Слайд 1Дифференцированный подход на уроках профессионально-трудового обучения
в специальной (коррекционной) школе VIII
вида
Учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело)
ОГСКОУ «Специальная (коррекционная)
школа – интернат № 25» г. Братска
Дятлов В.В.
Слайд 2Основная цель
образовательного процесса в специальной (коррекционной)
школе VIII вида -
социализация
воспитанников
Слайд 3Цель образовательного процесса достигается через ряд задач:
1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности
и эмоционально-волевой сферы.
2.Подготовка учащихся к производительному труду.
3.Социальная адаптация в условиях современного общества.
Слайд 4Контингент С (к) Ш VIII вида -
учащиеся, имеющие умственную отсталость
(олигофрению) преимущественно лёгкой и средней степени тяжести.
Слайд 5Олигофрения –
это не просто «малоумие» («олиго» – мало, «френос» –
ум),
это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы.
Слайд 6Олигофрения -
–
это не прогрессирующее состояние, что даёт возможность при правильно
организованном коррекционно-развивающем воздействии в условиях учебно-воспитательного процесса достигать положительных результатов при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Слайд 7Структура дефекта при олигофрении
Первичный дефект-
нарушение познавательных
функций и мышления
Вторичными дефектами могут
быть нарушения в эмоциональной сфере, нарушения речи, личности и т.д.
Слайд 8М.С. Певзнер:
дети с интеллектуальными нарушениями имеют неодинаковые возможности обучения, разные потенциальные
компенсаторные возможности, что связано с различной глубиной и распространённостью нарушений.
Слайд 9Продвижение детей с нарушением интеллекта в образовательном процессе происходит неравномерно.
Слайд 10В то же время цель и задачи образовательного процесса в специальной
(коррекционной) школе VIII вида ставятся по отношению к каждому учащемуся
На сегодняшний день по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от глубины и степени распространённости, принята позитивная социальная модель – «Развитие».
Слайд 11Основа модели-
Концепция нормализации, разработанная шведским учёным Б.Нирье:
Люди с ограниченными возможностями
здоровья при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования.
К тому же каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого.
Слайд 12Для успешной реализации модели «Развитие» в специальной психологии и педагогике
разработана педагогическая
дифференциация по уровням усвоения программного материала.
Слайд 13Статьи Н.П. Павловой в пособии для учителей и студентов дефектологических факультетов
педагогических институтов под ред. В. В. Воронковой «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»:
выделены группы учащихся по усвоению программного материала по основным учебным предметам – русский язык, математика, трудовое обучение.
Слайд 141 группа
2 группа
1группа
3 группа
4 группа
Слайд 151 группа
Это ученики, наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального
обучения.
*Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно.
*Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
*Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала.
*Им доступен некоторый уровень обобщения.
*Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
*При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Слайд 162 группа
Также достаточно успешно обучаются в классе.
*В ходе обучения эти
дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
*Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
*Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
*Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
Слайд 173 группа
С трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи
(словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
*Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).
*Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное.
*Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.
*Детей отличает низкая самостоятельность
*Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое
Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертност.ь
* Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
*Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.
*Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
Слайд 184 группа
*Овладевают учебным материалом на самом низком уровне.
При этом только
фронтального обучения для них явно недостаточно.
*Дети нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
*Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
*Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания.
* Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки.
*Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
*Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
*Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.
Они могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Слайд 23Характеристика основного состава учащихся 6,7,8 классов:
С трудом усваивают программный материал либо
часть программного материала не усваивают вообще.
Крайне затруднено понимание нового материала.
Очень низкая самостоятельность учащихся.
Учащимся трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное.
Учащиеся могут применить ЗУН при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
Слайд 24Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие
и в этих условиях допускают ошибки.
Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.
Они могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Слайд 25Проблемы при обучении учащихся
3 – 4 группы на уроках профессионально-трудового
обучения(столярное дело):
1. Большие трудности в понимании специальной терминологии, при чтении чертежей, технологических карт.
2. Грубое нарушение общей и мелкой моторики, что сказывается на качестве работы.
3. Стойкая неспособность учащихся сопровождать ход работы речевым высказыванием.
4. Чрезмерная торопливость в работе, что часто приводит к браку.
Слайд 26Принципы работы с учащимися
на уроках профессионально-трудового обучения:
Изучение медико-психолого-педагогических особенностей учащихся,
особенно учащихся 3 и 4 группы.
Создание ситуации успеха на уроке, ситуаций общения, речевых ситуаций, мотивационное начало урока, доброжелательная атмосфера сотрудничества на уроке.
Формирование в группе взаимовыручки, взаимопомощи, товарищества, умения работать в коллективе.
Постепенное развитие самостоятельности при формировании навыков– от этапа «рука в руке» до самостоятельного изготовления изделия.
Соблюдение оптимального темпа ведения урока, охранительно-педагогического режима, неукоснительное требование соблюдения техники безопасности.
Слайд 27постоянная индивидуальная помощь, неоднократное объяснение, многократное повторение изучаемого материала через практические
работы.
словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая помощь в виде предметно-технологических карт, памяток, алгоритмов, таблиц, раздаточного материала.
Применение на уроках большого количества упражнений, введение дополнительных приемов обучения, постоянный контроль и подсказки во время выполнения работ.
Слайд 28Список используемой литературы:
1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
2. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 381 с.
3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. – 1994.
4. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
5. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2005. – 400с.