Слайд 1Декор в архитектуре
разных эпох и стилей.
Архитектурная бионика
Дисциплины: основы технологии
отделочных строительных работ, основы материаловедения (профессия «Мастер отделочных строительных работ»), география, биология.
Преподаватели: Колычева Е.В., Субботина М.Н..
Слайд 2В любые времена человек стремился к красоте собственного жилища.
Еще в
каменный век наши предки наносили на стены пещер рисунки тигров, мамонтов и других животных. Это были первые шаги человечества в искусстве. Во многих пещерах сохранялись изображения людей, животных, растений.
Слайд 3Пещерский медведь, Испания
Бегущая лошадь. Пещера Ляско, Франция
Изображения в пещерах,
выполненные
людьми
эпохи палеолита
15-9 тыс. до н.э.
Бык. Адлерский район Сочи, пещера Ахцу
Слайд 4Неолит. Испания
5 - 1 тыс. до н. э.
Слайд 5Через многие тысячелетия расцвели древние цивилизации,
а с ними и искусство
архитектуры.
Прекрасный город Петра, вырубленный в скалах
Город, застывший в скалах, является идеальным примером единения природы и архитектуры.
Слайд 6С расцветом цивилизации здания украшались резьбой по благородному дереву, золотом, мозаикой,
керамическими барельефами, природным гипсовым камнем.
Природный камень. Храм в Вавилоне
Рисунок барельефа на воротах храма Богини выполнен плиткой
Мозаика мавзолея. Испания
Ворота храма богини Иштар в Вавилоне. 6 в до н.э.
Слайд 7 Лепной декор в Древнем Египте
История лепного декора началась в Древнем Египте
около 5000-го года до нашей эры.
Декоративная лепнина, имеющая тысячи разнообразных форм, уже на протяжении семи тысячелетий украшает дворцы и храмы, театры, дома и усадьбы.
Изначально колонны попросту поддерживали крышу, позже верхняя часть колонн стала украшаться простейшим лепным или резным орнаментом, чаще напоминающим цветок, в сочетании с цветными росписями.
Слайд 8Лепнина в Древней Греции и Риме
Технологии изготовления лепного декора и сами
основы его применения были сформированы в Древней Греции и Риме.
Практически все созданные в Древней Греции формы архитектурного декорирования стали классическими на все последующие времена, включая и сегодняшние дни.
Слайд 9Также в Греции впервые появился и ордер – четкая система архитектурной
композиции. Колонны были наиважнейшим архитектурным элементом той эпохи.
Ордер храма Гефеста. 5 век до н.э.
Слайд 10В 6 веке новой эры в Константинополе появилось витражное искусство. В храме
святой Софии византийские мастера впервые собрали мозаичные орнаменты из геометрически правильных кусочков цветного стекла.
Фрагмент витража
«Богородица»
Слайд 11В 10 – 12 веках на территории, заселенной народами романской языковой
группы (Франция, запад Германии и север Италии), возник романский стиль.
Могучие древние государства постепенно исчезали со сцены Истории, оставляя место новым странам и видам искусства.
В оформлении переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов и пр. Частыми элементами были листья цветов.
Графский замок (1180 г.)
Слайд 12Собор, Сантьяго-де-Компостела, Испания
Церковь св. Апостолов Сан Миниато аль Монте во Флоренции.
Алтарь.
1013 - 1063 гг.
Фресковая живопись
Кафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция, (1130—1140)
Слайд 13Успенский собор
Московского Кремля
Романский стиль в русской архитектуре
Кирпичная арка на колокольне
Церковь
в Калининграде
Слайд 14В начале 12 века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую
суровость и замкнутость архитектурных форм, сменяется новым стилем, получившим название готического, от названия германского племени готов.
Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, взятых непосредственно из природы.
Шедевр французской готики – собор Парижской Богоматери – знаменитый Парижский Нотр-Дам
Слайд 15Возвышенность и тонкая красота готической архитектуры подчеркивалась ажурным лепным декором.
Собор Сен-Пьер,
Ангулем, Франция
Слайд 16Место стенных росписей в готических храмах заняли витражи.
Витраж
"Святой Георгий"
Картины
в окнах предназначались исключительно для того, чтобы показывать простым людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить.
Слайд 17Чесменская церковь или церковь Рождества
Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге
Готический стиль в
русской архитектуре
Дом Севастьянова, Екатеринбург
Слайд 18Эпоха Ренессанса, сменившая готику, также именуется как стиль эпохи возрождения. Этот стиль
занимает свою нишу в период с 15-го до 17-го века в европейских странах. Родина стиля – Италия. Для архитектуры эпохи характерны: арки, купола, ниши.. античные скульптуры, лиственный орнамент, роспись стен и потолка.
Слайд 19Дворец Фонтенбло, недалеко от Парижа
Замок Шамбор
Уоллатон-холл а Англии
Лувр в Париже
Слайд 20Архитектура русского Возрождения
Храм Василия Блаженного в Москве,
построен в 1555—1561 годах
Успенский собор Московского
Кремля, построен в 1475—1479 годах
Слайд 21Стиль барокко - от итальянского – вычурный - возник в 17
веке. Родиной барокко считается Рим. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева.
Слайд 22Архитектура русского барокко
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге,
1752-1754 гг.
Барочная лепнина на соборе
Смольного монастыря.
Барокко в парадном
интерьере
Зимнего дворца, Санкт-Петербург
Слайд 23Церковь Рождества Богородицы — один из подмосковных православных храмов начала
18 века
в усадьбе Подмоклово (ныне деревня Серпуховского района)
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, г.Киров, 1714 г.
Слайд 24Основу следующего стиля рококо, возникшего во Франции в первой половине 18 века, составляют элементы
с растениями и раковинами, чаще всего встречаются амуры-купидоны.
Название означает «причудливый», «капризный», а также «осколки камней» и «раковины».
Вы заметили крошечную птичку справа? :-)
Слайд 25В стиле рококо лепниной изобиловало буквально все – колонны и камины, фасады
и фронтоны, потолки и стены.
Слайд 26Архитектура русского рококо
Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко
и русского национального зодчества. 1748 – 1757 гг.
Дворец Петра III в Ораниенбауме. 1758 - 1762 гг.
Слайд 27Человеческие пристрастия никогда не были постоянными, а архитектурная мода – всегда
переменчива. В конце 18 века появилось новое направление, называемое классицизмом, уверенно завоевало позицию ведущего архитектурного стиля.
Структура сооружений теперь определялась четкими объемами залов и комнат, гладкими пространствами стен, строгостью интерьеров, простотой и сдержанностью декора.
Наиболее популярными сюжетами стали мотивы – животные, музыкальные инструменты, гирлянды и ленты, вазы и букеты цветов.
Слайд 28Архитектура русского классицизма
Троицкий собор в
Александро-Невской лавре
(1776 - 1790), Санкт-Петербург
Исаакиевский
собор, Санкт-Петербург
Здание Сената в Кремле (1776 – 1787)
Слайд 29
Военная тематика в оформлении была свойственна лишь
следующему направлению - ампиру: лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, орлы и др. Родиной стиля «ампир» стала Франция.
Слайд 30Архитектура русского ампира
Ампирные ангелы
Спаса-Преображенского собора,
Санкт-Петербург
Арка Генерального штаба в Петербурге,
на Дворцовой площади
Триумфальные ворота в Москве
Слайд 31В конце 19 века главенствующую позицию занял модерн, привнесший нечто действительно
новое в искусство декоративной отделки и архитектуру в целом.
С французского – современный, с немецкого – молодой стиль.
Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,
«природных» линий, интерес к новым технологиям.
Слайд 32Архитектура русского модерна
Дом компании «Зингер» (Дом Книги) на Невском проспекте в
Санкт-Петербурге, 1902-1904 гг.
Особняк О. А. Листа — первое по времени московское здание
в стиле модерн,
1898—1899 гг.
Торговый дом купца Оганова во Владикавказе, 1903 г
Слайд 33Сталинский ампир. 1933-1955 г.г. – время правления И.В.Сталина
Башенки, шпили, фонтаны, арабески,
вазы, классические греческие колонны и обязательные статуи – на самых почетных местах.
Слайд 34Здание МГУ. Высота здания 182 метра, вместе со шпилем 240 метров
Слайд 35Идеи единства и высокого гражданского духа, отраженные в богато украшенных лепниной
и советской символикой фасадах, превращали памятники архитектуры в символы великих побед и свершений.
Слайд 36Широкий размах жилищное строительство приняло к 1957 году. Сторонников быстрого и
дешевого жилья можно было понять: каждый второй тогда жил в бараке.
Декоративная лепнина, как фасадная, так и интерьерная, была признана пережитком прошлого.
Слайд 37Новоселы из тесной комнатенки или барака, где ютились целой семьёй, перебирались
в собственное жилье — с холодной и горячей водой, газом, централизованным отоплением, отдельной кухней, санузлом, кладовками и балконом.
Слайд 38Архитекторы и проектировщики экономили буквально на всем: высоте потолков, толщине внешних
стен и внутренних перекрытий. Дома росли вверх, но внутренняя площадь оставалась небольшой.
Проспект Калинина. Москва
Слайд 39Технократическое развитие последних десятилетий давно подчинило себе образ жизни человека.
Шаг за
шагом человечество вышло из своей экологической ниши обитания на планете. Мы стали жителями искусственной «природы», созданной из стекла, бетона и пластика, совместимость которой с жизнью природной экосистемы неуклонно стремится к нулю.
Слайд 40Чем сильнее искусственная природа захватывает живую, тем большей становится потребность человека
в естественной, природной гармонии.
Наиболее вероятным способом возврата человечества «в лоно природы», восстановления равновесия между двумя мирами является развитие современной бионики.
Слайд 41Бионика (от греч. bion - элемент жизни, буквально - живущий) -
наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Сторонники бионики считают, что всякое природное создание — будь то дерево или птица — представляет собой оптимальную структуру с точки зрения выживания и функциональности.
«БИОлогия» и
«техНИКА» =
БИОНИКА
Слайд 42Понятие «бионика» появилось в начале ХХ в. Оно обозначает область научного
знания, основанную на использовании естественных природных форм для решения технических и художественных задач.
Слайд 43В 1960 г. в Дайтоне (США) первый симпозиум по БИОНИКе официально
закрепил рождение новой науки…
Орнитоптер
Слайд 44Леонардо да Винчи копировал формы живой природы при изображении и конструировании
строительных, военных и даже летательных аппаратов. Принято считать, что первым, кто начал изучать механику полета живых моделей «с бионических позиций», был именно Леонардо да Винчи, который пытался разработать летательный аппарат с машущим крылом (орнитоптер).
Леонардо да Винчи
Слайд 46
- нейробионика;
- биокомпьютинг;
- биомолекулярная электроника и нанотехнологии;
- андроидная роботехника,
биокибернетика и
киборгизация;
- архитектурная бионика.
Слайд 47Использование в технике и в архитектуре законов и форм живой природы
вполне правомерно. В мире все взаимообусловлено, нет вещей и явлений, которые бы не были связаны непосредственно или опосредованно между собой, нет непроходимых барьеров между живой природой и искусственными формами и конструкциями.
Слайд 48Существуют законы, объединяющие весь мир в единое целое и порождающие объективную
возможность использования в искусственно создаваемых системах закономерностей и принципов построения живой природы и ее форм. Основой этому служит биологическое родство человека и живой природы.
Слайд 49В последние годы бионика подтверждает, что
большинство человеческих изобретений уже «запатентовано» природой.
Такое
изобретение 20 века, как застежки «молния», было сделано на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.
Слайд 50В 1920 г. Рауль Франсе
создал солонку,
прообразом послужила
коробочка макового
цветка.
Слайд 51«Костюм ныряльщика» Кингерта
Водолазный колокол Галлея
Слайд 52Репейник
Автор застежки липучки - инженер Джордж де Мистраль (1955 г.)
Слайд 54Архитектурная бионика – это инновационный стиль, берущий все самое лучшее от
природы: рельефы, контуры, принципы формообразования и взаимодействия с окружающим миром.
Слайд 55Яркий пример архитектурно-строительной бионики — полная аналогия строения стеблей злаков и
современных высотных сооружений.
В чём же секрет? Оказывается, их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб — одним из достижений инженерной мысли.
Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение.
Слайд 56Возникновение данной области в истории архитектуры всегда связано с какой-либо технической
новацией: так, зодчий итальянского Возрождения Ф. Брунеллески в качестве прототипа для конструирования купола Флорентийского собора взял скорлупу яйца.
Слайд 57На основе изучения структуры костей в архитектуре родился принцип дырчатых конструкций.
Инженеры
используют этот принцип при строительстве мостов.
Слайд 58Олимпийский стадион «Фишт»
Набросок автора образа стадиона и фотография ущелья Ах-Цу.
Пластика
стадиона очень напоминает это ущелье.
Слайд 59Дизайнерские решения архитектурных составляющих Большой ледовой арены и
Дворца конькобежного спорта
повторяют очертания гор
Слайд 60Бионика видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства
естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт, например как дом над водопадом.
Слайд 61По мнению архитекторов, форма здания должна каждый раз вытекать из его
специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Слайд 62Такими можно назвать сооружения современного швейцарского архитектора
Наравне с натуральными строительными материалами,
он работает с уже существующими природными элементами – горами, холмами, газонами, деревьями, практически не видоизменяя их. Его сооружения словно растут из земли, а, порой, настолько сливаются с окружающей природой, что их не сразу можно обнаружить. Так, например, термы в Швейцарии со стороны кажутся просто зеленой площадкой.
Слайд 63К бионической архитектуре
можно отнести даже привычные нам деревенские дома. Они созданы
из натуральных материалов, а структуры деревенских поселков всегда были гармонично вписаны в окружающий ландшафт.
Слайд 64На Руси издавна основным материалом для строительства было дерево. Стремление украсить
свое жилище деревянными резными наличниками, карнизами, балясинами появилось в 18-19 веках. Резьбой по дереву стали отделывать окна, карнизы, балконы, ограды, украшая орнаментами птиц, животных, растений и мотивами кружева. Отдельные умельцы создают целые художественные мотивы для украшения своих домов.
Слайд 67Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял Антонио Гауди –
удивительный испанский архитектор. И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне", Дом Батло, Дом Мила - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в бионическом стиле.
Дом-дворец Гуэль в Барселоне
Слайд 68Кажется, что его здания не построены, а вылеплены. Застывшую вулканическую лаву
или скелеты каких-то неведомых животных напоминает построенный по проекту Гауди в 1904-1906 годах, дом Батло.
Слайд 69Постройки в бионическом стиле выходят из правильной геометрии. Природные формы объекта
будят воображение. Стены подобны живым мембранам. Благодаря меняющимся вогнутым и выпуклым поверхностям стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена не просто перегородка, она живет подобно организму, как в доме Бальо Антонио Гауди (Барселона, Испания).
Слайд 70Он всю жизнь был увлечен средневековьем, и любимым образом его был
огнедышащий дракон. Именно это страшное, сделанное из изогнутых металлических прутьев существо охраняет вход в дом-дворец Гуэль (1886-1891). Используя новые конструкции - облегченные своды, наклонные опоры, параболические арки и пластику перетекающих объемов - воссоздавать в своих сооружениях тектонику органических форм природы.
Слайд 71Рядом он создает "город-сад» - чудо-парк, который теперь называют "шуткой гения".
Домик привратника здесь похож на застывшую лаву. А в линиях "бесконечной скамьи" чувствуется ритмика набегающих одна на одну морских волн. Повсюду можно увидеть высеченные из камня цветы и деревья.
Слайд 72Архитектор задумал воссоздать в камне близкие ему образы и сюжеты Нового
Завета.
Собор Саграда Фамилия сравнивают с коралловыми рифами.
Это грандиозное здание строилось 42 года.
Слайд 73Использование Антонио Гауди органических и природных форм
Слайд 74Использование Антонио Гауди органических и природных форм
Слайд 75Живые системы являются примером конструкций, которые функционируют на основе принципов обеспечения
оптимальной надежности, формирования оптимальной формы при экономии энергии и материалов. Именно эти принципы и положены в основу бионики.
Дом-улитка в Болгарии
Слайд 76 Дом-улитка в Мексике
Дом-улитка в Финляндии
Слайд 78Дом-слон в посёлке Островцы Московской области
Слайд 81Дом – дельфин в Петербурге
За спиной этих домов встают тени великих
Архитекторов — мистификаторов архитектурной Формы, ниспровергателей прямоугольных сетей, ими же изобретенных. Это воплощение вечной борьбы закрытых и открытых пространств, что составляют жизнь Архитектуры. Автор дома Борис Левинзон.
Слайд 82Вот несколько величайший сооружений на основе бионики во всем мире:
Эйфелева башня
в Париже (повторяет форму берцовой кости)
Слайд 83Оперный театр в Сиднее (1959 -1973)
Благодаря его величественной архитектуре, выполненной в
виде морских раковин, стал одним из самых узнаваемых зданий планеты. Внешний облик оперы – знаменитый «гребень» из десяти куполов. Благодаря столь необычной конструкции здание было признано самым красивым сооружением из всех возведенных после Второй мировой войны.
Слайд 84Стадион «Ласточкино гнездо»
в Пекине (внешняя металлическая конструкция повторяет форму
птичьего
гнезда).
Слайд 85Небоскреб Аква
в Чикаго (внешне напоминает поток падающей воды, также форма
здания напоминает складчатую структуру известковых отложений по берегам
Великих Озер).
Слайд 86Плавательный комплекс
в Пекине (конструкция фасада состоит из «пузырьков воды», повторяет кристаллическую
решетку, она позволяет аккумулировать солнечную энергию, используемую на нужды здания).
Слайд 87Национальный оперный театр в Пекине (имитирует каплю воды).
Слайд 90Здание-солнечная батарея в Японии. В здании помимо технических отделений и лабораторий,
расположены музей солнечной энергии, библиотека солнечной энергии и кафе. Длина 315 метро...
Слайд 106Проекты будущего
Япония. Небоскреб в форме горы решили построить высотой почти 4
км, что более чем в 7 раз превышает высоту самой высокой постройки на нашей планете и на 200 метров превышает высоту горы Фуджи, в виде которой это здание и будет построено. Небоскреб будет иметь около 800 этажей и вмещать от 500 тыс. до 1 млн. человек. Здание сможет защитить своих гостей и работников от перепадов давления, смены погодных условий. Здесь будет использоваться энергия солнца для энергообеспечения здания.
Слайд 107Объединённые Ара́бские Эмира́ты. В Дубае предполагается строительство 68-этажной башни. Вращающиеся этажи
– одна из оригинальных идей. Башня постоянно будет менять свою форму. Здание многофункциональное. Часть этажей займёт отель, часть — квартиры различного размера. Ещё одна часть башни будет отведена под офисы и ресторан. Несколько верхних этажей архитекторы назвали виллами, у каждой из которых будет один хозяин.
Слайд 108Основание башни будет помещено в искусственное озеро и соединено с "континентом"
Заселять
башню можно будет по мере строительства – это никак не помешает первым гражданам "города-кипариса".
Китай. Начато строительство города-башни, в котором будут жить 100 тысяч человек. Уникальное сооружение, созданное по законам архитектуры будущего и имитирующее природные конструкции, сможет противостоять пожару, наводнению, землетрясению и урагану. Бионическая башня — это город в башне. В монолитный снаружи "цилиндр" как бы помещается сложная ассиметричная структура. Главный принцип позаимствован у кипариса. В процессе возведения этажей будет пропорционально развиваться и основание города-дерева.
Слайд 110Испания. "Кактусовой пулей" называют этот небоскрёб. За его зелёную и заострённую
внешность. Это жилой дом и офисное здание одновременно. Более того, это вертикальный город, объединённый с природой ради её сохранения. В основании башни находится "зелёный круг" — сад или парк диаметром около 90 метров. 24-этажное здание высотой примерно 100 метров с 25 тыс. кв.м. полезной площади для жилья и офисов. Небоскрёб собран из восьми секций высотой 12 метров. В каждой секции по три этажа. Сверху вниз, по спирали, спускается вертикальный сад.
Слайд 111Дальнейшее развитие бионики предполагает разработку и создание экодомов – энергоэффективных и
комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого здания предусматривает комплекс инженерного оборудования. При строительстве используются экологичные материалы и строительные конструкции. В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Современная архитектурная бионика практически слилась с понятием «экоархитектура» и напрямую связана с экологией.
Слайд 112Попытки в начале 21 века перенести принципы органической архитектуры на более
крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек). Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции.
Слайд 119А это дипломные проекты будущих архитекторов:
солнечный дом – скорлупоид
солнечная башня
кузнечик,
взобравшийся от сырости
по склону на поляну, к солнцу
Слайд 120Это лишь малая часть того, что можно рассказать о стиле, созданном
для человека, стремящегося раскрыть свой внутренний мир, душевный и духовный потенциал. Теперь и архитектура берёт на себя эту непростую задачу.
Слайд 121Домашнее задание
Спроектировать дом в стиле архитектурная бионика,
дать краткое описание строения:
назначение;
особенности конструкции;
природная
зона, в которой предполагается эксплуатация здания;
строительные материалы.