Слайд 1Дифференцирован
ное обучение на уроках технологии
Слайд 2ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
— технология обучения, ставящая своей целью создание оптимальных условий для
выявления задатков, развития интересов и способностей обучаемых. Программный материал усваивается на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта);… … Профессиональное образование. Словарь
Слайд 3ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
— форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся
на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучаемых
Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Слайд 4
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по
темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Слайд 5
В последнее время данная технология обучения стала активно применяться
в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. Но, на мой взгляд, еще не достаточно применяется в образовательной области "Технология". На то есть свои причины. Во-первых – до недавнего времени трудовое обучение в школе считалось предметом «не серьезным» и прикладным, во-вторых – специфичность данного предмета – до 80% времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программы "Технология" и введение в нее большого объема материала на изучение, учитель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке.
Слайд 6
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение
целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «differentiation» - разница.
Слайд 7основные формы реализации дифференциации обучения
внутренняя (без выделения стабильных групп)
внешняя (с выделением стабильных групп)
Слайд 8Характеристика внутренней дифференциации
различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся
(классе), подобранной по случайным признакам;
основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностях учащихся;
предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий,
выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
особенность внутренней дифференциации на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности , но и на одаренных детей.
Слайд 9
Внутренняя дифференциация может осуществляться в форме: Дифференцированного подхода к учащимся,
который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Слайд 10Внутреняя дифференциация осуществляется посредством:
вариативности темпа изучения материала;
дифференциации учебных
заданий;
выбора различных видов деятельности; определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Слайд 11Рассмотрим, каких целей позволяет достичь внедрение дифференцированного обучения в школе:
создание
оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Слайд 12Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
предотвратить
пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
2. развить способности и интересы учащихся;
3. повысить качество знаний;
4. более рационально использовать учебное время каждого;
5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
При этом реализуется центральная идея базового образования познание учеником себя как человека, индивида, личности, как субъекта отношений с миром.
Слайд 13Как же осуществлять дифференциацию обучения?
Необходимо: уточнить и конкретизировать по каким критериям,
способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки- задания, слайды, компьютерные программы.
Слайд 14
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию
обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса
Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Технологии" позволяет решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.
Слайд 15
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей,
поэтому в начале каждого учебного года делят детей на три группы:
1 группа (А) – «сильные» дети,
2 группа (Б) – «средние»,
3 группа (В) – «слабые».
Распределение по группам проводят по результатам обучения предыдущего года, также можно учитывать результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.
Слайд 16
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе используют карточки различной степени сложности, тесты трех уровней, (кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Так же для каждой группы предлагается дифференцируемое количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого дают задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы дают материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей. В конце изучения раздела проводят контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
Слайд 17
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставят проблемные вопросы,
стараясь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагают ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых можно попросить повторить за сильными. Детям группы Б дают подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Дети же группы А иногда подготавливают самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.
Слайд 18
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцируют вопросы на
закрепление. Для детей группы А сразу предлагают выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагают работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяют основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала проводят самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп дают различное. Сильным детям сообщают цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняют, что способствует развитию мыслительной деятельности. При работе с учебником, детям группы Б, дают задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формируют пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и проводят работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет. При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбирают задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Осуществляют дифференциацию и при проведении практических работ. Используют взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикуют коллективные проекты с различным комплектованием групп.
Слайд 19
4. Домашнее задание:
Детей группы А учат работать с дополнительной литературой,
выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагают выступить, но для подготовки дают литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентируют. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В дают небольшие дополнительные упражнения и просят, чтобы их оценили родители.
Слайд 20
Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволит
разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.