизонтальные клетки чайнворда:

5. Решите каждый ребус и  заполните горизонтальные клетки  чайнворда:

Слайд 20Ответы:
1. Хирург, литературный критик, пианист, лётчик – испытатель, химик теоретик,

маляр, художник – конструктор, закройщик;
Учитель, токарь, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар, юрист, строитель.
2 . Садовник - ППРо; полицейский – ЧПРб; фрезеровщик – ТПМб; инженер – ТГРб;
3. а) по условиям труда ( бытовые); б) по предмету труда (Ч –Ч);
в) по орудиям труда ( ручные); г) по целям труда (преобразующие);
4. а) по предмету труда (Ч –П); б) по целям труда (изыскательская);
в) по условиям труда (бытовые); г) по цели труда (преобразующие);
д) по предмету труда (Ч –Ч).
5.
1. парикмахер; 2. инженер; 3. рыбак; 4. повар; 5. редактор; 6. строитель; 7. фермер; 8. печник; 9. слесарь; 10. сапожник;
11. кинолог; 12. швейцар.
Ответы: 1. Хирург, литературный критик, пианист, лётчик – испытатель, химик теоретик, маляр, художник – конструктор, закройщик;

Слайд 21


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть