Презентация, доклад на тему История возникновения и развития профессиональной и профессионально-технической школы в России

Содержание

Первый период – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования в индустриальную эпоху (XVI - первая половина XIX в.).(XVI - первая половина XIX в.)

Слайд 1\






История возникновения и развития профессиональной и профессионально-технической школы в России








Богдановская Ю.А.

\История возникновения и развития профессиональной и профессионально-технической школы в РоссииБогдановская Ю.А.

Слайд 2
Первый период – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних

этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования в индустриальную эпоху (XVI - первая половина XIX в.).

(XVI - первая половина XIX в.)

Первый период – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и

Слайд 3Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І,

который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профессионально-технического образования пришелся на конец 19 - начало 20 века.

Истоки возникновения системы профессионального образования связаны с появлением городских цехов различного профиля. Например, в Древнем Новгороде еще до татаро-монгольского ига существовали цеха обувщиков, ткачей,
кузнецов, литейщиков,
оружейников, пекарей и т.д.

Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших

Слайд 4
Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681

г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.
Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 г., обучалось к 1684 г. 194

Слайд 5Появление учреждений профессионального образования в современном его понимании – это заслуга

Петра I. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков.
Появление учреждений профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. Образование и воспитание в

Слайд 6Именно поэтому в Петровскую эпоху начали появляться государственные профессиональные школы. Первая

ремесленная школа, которая называлась "Школа навигационных и математических наук", была основана в Москве 14 января 1700 года.

В период с 1701 по 1721 года были открыты школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горная школа при Уральском заводе.

Именно поэтому в Петровскую эпоху начали появляться государственные профессиональные школы. Первая ремесленная школа, которая называлась

Слайд 7Артиллерийская школа (1712),
военная фельдшерская школа (1754),
театральное училище (1783),
учительская семинария

(1786).
Были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян. То есть, школа стала сословной, а учеба приравнивалась к службе.
Артиллерийская школа (1712), военная фельдшерская школа (1754),театральное училище (1783), учительская семинария (1786).Были созданы школы для солдатских детей

Слайд 8 В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных,


находившиеся на полном государственном обеспечении. Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях,
судостроительных верфях, на прокладке дорог.
В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, находившиеся на полном государственном обеспечении. Учащиеся

Слайд 9Профессиональные школы времен Екатерины I
В 1774 году в Петербурге было открыто

горное училище, во дворе которого был оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами.
В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа.

Так в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе.
Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы можно выделить Ивана Ползунова - создателя первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.


Профессиональные школы времен Екатерины I	В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был

Слайд 10
В 1802 году учреждено Министерства народного просвещения. Министр финансов

Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: был создан Технологический институт,
Земледельческий,
Лесной корпус, училища торгового мореплавания,
шкиперские учебные курсы.
В 1802 году учреждено Министерства народного просвещения. Министр финансов Е.Ф. Канкрин поддерживал специальное образование: был создан

Слайд 11
В 1871-1872 гг. в России была проведена образовательная реформа, согласно

которой реальные гимназии превращались в реальные училища.

В конце ХIХ в. было 143 средних специальных учебных заведения.

Второй период – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России, формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования
(вторая половина XIX в.-1917 г.)

В 1871-1872 гг. в России была проведена образовательная реформа, согласно которой реальные гимназии превращались в реальные

Слайд 12


Ставропольское Михайловское ремесленное училище готовило специалистов по уходу, сборке

и ремонту сельскохозяйственных машин. А также «правильным приемам мастерства: плотничного, столярного, токарного, кузнечного,
слесарного и в
небольших размерах формовочного и литейного».
Ставропольское Михайловское ремесленное училище готовило специалистов по уходу, сборке и ремонту сельскохозяйственных машин. А также «правильным

Слайд 13

К середине 1917 г. в России действовало 276 реальных училищ

с числом учащихся около 17 000 человек,
содержавшихся как за счет казны, так и за счет земств и обществ .


Третий период – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, в годы восстановления и индустриализации советской экономики, начальный этап институциирования профессиональной педагогики (1917-1940 гг.).

К середине 1917 г. в России действовало 276 реальных училищ с числом учащихся около 17 000

Слайд 14С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:
1)средние

технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
2)низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
3)ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с
бытом населения.



Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество и т.д.

С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:  1)средние технические училища - готовили техников, которые

Слайд 15


В 1920-е гг., в связи с созданием в СССР единой

трудовой школы, реальные учебные заведения как тип учебного заведения были упразднены.
В 1920-е гг., в связи с созданием в СССР единой трудовой школы, реальные учебные заведения как

Слайд 16
В первые годы советской власти в стране появилось около 450

новых учебных заведений, а в 1922 г. открылось 936 техникумов, и в них давалось образование по 20 отраслевым группам специальностей для более 120 тыс. студентов
В первые годы советской власти в стране появилось около 450 новых учебных заведений, а в 1922

Слайд 17

Во время Великой Отечественной войны возник новый тип учреждений среднего

профессионального образования – «Школа рабочей молодежи». Они были созданы только на период с 1943 по 1946 годы.

Четвёртый период – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей авторитарные партийно-государственные установки общественного развития России, активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров (1940-1958 гг.).

Во время Великой Отечественной войны возник новый тип учреждений среднего профессионального образования – «Школа рабочей молодежи».

Слайд 18
После окончания Великой Отечественной войны создается новый тип учебных заведений

– профессионально–технические училища. В них были преобразованы школы фабрично–заводского обучения и ремесленные училища. Туда могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.
После окончания Великой Отечественной войны создается новый тип учебных заведений – профессионально–технические училища. В них были

Слайд 19
В 1958 г. вместо различных форм подготовки (школы ФЗО,
горнопромышленные

училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов и др.) создается единый тип учебных заведений - городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально-технические училища.

Пятый период – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества и социально-экономических реформ 1960-1980-х годов, преобразование трудовых резервов в систему профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию, становление научных центров профессионального образования
(1959-1990 гг.).

В 1958 г. вместо различных форм подготовки (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов

Слайд 20
Шестой период – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях

демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования
(с 1991 г. по настоящее время).
В середине 1990-х годов, наряду с техникумами, в стране стали появляться и первые профессиональные колледжи.
Шестой период – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным

Слайд 21
Любая система  образования исторична, она весьма тесно связана с эволюцией  общества. Система профессионального образования - наиважнейшая

система в мировом образовании и экономике, так как благодаря профессиональному образованию молодые люди могут раскрывать свои возможности и достигать результата, полезного в первую очередь для общества. Поэтому проблемам и перспективам развития профессионального образования надо уделять достаточно много времени, средств, вкладывать идеи и модернизировать, соответствуя запросам современности, мировому прогрессу.
От этого зависит наше будущее и будущее наших детей.
Любая система  образования исторична, она весьма тесно связана с эволюцией  общества. Система профессионального образования - наиважнейшая система в мировом образовании и экономике,

Слайд 22
Список литературы
Антология педагогической мысли Росси первой половины ХІХ

в. - М., 1987. – С. 156.
Антология педагогической мысли России второй половины ХІХ – начала ХХ в. - М., 1990. – С. 167.
Глазунова Г.Б. Шаблон для создания презентаций.- http://pedsovet.su/load/385-1-0-14442
Гусарова Ю. В. Основные этапы становления и развития учреждений среднего профессионального образования в России . -Альманах современной науки и образования.- Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 53-55.
Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1993. – Т. 2. – С. 379–380.
Столяренко Л. Д. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 2003. – С. 179.
Сычев–Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики 18 века. - М., 1960. – С. 91.
Филиппов В. М. Модернизация российского образования // Педагогика: Научно–теоретический журнал. – 2004. - № 3. - С. 3-11.

Спасибо
за
внимание!

Список литературы Антология педагогической мысли Росси первой половины ХІХ в. - М., 1987. – С. 156.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть