Слайд 1Мастер класс:
«Составление профессиограммы»
8 класс
Подготовила учитель 1КК технологии и искусства
Макина Ланита Станиславовна
МКОУ
« Верхнетуровская СОШ»
Слайд 2 Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека Древнеримский философ.
Слайд 3 «Профессиограмма»
Цель составления профессиограммы для обучающихся:
Сформировать представление об основных психологических признаках
профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Способствовать развитию интереса к выбору будущей профессии.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Слайд 4При выборе профессии необходимо учитывать факторы:
ХОЧУ
НАДО
МОГУ
Слайд 5Фактор ХОЧУ
желания личности
интересы
склонности
Слайд 6Фактор МОГУ
Возможности личности:
способности
уровень знаний
психологические
особенности личности
состояние здоровья
Слайд 7Фактор НАДО
Потребности
рынка труда
в кадрах
Слайд 8Первый тип: человек – природа.
Люди этих профессий имеют дело с живой
и неживой природой:
Ветеринар;
Агроном;
Гидролог;
Механизатор;
Тракторист.
Для них характерен общий предмет труда животные и растения, почва и воздушная среда.
Слайд 9Второй тип: человек – техника.
Это могут быть
летчики,
водители,
матросы,
токари,
слесари
и другие профессии, использующие технические устройства.
Предмет труда машины и механизмы
Слайд 10Третий тип: человек – человек.
Предметом труда в этой профессии является другой
человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся:
учитель,
врач,
журналист,
продавец.
Слайд 11 Четвертый тип: человек – знаковая система.
Специалисты такого типа используют в
своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. Это
бухгалтеры,
ученые,
люди, работающие в
лабораториях, научных центрах.
Слайд 12Пятый тип: человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие живого
образного мышления, художественная фантазия, талант. Это
музыканты,
художники,
актеры,
дизайнеры.
Предмет труда все виды творчества
Слайд 13Классы профессий по цели труда
Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать,
сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).
П - преобразующие (преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, переместить).
И - изыскательские (изобрести, придумать, найти новый вариант, результат).
Слайд 14Отделы профессий по орудиям труда
Р - ручные орудия труда.
М - машинно-ручные орудия труда.
А -
автоматизированные орудия труда.
Ф - функциональные орудия труда.
Слайд 15Группы профессий по условиям труда
Б - бытовые условия труда.
О - труд на открытом
воздухе.
Н - необычные условия труда.
М - морально-ответственные условия труда.
Слайд 16Профессия- (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает
род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию. Например:профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Слайд 17Профессиограмма и психограмма профессии.
Профессиограмма – документ, в котором описаны особенности профессии
или специальности.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы является психограмма профессии.
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).
Выявление соответствия условий труда и здоровья человека.
Пути получения профессии.
Слайд 18 Алгоритм построения профессиограммы
Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного
хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).
Специальности.
Уровень базовых знаний.
Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
Медицинские противопоказания.
Требования к профессиональной подготовке.
Область применения.
Пути получения профессии.
Родственные профессии (специальности) Название профессии, специальности.
История профессии.
Слайд 19На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная
песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать, вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!