Слайд 1
Формирование мотивации достижения успеха у детей подросткового
возраста на спортивных соревнованиях
вне урочной деятельности
Выпускная квалификационная работа
Составитель: Гаряева Д.Р., студентка 45 группы,
специальность 49.02.01 «Физическая культура»
Руководитель: Екимова Е.В., преподаватель кафедры
психолого-педагогических дисциплин
Слайд 2 В разделе требований ФГОС ООО, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая
культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений, обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.)
Слайд 3 Анализ литературы по данному вопросу позволил выявить следующее противоречие: между требованиями
ФГОС о необходимости «сформирования устойчивой мотивации» у подростков к занятиям физической культурой и недостаточной разработанностью методического обеспечения спортивных соревнований вне урочной деятельности для мотивации достижения успеха.
Проблема: какое методическое обеспечение будет способствовать формированию у подростков мотивации достижения успеха на спортивных соревнованиях во вне урочной деятельности?
Слайд 4 Объект исследования: процесс формирования мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста
на спортивных соревнованиях.
Предмет исследования: спортивные соревнования вне урочной деятельности как средство формирования мотивации достижения успеха у подростков.
Слайд 5 Цель: определить в теоретическом и разработать в практическом аспекте содержание методического
обеспечения спортивных соревнований вне урочной деятельности, способствующего мотивации достижения успеха у подростков.
Задачи исследования:
1.Провести анализ и систематизировать литературу по вопросу формирования мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста;
2.Раскрыть содержание спортивных соревнований, проводимые в условиях вне урочной деятельности;
3.Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование на определение уровня мотивации достижения успеха у подростков
4. Систематизировать информационный материал в методическом пособии для учителя физической культуры, включающий конспекты внеурочных мероприятий и рекомендации учителю физической культуры по формированию мотивации достижения успеха подростков на спортивных соревнованиях
Слайд 6 Методологической базой исследования являются труды: Н.В.Афанасьева, С.С. Занюк, М.А. Юферова,
М.В. Кондратьева, Д. Мак-Клелланда и Дж. Аткинсона, А. Маслоу, Х. Хекхаузен.
В данном исследовании были использованы следующие методы: теоретический (анализ информационных источников) и эмпирический (тестирование).
База исследования: МАОУ «Криулинская СОШ»
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список информационных источников и приложение.
Слайд 7Глава 1. Теоретический аспект вопроса формирования мотивации достижения успеха у детей
подросткового возраста на спортивных соревнованиях
1.1. Понятие мотивации, мотивации достижения успеха в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2. Показатели мотивации достижения успеха у подростков
1.3. Условия формирования мотивации достижения успеха у подростков на спортивных соревнованиях вне урочной деятельности
Слайд 8 Мотивация достижения - это специфический вид мотивации человека. Первым, кто выделил этот вид
мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей. [19]
Вне урочная деятельность - это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителяи других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.[6]
Спортивные соревнования– состязания среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту). [4]
Слайд 9 Цель исследования: определить уровень мотивации достижения успеха у детей подросткового возраста
Задачи:
подобрать соответствующий диагностический материал для проведения исследования;
провести диагностику с обучающимися 7 А-Б, 8 А-Б, 9 А-Б, 10, 11классов;
осуществить интерпретацию полученных данных;
сделать вывод относительно результатов проведённых методик.
Всего в диагностическом исследовании приняло участие 10 человек из 7 А-Б, 8 А-Б, 9 А-Б, 10, 11. Возраст – от14-16 лет
В данном исследовании был применен метод тестирования.
Исследование включало в себя проведение следующей методики: «Мотивация к успеху" Т. Элерса.
Слайд 10Исследование включало в себя проведение следующей методики: «Мотивация к успеху" Т.
Элерса.
Вывод: в данном исследовании приняли участие обучающиеся 7 А-Б, 8 А-Б, 9 А-Б, 10, 11 классов в количестве 10 человек. Результаты исследования показали, что у обучающихся 7 А-Б, 8 А-Б, 9 А-Б, 10, 11 классов доминирует средний уровень мотивации достижения успеха, то есть 80 % обучающихся имеют средний уровень мотивации достижения успеха и лишь 20 % имеют умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха.
Слайд 11 Для того, чтобы сформировать у ученика устойчивую мотивацию достижения успеха в
условиях спортивной соревновательной деятельности, учителю обязательно надо спланировать эту работу.
Мы предлагаем разработку календарно-тематического планирования спортивных соревнований во вне урочной деятельности подростков для достижения мотивации успеха. (см. таблицу)
Календарно-тематическое планирование спортивных соревнований во вне урочной деятельности подростков для достижения мотивации успеха
Данное планирование рассчитано на год, ответственные преподаватель физической культуры, педагог организатор, тренер и мед. работник.