по источнику возникновения:
на основе педагогического опыта или научной концепции
по функциям преподавателя:
диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями
Так как любая технология направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике она занимает промежуточное положение между наукой и практикой
Преподаватель дает знания в обработанном виде, а обучающиеся только воспринимают и воспроизводят их
Технология модульного обучения
Обучающий модуль - автономная часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель;
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);
методическое руководство по достижению цели;
практические занятия по формированию необходимых умений;
контрольная работа, которая строго соответствует цели, поставленной в данном модуле.
Активизирует способности обучающихся
Требуется большая подготовительная работа, для подготовки и проведения модульного занятия
Методы проблемного обучения:
- объяснительно иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский метод
Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно-сформулированных заданий и активизации познавательной деятельности
Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки
II этап - «осмысления»
обучающийся вступает в контакт с новой информацией
III этап – «размышления» (рефлексия)
обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия
Обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
Дискуссия возможна при подведении итогов проблемного изложения для закрепления знаний
Решаются следующие задачи:
- осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
- выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
- развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения;
- развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
- развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
- развитие способности к обобщению, продуктивному мышлению, гибкости ума;
развитие умения работать в группе единомышленников и тд.
-
Суть деловой игры - творческая деятельность участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения
Условия проведения деловых игр:
- внимательность;
- включенность в игру;
- сопричастность, уважение точки зрения других;
- масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
- самовыражение
Принципы данной технологии:
- многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками,, применение опор;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманизм (все обучающиеся талантливы);
- ученье без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
- соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания:
- материал вводится крупными дозами;
- поблочная компоновка материала;
- оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
Особенность методики -
разработка системы учебной деятельности обучающихся, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на учебном занятии
Этапы усвоения материала:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний;
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Особенности методики –
комментируемое управление, которое представляет, по существу, ответ с места о том, что делает обучающийся, помогает оптимально включить в работу всю аудиторию, вести непрерывную обратную связь со всей аудиторией
Основные цели индивидуализированного обучения:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей (способностей);
- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости обучающихся;
- формирование умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучающегося;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
На I этапе преподаватель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы обучающихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности.
На II этапе организуется взаимоконтроль обучающихся
III этап технологии предусматривает обособленную самостоятельную работу (выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю
Формы занятия:
занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-игра, и пр., но основной формой являются - занятия-исследования и занятия-поиски.
Подход в обучении - максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к обучению
У обучающихся развиваются навыки:
- самоорганизации;
- самоуправления;
- самоконтроля;
-взаимооценки;
- самооценки
Преимущества технологии коллективного обучения:
- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- обсуждение одной информации с несколькими партнерами обеспечивает более прочное усвоение;
- коллективная работа способствует успешному формированию коммуникативных навыков
цель рейтинговой системы оценивания –
влияние на активность обучающихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения
Рейтинговая система контроля позволяет:
- качественно оценить результаты контроля учебных достижений
- установить успешность обучения каждого обучающегося как по всей дисциплине, так и по отдельному модулю
Достоинства рейтинговой системы контроля и оценки качества обучения:
- формируется высокий уровень мотивации к систематическому обучению;
- развиваются собственно-координирующие функции обучающегося;
- повышается объективность оценивания результатов обучения;
- осуществляется дифференцированный и индивидуализированный подход к обучению и контролю его качества;
- создаются широкие возможности применения информационных технологий
виды рейтинга:
стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
текущий рейтинг - оценка работы обучающегося на учебных занятиях;
творческий рейтинг - это самостоятельная работа обучающегося во внеурочное время
компьютерные технологии:
- мультимедиа технологии;
- дистанционное обучение;
- виртуальная реальность;
- гипертекстовые обучающие системы;
- интеллектуальные обучающие системы;
- технологии информационного моделирования
Компьютер в учебном процессе позволяет:
- получать информацию из Интернета;
- работать с текстами;
- создавать рисунки, чертить и конструировать;
- проводить мультимедийные выступления
Варианты Компьютерных технологий:
I - «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
II - основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в технологии частей;
III - монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера)
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ
- выявление и развитие творческих способностей;
- технология технического творчества (теория решения изобретательских задач);
- технология воспитания общественного творчества
Классификационная характеристика технологий творчества:
- по уровню применения: общепедагогические;
- по концепции усвоения: развивающие;
- по ориентации на личностные структуры: эвристические;
- по характеру содержания: обучающее-воспитательные, гуманитарные, общеобразовательные + профессиональные;
- по типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные;
- по организационным формам: групповые, индивидуальные;
- по подходу к обучающимся: педагогика сотрудничества и тд
Используются приемы:
- индивидуальные;
- коллективные (эвристическая игра, мозговой штурм, и тд)
Цель:
сбор как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи
Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными необходима организация условий:
- осознание личностью целей, задач и возможностей своего;
- участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений;
- адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть