Слайд 1Урок как основная форма учебной работы, организации физического воспитания учащихся Н.П.
Сахарова.
Слайд 2В классно-урочной системе основной формой учебных занятий является урок, в том
числе и
по предмету«Физическая культура».
Уроки являются обязательными для всех учащихся и должны обеспечивать прочные знания, умения и навыки, предусмотренные государственной учебной программой.
На уроках имеются условия для решения всех задач физического воспитания школьников
Слайд 3Характерными чертами урока, которые отличают его от других форм, являются:
1.Ярко
выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач;
2. Руководящая роль учителя на уроке;
3. Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки;
4. Постоянный состав учащихся и их возрастная однородность;
5. Обязательность урока для учащихся и проведение согласно расписанию.
Слайд 4Уроки физической культуры имеют свои специфи- ческие особенности по сравнению с уроками других предметов:
1.Они могут проводиться в разных условиях (спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне, на лыжне и т.д.), где дети не ограничены в движениях так, как в классе за партой;
2.Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей месту занятий, погодным условиям и особенностям учебного материала и находятся в различных температурных условиях;
3.Уроки физкультуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействий на организм учащихся и требуют индивидуального подхода к детям;
4.Учитель может сознательно изменять обстановку на уроке, когда ученики вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива, что способствует решению воспитательных задач.
Слайд 5Школьные уроки физической культуры обязательно должны быть инструктивными, т.е. дающими знания и умения
школьникам для самостоятельных занятий.
Слайд 6Содержание и структура школьного урока
В уроке физической культуры принято выделять 2 взаимосвязанные
стороны — структуру и содержание.
Слайд 7 В содержание школьного урока входит 4 компонента: 1.физические упражнения, обусловленные конкретными учебно-воспитательными
задачами;
2.Руководящая деятельность учителя;
3.Деятельность учащихся;
4.Воспитательно-образовательное содержание как результат совместной деятельности учителя и учащихся.
Слайд 8Структурой принято называть упорядоченность компонентов содержания. В ней выделяют 3 уровня
(этапы построения урока):
Макроструктура – деление урока на наиболее крупные обязательные взаимосвязанные части;
Мезоструктура – последовательность и взаимо- связь упражнений каждой из частей урока и взаимосвязь между частями урока;
Микроструктура – взаимосвязанная последова- тельность действий учителя и учащихся по ре- шению задач урока (методы, методические приемы, установка и уборка оборудования и др.)
Слайд 9Педагогические требования к уроку физической
культуры
Слайд 10Урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
1.Каждый урок должен быть правильно методически построен
по структуре и содержанию;
2.Урок должен представлять собой целостное завершенное занятие логически связанное по содержанию и логических установках с предыдущими и последующими уроками. Изучая новое необходимо повторять и закреплять ранее изученное и готовиться к освоению последующего;
Слайд 113.Урок необходимо рассматривать как звено непрерывной цепи урока в течение четверти,
полугодия и учебного года;
4.На каждом уроке необходимо комплексно решать конкретные задачи по 4 основным компонентам:
Слайд 12- Изучение знаний;
- Освоение двигательных действий;
- Развитие физических качеств;
- Овладение навыками и умениями
самостоятельных занятий;
Слайд 135.Необходимо целесообразно использовать время урока, обеспечив высокую моторную плотность, динамичность, эмоциональность,
образовательную и оздоровительную направленность занятий. Паузы отдыха должны носить активный характер анализа ошибок, мысленное проектирование действий;
6.При проведении уроков нужно использовать разнообразные методы организаций занятий, особое внимание следует уделять методам, побуждающим к творческой активности на занятии;
Слайд 147.Влияние каждого урока должно быть разносторонним, усилия необходимо варьировать, обеспечивая оптимальный
уровень работоспособности;
8.Необходимо обеспечить связь изучаемого материала с нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием в зависимости от условий урока;
9.Необходимо обеспечить индивидуальный подход с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности;
Слайд 1510. Обязательным условием каждого урока является обучение двигательным действиям и развитие
двигательных качеств;
11. Если на уроке используются упражнения и команды, необходимо правильно и четко их отдавать и добиваться четкого и правильного выполнения, уделяя особое внимание осанке, подтянутости и выправке. Если таких команд нет, урок можно провести без них;
Слайд 1612. Для формирования навыков, умений самостоятельных занятий необходимо систематически давать и
проверять домашние задания;
13. Уроки физической культуры должны правильно сочетаться с уроками по другим предметам в течение учебного дня и в течение учебной недели;
14. При проведении занятий необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Слайд 17Классификация урочных форм занятий и типы школьных уроков
1. По целевой
направленности
Уроки ОФП
(общей физической
подготовки);
Уроки специальной и
прикладной
физической подготовки
Спортивно-тренировочные уроки
Слайд 18По направленности на решение задач
оптимизации здоровья различают:
Уроки ЛФК (лечебной
физической культуры);
Реабилитационные
уроки;
Профилактические
уроки;
Компенсаторные занятия
(рекреационные уроки –
активный отдых);
Слайд 19В зависимости от этапа
учебно-воспитательного
процесса различают:
Вводные уроки;
Базовые уроки;
Изучение, повторение
учебного материала;
Развивающие
поддерживающие
уроки;
Контрольные,
учетные,
зачетные уроки;
Комбинированные
(смешанные)
уроки;
Слайд 20По предмету (содержанию) занятий различают:
Уроки с
однопредметным
содержанием
Комплексные
с разнопредметным
содержанием)
уроки
(гимнастика +волейбол);
Методические уроки
Слайд 21К типам школьных уроков относятся уроки
- по классификации в зависимости от
этапа учебно-воспитательного процесса.
- сюжетные уроки проводятся в начальных классах на основе сказки, рассказа.
- уроки интегрированные – это уроки с использованием материала по другим предметам (литературы, математики).
Слайд 22Управление нагрузками на уроке физической культуры
Нагрузкой в физических упражнениях называют величину воздействия
их на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
Слайд 23Под дозированием нагрузки понимается
назначение и поддержание определенной меры усилий при
выполнении упражнения, а также при необходимости изменения назначенной меры.
При управлении нагрузками необходимо придерживаться следующих методических положений:
Слайд 24* Дозировка зависит от педагогических задач, особенностей упражнения и условий их
применения;
* Не рекомендуется ориентироваться на стандартные величины нагрузок, хотя допустимо использовать хорошо проверенные образцы в их применении;
* Назначение и регулирование нагрузки производится на основе теоретических глубоких знаний;
* Необходимо наблюдать и учитывать дыхание и ЧСС (частоту сердечных сокращений), окраску кожных покровов, координацию движений, внимание, характер реакции на неожиданные раздражители;
* Обязательно нужно учитывать жалобы и высказывания учеников, резкое снижение работоспособности;
* (Нужно проявлять максимальную наблюдательность, быть осторожным при выводах на жалобы при утомлении.
Слайд 25Существуют разные способы дозирования нагрузок:
*Уменьшение или увеличение количества повторений;
*Изменение амплитуды
движений;
*Уменьшение или увеличение скорости движений, темпа;
*Изменение продолжительности;
*Увеличение или уменьшение длины дистанции;
*Использование дополнительной весовой нагрузки, использование сопротивления упругих или жестких ограничений;
*Усложнение рельефа, пути перемещения;
*Изменение характера преодолеваемых препятствий;
*Усложнение или облегчение исходных и заключительных положений.
Слайд 26Педагогический контроль над уровнем физической подготовленности школьников
Физическая подготовленность – уровень
достигнутого развития физических качеств, формирование двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность десантников, спортсменов, учащихся).
Слайд 27Для контроля используются следующие способы:
1.Анализ данных медицинских осмотров, состояния здоровья,
физического развития школьников;
2.Педагогические наблюдения;
3.Проверочные испытания (сдача учебных нормативов предусмотренной программой, бег 30, 60м);
4.Тестирование физической подготов-ленности.
Слайд 28Домашнее задание по физической культуре
Инструктивно-методическим и документами и учебными программами
предусмотрены по предмету «Физическая культура и здоровье» домашние задания. Они являются логическим продолжением и дополнением учебной работы. Домашние задания могут быть 3 видов:
Слайд 291.Задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплекса упражнений;
2.Задания, связанные
с развитием двигательных качеств;
3.Задания по самостоятельному усвоению теоретических сведений.
Слайд 30Сроки, на которые они даются, могут длиться от 1-2 недель (1,
3 виды) до 1-2 месяцев (2 вид). Они записываются в классный журнал в графу «Домашние задания», кратко, с обязатель- ным указанием сроков контро- ля.
Слайд 31На уроке упражнения для домашних заданий должны быть изучены. Ученики должны
знать правила безопасности для их выполнения. На выполнение домашних заданий должно ежедневно затрачиваться не более 30 минут. Упражнения должны быть травмобезопасными, известны-ми, не требующими специальных условий и страховки.
Слайд 32В качестве домашних заданий на развитие двигательных качеств могут быть: упражнения
со скакалкой, другие прыжковые, беговые, с гантелями, обручами, сгибание-разгибание рук, туловища, комплексы утренней гимнастики.
По овладению двигательными навыками могут использоваться упражнения подвижных и спортивных игр, ритмической гимнастики, равновесие и т.д.
Слайд 33Пути и средства нравственного, трудового и эстетического воспитания на уроках физической
культуры
Учебно-двигательная деятельность по предмету «Физическая культура и здоровье» имеет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств.
Нравственность как стержневое качество человека требует усвоения нравственных знаний, понятий, которые являются предпосылками осознания учениками своих обязанностей и привычек поведения.
Слайд 34 Учитель физкультуры должен владеть методикой передачи знаний по вопросам морали и
обеспечения связей. Формирование нравственного сознания преимущественно связано с методами словесного воздействия на личность. Итогом их применения должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию, нравственные убеждения школьника.
Слайд 35Важное место принадле-жит приобретению нравственных привычек,
их разделяют на:
-индивидуальные;
-социальные.
Слайд 36Физическое воспитание обладает большими возможностями для формирования поведения, которые приносит человек
личные эстетические удовлетворения и не приносит неудобства другим. В эстетическом воспитании на уроках физкультуры также используют воздействие словом для формирования знания о красивом, эстетической оценке упражнений, приучении к творчеству двигательной деятельности.
Слайд 37Важное значение физическое воспитание играет и для подготовки учащихся к учебной
деятельности. Сущностью многих видов труда являются произвольные движения, которые составляют основу физического воспитания. Многообразие физических упражнений, их разностороннее воздействие на организм является основой для подготовки школьников к трудовой деятельности.
Слайд 38Подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к уроку имеет 2 этапа:
Целью первого этапа является
определение содержания и построения урока, конечные результаты которого фиксируются в плане-конспекте урока;
Второй этап состоит из практических действий по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования, проверки исправности снарядов, расположения раздаточного инвентаря и т.д. Подготовка самого учителя включает изучение методической литературы по теме урока, написание плана-конспекта, личную речевую подготовку, личную двигательную подготовку.
Слайд 39Подготовка учащихся предполагает ознакомление их с задачами предстоящего урока, его особенностями,
выполнение опережающих домашних заданий, а также
изготовление дидактических карточек, подготовку инвентаря,
подготовку помощников, судей, стартеров, контролеров, инструктивно-методических помощников и т.д.
Слайд 40Пути повышения эффективности урока физической культуры. Сущность проблемного и дифференцированного обучения
К
организационным мероприятиям обеспечения урока относятся:
- Создание санитарно-гигиенических условий – предусматривает мероприятия по проветриванию, влажной уборке, назначение дежурных;
- Материально-техническое обеспечение — предполагает обеспечение необходимым количеством оборудования, инвентаря, мест для учебных занятий;
Слайд 41- Размещение и перемещение учеников в зале или на площадке –
должно обеспечивать оперативный уровень контроля над их действиями, применение различных перемещений, перестроений повышает эмоциональный фон урока, активизирует учащихся, развивает ориентировку в пространстве, формирует навыки групповых действий, дисциплину;
- Организационно-методические формы учебной деятельности – подбираются исходя из задач урока к формам, при которых работают все ученики:
Слайд 421.Фронтальная;
2.Индивидуальная;
3.Групповая (как разновидность групповой формы может быть представлен круговой метод);
Слайд 43- Организация помощников учителя;
- Организация деятельности временно-освобожденных, но присутствующих на уроке.
Слайд 44Эффективность урока, прежде всего, зависит от:
1. Подготовки учителя и выполнения им
плана-конспекта урока;
2. От заблаговременной подготовки мест занятий, применения рациональных форм организации деятельности учащихся, методических приемов, обеспечивающих постоянную занятость детей, применения наглядных пособий, средств ТСО, использования музыкального сопровождения (как фонового, так и специально-подобранной музыки), привлечения к проведению урока помощников из числа учащихся.
Для управления активностью учащихся используют ряд методических приемов:
Слайд 45
- Конкретизация задач (как общих, так и на каждый фрагмент урока);
-
Постановка задач поискового характера;
- Варьирование содержания и способов организации выполнения упражнений;
- Объяснение учителем техники упражнения по ходу его выполнения одним из учеников;
- Задания по самоанализу в старших классах;
- Задания с выбором способа для наиболее рационального решения задач;
- Задания творческого характера (составление комбинаций, комплексов упражнений);
Слайд 46
- Использование беспредметных связей;
- Использование элементов проблемного обучения – в этом случае учитель
предлагает задачи, создающие проблемную ситуацию как на 1 урок, так и на серию уроков. Способы постановки проблемных задач могут быть в одном случае, когда ученики знакомятся со всеми средствами решения задач и выбирают лучшее, либо самостоятельно подбирают средства, опираясь на полученные знания.
- Повышает эффективность применения игрового и соревновательного методов, за счет эмоциональной напряженности и соперничества.
Слайд 47Применения методических приемов должно опираться на дифференцированный подход к учащимся. Это
позволяет не сдерживать более сильных и не подавлять чрезмерными требованиями активность слабых. Дифференцированный подход осуществляется в основных формах:
Слайд 481. Ученики делятся на группы в соответствии с их подготовленностью, и
каждая из групп выполняет свое задание;
2. Деление на группы осуществляется по мере овладения учеником изучаемого действия;
3. Отдельным ученикам предлагают персональные задания в индивидуальном темпе и специально-отведенных местах.