Слайд 1Развитие мелкой моторики
на уроках швейного дела
Слайд 2Мелкая моторика –дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук
при выполнении движений.
В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Слайд 3Одной из особенностей обучения учащихся швейному делу на начальном этапе является
низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых навыков. Это неумение самостоятельно ориентироваться в задании, планировать выполнение своей работы, затруднения в выполнении однотипного задания. На всех этапах обучения у обучающихся трудности в речевом общении, так как у них мал словарный запас активного словаря. Учащиеся затрудняются провести речевой анализ своего изделия, описать его операции или указать существенные признаки. Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая проявляется в неумении синхронно работать руками на швейной машине, регулировать силу ручного или ножного нажима.
Слайд 4Процесс развития ребёнка в значительной степени – процесс развития движения. На
уроках швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий.
Слайд 5Для развития мелкой моторики использую следующие средства:
- использование физкультминуток, где движения
обучающихся сочетаются с речью, такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);
Слайд 6Пальчиковые упражнения
пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции проводящих путей, в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит – развивают речь;
Слайд 8Игры (дидактические, сюжетно-ролевые)
Ателье. Снятие мерок с заказчика
игры (дидактические, сюжетно-ролевые), которые позволяют
повысить общий тонус, развивают внимание, память. снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Слайд 9Навыки разметки
На уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие
двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путём сгибания бумаги(изготовление выкройки) или ткани(раскрой изделия)по разным направлениям, нанесение разметочных линий и т.д.);
Слайд 10Навыки обработки материала (резание – осноровка , раскрой изделия);
Слайд 11навыки работы ручной иглой (соединительные швы и вышивка);
Слайд 12Навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).
Слайд 13Эти навыки подразделяются на:
- безорудийные (складывание материала и т д .);
-
орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.).
Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет. Применяя их при работе то с бумагой, то с тканью. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве (ателье, швейные фабрики).
Слайд 16Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приёма( рабочая поза,
умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательных действий детей нужно собрать вокруг себя для показа правильности удержания инструмента, а затем выполнить приём самому. Сначала нужно выполнять в замедленном темпе, а затем в нормальном. Выполняя трудовые движения, нужно указывать детям точные пространственные характеристики их направления. Ошибочные действия показывать нельзя, так как учащиеся ещё не овладели приёмом и отличить правильные движения от ошибочных не могут.
Слайд 18После демонстрации двигательной программы приёма учащиеся на своих рабочих местах упражняются
в его выполнении. За действиями обучающихся надо наблюдать и , подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, остановить работу, вновь показать и прокомментировать правильное выполнение приёма. Единичные ошибки исправляются индивидуально. Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приёма.
Слайд 20Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу
их индивидуальных особенностей. Поэтому навыки освоения движений каждого обучающегося отрабатываются в оптимальном именно для него режиме.
Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приёма, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приёмом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
Слайд 21Взаимоконтроль в работе
При формировании у учащихся двигательных трудовых приёмов нужно выделять
для наблюдений несколько параметров:
- правильность выполнения двигательного приёма (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приёма, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приёма;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, выполнение приёма совместно с учителем);
- темп овладения приёмом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приёма, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
- качественный результат выполнения.
Слайд 22Анализ готовой работы
Трудовая деятельность вызывает у ребёнка значительное мышечное напряжение и
лишь под влиянием большого количества повторений он овладевает лёгкими и свободными движениями.
Важную информацию о состоянии трудовой деятельности учащихся даёт анализ готовых работ, сравнение полученных данных с наблюдением на уроке. Правильно выполненная работа свидетельствует о достаточно чётко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций. Ошибки в готовых работах могут быть вызваны рядом причин. Установить их можно, проанализировав деятельность ученика на уроке.
Слайд 23Когда деятельность ребёнка на уроке была успешной и получила похвальную оценку
учителя, тогда подкрепляется его интерес к урокам и процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию.
Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. Особенно важен индивидуальный подход в связи с неоднородностью детей по способности к обучению. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия создаются с помощью методов и приёмов дифференцированного подхода.
Слайд 26Работа по развитию мелкой моторики рук на уроках швейного дела способствует:
развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, развитию глазомера и координации движения пальцев, правильному использованию материалов, инструментов. Дети приобретают практические навыки и умения. У них развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.