Слайд 1Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 1145 имени Фритьофа Нансена
Проскурина Нина Альбертовна
учитель технологии высшей категории,
победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации
Слайд 2МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 3 «Технология» в школе - интегрирующая, системообразующая образовательная область, которая показывает применение
знаний, полученных при изучении предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов,
в практической деятельности человека.
Учебный и развивающий эффект уроков технологии
в первую очередь зависит от того, как организована на уроке деятельность учащихся.
Большое значение здесь имеют межпредметные связи, которые присутствуют на каждом уроке.
Слайд 4 Исходя из того, что состав этих связей определяется содержанием учебного материала,
формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, мы можем выделить следующие виды межпредметных связей:
содержательные - по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук ;
операционные - по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;
методические - по использованию педагогических методов и приемов ;
организационные - по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса .
Слайд 5 Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель
применяет все многообразие их видов.
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования.
Для этого:
- необходимо тщательное изучение рекомендаций,
данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса ;
- изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов
Слайд 6 В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей:
-
сетевое
- курсовое
- тематическое
- поурочное
Конкретизация использования межпредметнных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования.
Поурочный план-разработка показывает, когда и на каком этапе урока, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала, и в содержание лабораторно-практических работ, в задания творческого характера при изучении различных модулей программы.
Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.
Слайд 7План урока
Тема урока: «Пластические свойства ткани».
Практическая работа: Изготовление макетов одежды
с различными
видами движения ткани. Выбор моделей одежды.
Задачи и цели урока.
Обучения: сформировать знания и умения по распознаванию видов движения ткани; научить изготовлению макетов одежды с различными видами движения ткани и подбирать к ним модели одежды.
Воспитания: воспитывать творческое отношение к работе, аккуратность, сознательное отношение к соблюдению правил техники безопасности.
Развития: развивать умение использовать полученные знания на практике, наглядно-образное мышление, эстетический вкус.
Средства обучения.
Наглядные: образцы изделий одежды в М 1:1 с различными видами движения ткани, макеты моделей с видами движения ткани на листе А4, манекен с демонстрационными моделями.
Учебные: инструкционная карта №1 «Изготовление макета моделей одежды с прямолинейным или криволинейным движением ткани», инструкционная карта №2 «Выбор моделей одежды», модели изделий одежды с примерами различных видов движения ткани, ткани для макета.
Раздаточный материал : инструкционные карты, подготовительные листы формат А4 для выполненения практической работы №1.
ТСО: магнитофон, аудиокассета с записью музыки.
Межпредметные связи: геометрия, музыка, ИЗО, МХК.
Слайд 8Технология обработки пищевых продуктов (кулинария)
На уроках кулинарии при приготовлении блюд учащиеся
применяют простые арифметические действия для расчёта количества продуктов на человека и на бригаду. При расчёте калорийности дневного рациона прослеживается работа с дробями.
Слайд 9 Художественная обработка материалов
Лоскутная пластика
Лоскутное шитье остается одним
из самых популярных современных видов декоративного прикладного творчества. Изделия из лоскутов ткани позволяют реализовать стремление украсить дом, выразить свою индивидуальность в одежде.
Изготовление изделий в технике лоскутной пластики дают возможность развивать художественный вкус, творческую фантазию, позволяяют применить на практике знания, которые они получили на уроках геометрии.
Слайд 10 Приступая к созданию лоскутной части того или иного изделия, следует продумать
технику его выполнения и цветовое решение, которое должно подчиняться общему характеру интерьера.
В лоскутной технике шитья используются, как правило, геометрические орнаменты:
кафедральные окна
бревенчатая изба
мерцающая звезда
древо жизни - орхидея.
Эти орнаменты могут быть вписаны в ту или иную фигуру (квадрат, прямоугольник, многоугольник). Их легко выполнить в материале, поэтому учащимся предлагается задание:
Разработать орнамент для изготовления диванной подушки по заданному элементу. Вписать его (элемент) в квадрат, прямоугольник или многоугольник. Такие задания способствуют формированию творческого отношения к урокам технологии, дают возможность пофантазировать и развивают наглядно-образное мышление.
Слайд 14Вышивка
Вышивка – один из самых распространенных видов декоративно прикладного искусства.
Цель
занятий сформировать у учащихся знания и умения по вышивке, которые пригодятся им в будущей жизни. Это умение украшать изделия из текстильных материалов вышивкой, ухаживать за этими изделиями.
При изготовлении изделий в технике счетных швов (вышивка крест, полукрест) учащимся используют элементы математического счёта.
Слайд 15Вязание
При обучении учащихся приемам вязания, необходимо ознакомить
их с современными материалами, основными модными направлениями в трикотаже: цветовой гаммой, силуэтами, видами переплетения.
В разделе программы «Интерьер жилого дома» можно изготовить изделия для украшения интерьера и техники.
Для того, чтобы изготовить вязаное изделие необходимо составить схему или чертёж (элементы геометрии), сделать расчёт количества петель в ряду и подсчитать количество пряжи, которое необходимо на изготовление вязаного изделия (элементы математики).
Слайд 16Конструирование швейных изделий
Расчетно-графический метод конструирования тесно
связан с планиметрией т.е. построением чертежей на плоскости. Здесь используются знания и умения построения геометрических фигур (квадрат, треугольник, трапеция), окружностей, полуокружностей. И алгеброй – расчёт по формулам, использование дробей .
Слайд 18Дизайн одежды
В дизайн - процессе появляется возможность проявить свои творческие способности;
развить умение воспринимать и ценить эстетические качества окружающего нас мира; грамотно формировать своё предметное окружение; научить учащихся вести исследование доступных им художественно-конструкторских задач, учитывая формообразующие, эстетические и технологические факторы художественно-конструкторского проектирования.
Слайд 19Тема: «Пластические свойства ткани» ( элементы геометрии).
В процессе изучения этой
темы определяем:
1. Какую геометрическую фигуру напоминает силуэт изделия с криволинейным движением ткани.
2. Под каким углом проходит нить основы по отношению к нити утка:
- в прямолинейном движении ткани (90°)
- в криволинейном движении ткани (45°)
3. Сравните муляжный и расчетно-графический метод конструирования.
Слайд 20Тема: «Типы силуэтов в одежде».
Существующие типы фигуры и формы тела человека
разберём, каким геометрическим фигурам они соответствуют:
- перевёрнутый треугольник
- прямоугольная фигура
- «песочные часы»
- грушевидная
- шарообразная
Слайд 21Использование пятен ввиде геометрических плоских фигур
Бисероплетение
Знания математики играют немаловажную роль при изготовлении изделий из бисера.
Для плетения объёмных форм необходимо рассчитать количество бисера, которое потребуется на изготовление изделия.
Использование в работе геометрических узоров требует математического расчёта для определения раппорта рисунка и сколько раз его нужно повторить в готовом изделии.
Слайд 23 При работе с бисером закрепляются такие понятия как симметрия и асимметрия.
В представленных изделиях использованы геометрические узоры в виде ромбов и многоугольников, которые симметрично повторяются справа и слева.
Исходя из вышеизложенного, с полной уверенностью можно сказать, что знания математики, алгебры и геометрии применяемые на уроках технологии, способствуют более полному, рациональному и компклесному творческому процессу и развитию способностей учащихся.