Слайд 1
Мастер – класс
«Метод проектов как средство формирования
ключевых компетентностей обучающихся»
Слайд 2«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни
он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Концепция модернизации российского образования
подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на
общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает 3-уровневую иерархию компетенций:
ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному).
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они имеют надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.
А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция.
От нее зависит индивидуальная образовательная траектория
ученика и программа его жизнедеятельности.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационная компетенция
При помощи реальных объектов (телефон, телевизор, факс, магнитофон, компьютер, принтер, модем, ксерокс) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
Коммуникативная компетенция.
Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности
Компетенция личностного самосовершенствования.
Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
Проектная деятельность обучающихся среди
современных педагогических технологий, с моей
точки зрения, является наиболее адекватной
поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно-ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. В процессе работы над проектом у учащихся формируются различные ключевые компетенции. Таким образом, правильно организованная проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта. Не менее важно, что в проектной деятельности формируется личностный опыт ученика - опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и предметных ЗУНов, и умений проектирования.
Слайд 7Метод проектов
– это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом
– технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути
Основной тезис метода проектов
Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.
Слайд 8С чего начинается проект?
С постановки проблемы и цели
, с определения конечного проектного продукта, который создаётся самим учащимся в процессе работы над проектом.
Слайд 9Выбор темы проекта
Мини-исследование № 1
Вывод: __________________________________________________________________________________________________
Слайд 10Что я должна знать и уметь? (звёздочка обдумывания)
Источники информации
____________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
___________________________________________________________
Требования к изделию
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Слайд 11Дизайн-анализ
- мини-исследование № 2;
- краткое описание варианта;
- выбор материалов;
- выбор оборудования,
инструментов.
1. Мини-исследование № 2.
Краткое описание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Изготовление открытки с сюрпризом»
Слайд 14Материалы для скрапбукинга
Бумага
Материалы для украшения
Идеально для украшений подходят:
- всевозможные пуговицы;
-
кружева, ленточки и кусочки ткани;
- металлические пряжки и другие металлические акценты;
- бумажные и тканевые цветы;
- бумажные аппликации;
- и многое-многое другое
Слайд 19Открытка с сюрпризом
Разметить на картоне основу открытки, места линий сгиба наметить
точками. Вырезать основу.
Провести линии сгиба с помощью линейки и ножниц или спицы. Согнуть заготовку по линиям сгиба и снова расправить.
Слайд 20Открытка с сюрпризом
Наметить на кармашке линию расположения выемки.
Вырезать выемку.
Слайд 21Открытка с сюрпризом
Заготовить полосы декоративной бумаги. Можно обрезать края фигурными ножницами,
а можно обработать края полос с помощью дырокола.
Приклеить полосы на заготовку с внешней стороны, вложив между слоями бумаги ленточку. Можно обклеить декоративной бумагой и внутреннюю сторону открытки.
Слайд 22Открытка с сюрпризом
Согнуть верхний и нижний края кармашка.
Приклеить края кармашка.
Слайд 23Открытка с сюрпризом
Вложить в кармашек шоколадку и завязать открытку ленточкой.
Открытка
готова!
Декорировать внешнюю сторону открытки.