Слайд 2Анализ урока.
«Анализ урока – средство систематического и всестороннего контроля за учебным
процессом».
(инспектор) М.И. Махмутов
«Анализ урока призван помочь учителю в овладении более высоким уровнем мастерства и в повышении результативности своего труда»
Из книги «Выбор методов обучения»
«Анализ урока – это метод инструктирования, способ совершенствования педагогического мастерства «учителя»
В.П. Симонов
«Анализ урока – деятельность по представлению его в понятиях науки, направленная на приведение в соответствие наблюдаемого нормативному, осуществляемая в ходе наблюдения и обсуждения урока»
Н.Л. Терский
«Системный подход к анализу урока – это непривычный подход к привычным делам. Это своего рода «указатель атаки» на старое».
(учитель)Ю.А. Конаржевский
Слайд 3Программа общего анализа урока
Достижение целей урока и
реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функций.
Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока с предыдущими.
Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.
Соответствие содержания урока его целям.
Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и
воздействий особенностям учащихся.
Слайд 4Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм
организации учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.
Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке:
интерес, активность, понимание материала и его значимости.
Характеристика отношений между участниками учебного процесса:
наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.
Общая оценка урока. Выводы и предложения
Слайд 5АНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ ПОСЛЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Анализ своего урока учителем - это
мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Слайд 6Этапы анализа своего урока:
Первый этап:
- каковы первые впечатления;
- какая общая оценка
урока;
- какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое);
- доволен (недоволен) собой;
- все ли задуманное выполнено, или многое не успели;
- доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению;
- какова дисциплина на уроке и др.
Слайд 7Второй этап:
- достигнуты ли на уроке поставленные задачи;
- оптимально ли протекал
учебный процесс;
- целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников;
- формировался ли познавательный интерес школьников;
- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;
- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда);
-как работали учащиеся на уроке;
- удалось ли установить контакт с учащимися;
- довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
– что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
Слайд 8Основные требования к анализу урока учителем
Цель и задачи анализа.
Место разбираемого урока
в системе уроков темы.
Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
Слайд 9Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
Выполнение намеченных задач
урока.
Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
Умение оценить не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).
Объективность оценки учителем результатов своего урока.
Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.
Слайд 10Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка
под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Слайд 11Планирование учителем
образовательно-воспитательно-развивающих задач урока
Полнота, комплексность, разносторонность задач урока, вытекающих из содержания
учебного материала.
Учет особенностей учащихся данного класса при планировании задач и возможностей их принятия школьником.
Образовательные задачи урока.
Воспитательные задачи урока.
Задачи развития учащихся на уроке.
Целенаправленная деятельность учителя в развитии познавательных процессов учащихся.
Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей.
Правильное выделение среди всего круга задач главных, основных,наиболее существенных в данных условиях.
Слайд 12Организация учителем повторения пройденного материала
Четкая устремленность в работе, осознание учениками стоящих
перед ними задач.
Знание учениками цели и плана работы по повторению.
Мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении.
Тщательный отбор и планирование материала для повторения.
Предупреждение возможных ошибок при повторении.
Обеспечение органической связи между ранее пройденным и новым материалом
Разнообразие приемов для повторения.
Внесение элементов нового.
Правильное распределение времени на повторение.
Стимулирование активности учащихся в процессе повторения.
Соблюдение сочетания различных видов повторения.
Слайд 13Оптимальность типа и структуры урока
Тип урока, его место в системе уроков
по теме.
Соответствие структуры урока его типу.
Как этапы урока способствуют выполнению главной дидактической цели.
Макро- и микроэлементы структуры урока, соблюдение требований к каждому элементу урока.
Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке.
Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного, изучение нового материала, подготовленность учеников, уровень их работоспособности и т.д.).
Оптимальное сочетание на уроке коллективных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения.
Оснащенность урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения.
Слайд 14Соблюдение требований к содержанию урока
Соответствие требованиям программы.
Реализация основных дидактических принципов.
Отбор главного
материала.
Научность изучаемых явлений.
Дидактическая обработка учебного материала .
Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее.
Установление межпредметных связей, понятий.
Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся.
Ошибки при отборе содержания урока.
Слайд 15Выбор методов, приемов и средств обучения
Соответствие методов общей направленности обучения задачам
обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета.
Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения.
Методы закрепления и выработки умений и навыков.
Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности.
Методы контроля и самоконтроля учащихся.
Виды самостоятельных работ, методика их организации.
Оптимальное сочетание различных методов. Обоснованность выбора методов соответствующих содержанию урока.
Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля.
Использование учителем преимуществ кабинетной системы.
Слайд 16Характер взаимоотношений учителя и учащихся
Организация работы учеников на разных этапах урока.
Умение
учителя владеть классом, активизировать деятельность
учащихся, организовать самостоятельную работу.
Индивидуальный подход к учащимся на уроке.
Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их ответам, к развитию мышления и речи.
Характер постановки вопросов ученикам.
Реакция на допускаемые учениками ошибки.
Реплики оценочного характера, аргументация отметок.
Характер и тон дисциплинарных замечаний.
Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке.
Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения.
Стиль и темп работы учителя, и их влияние на деятельность учащихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.).
Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала поощрений.
Речевое взаимодействие на уроке (культура речи, логическая
стройность, эмоциональность и пр.).
Слайд 17Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий
Ясность каждому ученику.
Регламентированность и согласованность с
таковыми других предметов.
Установка на индивидуализацию.
Возможность проверки задания.
Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения,
на использование полученных ранее знаний и умений.
Разумное многообразие заданий.
Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих
знаний (установка на повторение давно пройденного материала).
Предполагаемая преодолимая трудность в задании.
Наличие фронтальных заданий.
Введение инструктажа, алгоритма.
Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную
деятельность.
Интересность заданий, занимательность.
Слайд 18Организация закрепления изученного учебного материала
Направленность на усвоение главного материала подобранных
вопросов и упражнений.
Усложнение заданий с соблюдением их доступности.
Дифференцированность заданий по степени сложности учебного
материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников.
Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений.
Включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность.
Направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации.
Закрепление способов деятельности учащихся.
Обеспечение самоконтроля и самооценки работы учащихся.
Подведение итогов закрепления учебного материала.
Слайд 19Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Место контроля в структуре
урока.
Методы контроля, целесообразность их применения.
Методика проверки домашний заданий (просмотр тетрадей, проверка домашней работы, разбор домашней работы у доски и т.д.).
Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная
проверка, рецензирование ответов, вопросы отвечающим и т.д.).
Число опрошенных учащихся (один, два и более раз).
Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений.
Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний.
Сколько и какие отметки были поставлены на уроке, их объективность и аргументация.
Содержание и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно-следственных связей и др.).
Оценка качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина, наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).
Слайд 20Организация познавательной деятельности учащихся
1. Организация восприятия на уроке:
подготовка к восприятию;
создание условий для
успешного восприятия материала;
виды восприятия (непосредственное, опосредованное);
новые представления, сформированные у учащихся, насколько они правильны и полны;
руководство восприятием со стороны учителя.
2. Формирование понятий на уроке:
какими знаниями оперируют все ученики класса;
выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, законов, теорий;
формирование новых понятий, теоретические обобщения, вы
воды (использование анализа, синтеза, сравнения);
уровень сформированности понятий;
использование внутрипредметных и межпредметных связей;
этапы формирования понятий.
Слайд 213, Организация запоминания изученного материала:
установление связи нового материала с ранее
пройденным;
концентрация внимания учащихся на основном материале;
организация повторения основных правил и законов, выведенных на уроке;
организация закрепления (место, методы, результативность).
4. Формирование общеучебных умений и навыков на уроке:
какие задачи формирования общеучебных умений и навыков были намечены;
какие общеучебные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности;
какие задания и упражнения предлагались для формирования общеучебных умений и навыков;
какие методы работы были избраны и почему;
как осуществляется формирование у учащихся навыков планирования учебной работы;
как формируется умение выделять главное, существенное в учебном материале;
какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении этой задачи.