Слайд 1Современный учащийся
в поле информации и коммуникации
Слайд 2Портрет «критически мыслящего» человека
Слайд 3Критическое мышление
Это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями,
выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть
Это обучение способам активного действия
Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать, это поиск здравого смысла
Это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью
Слайд 4Критические мыслители:
Решают проблемы
Проявляют настойчивость в решении проблем
Контролируют себя, свою импульсивность
Открыты для
других идей
Решают проблемы, сотрудничая с другими
Слушают собеседника
Эмпатичны
Терпимы к неопределенности
Рассматривают проблемы с разных точек зрения
Устанавливают множественные связи между явлениями
Терпимо относятся к иным точкам зрения
Часто задают вопрос «Что, если…?»
Умеют строить логические выводы
Размышляют о своих чувствах, оценивая их
Строят прогнозы, обосновывая их
Ставят обдуманные цели
Применят свои знания и навыки в различных ситуациях
Любознательны и часто задают «хорошие вопросы»
Активно воспринимают информацию
Слайд 5Технология развития критического мышления
Слайд 6Развития критического мышления на уроке: технологические этапы
Слайд 7Механизм развития знаний учащихся: стадия вызова
Актуализация имеющихся знаний
Выявление затруднений и пробелов
в знаниях
Формулировка вопросов
Итог – постановка целей учебной деятельности
Слайд 8Механизм развития знаний учащихся: стадия осмысления
Знакомство с новой информацией, ее соотнесение
с имеющимися знаниями
Поиск ответов на поставленные ранее вопросы
Выявление затруднений и противоречий
Корректировка целей
Слайд 9Механизм развития знаний учащихся: стадия рефлексии
Суммирование и систематизация новой информации, ее
оценки
Ответы на поставленные ранее вопросы
Формулировка вопросов
Постановка новых целей учебной деятельности
Слайд 10Возможные методы: стадия вызова
Составление списка известной информации
Рассказ-предположение по ключевым словам
Систематизация материала
(графическая): кластеры, таблицы, пирамиды, понятийное колесо и др.
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах
Слайд 11Возможные и методы:
стадия осмысления содержания
Методы активного чтения:
Маркировка с использованием значков «v»,
«+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах
Слайд 12Возможные и методы:
стадия рефлексии
Заполнение кластеров, таблиц;
Установление причинно-следственных связей между блоками информации;
Возврат
к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Ответы на поставленные вопросы;
Организация устных и письменных круглых столов;
Организация различных видов дискуссий;
Написание творческих работ;
Исследования по отдельным вопросам темы;
Создание Альманахов проблем и решений;
Ведение тематических портфолио и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Слайд 13Прием: Чтение, суммирование прочитанного в парах
Каждая пара получит только свой текст.
Каждый текст разделен на две части А и Б.
В процессе чтения и обсуждения каждый из пары будет выполнять по две роли: докладчик и корреспондент.
Слайд 14Работа в парах.
Шаг первый (7-10 мин).
Докладчик и корреспондент читают первую
часть (А).
Докладчик готовит пересказ этой части своими словами.
Корреспондент формулирует вопросы докладчику для прояснения смысла прочитанного.
Докладчик излагает содержание прочитанного.
Корреспондент задает докладчику вопросы, докладчик на них отвечает.
Слайд 15Работа в парах.
Шаг второй (7-10 мин).
Докладчик и корреспондент меняются ролями
и читают вторую часть (В).
Докладчик готовит пересказ этой части своими словами.
Корреспондент формулирует вопросы докладчику для прояснения смысла прочитанного.
Докладчик излагает содержание прочитанного.
Корреспондент задает докладчику вопросы, докладчик на них отвечает.
Слайд 16Работа в парах.
Шаг третий (7-10 мин).
Необходимо подготовить презентацию для всей
аудитории (как устно, так и на листе бумаги)
Слайд 17Работа всей аудитории.
Шаг четвертый
Презентация
Обобщение всей информации, используя графический прием «Кластер».
Слайд 18Технология развития критического мышления
Стадия вызова
мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме);
информационная (вызов «на поверхность» имеющиеся знания по теме);
коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Слайд 19Функции стадий развития критического мышления
II. Стадия осмысления содержания
информационная (получение новой информации
по теме);
«систематизационная» (классификация полученной информации по категориям знаний);
мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Слайд 20Функции стадий развития критического мышления
III. Стадия рефлексии
коммуникационная (обмен мнениями о новой
информации);
информационная (приобретение нового знания);
мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Слайд 21Приемы и стратегии
технологии развития критического мышления
Стадия вызова
• Парная (групповая) мозговая атака
• Ключевые слова
(словосочетания, предложения)
• Перепутанные логические цепочки
• Свободное письменное задание
• Разбивка на кластеры (смысловые блоки)
• Денотатный граф
• Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)
• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
• Таблица «Выглядит как..., звучит как...» и т.д.
Слайд 22Приемы и стратегии
технологии развития критического мышления
Стадия осмысления содеражния
• Система маркировки текста «ИНСЕРТ»
• Чтение
с остановками
• Таблица «Плюс - минус - интересно»
• Сводная таблица
• Дополнение таблицы «толстых» и «тонких» вопросов
• Заполнение таблицы «Знаем - Хотим узнать - Узнали»
• Чтение альтернативных источников информации
• Двухчастный (двойной) дневник
• Прием «Рамка» и т.д.
Слайд 23Приемы и стратегии
технологии развития критического мышления
Стадия рефлексии
• Парная (групповая) мозговая атака -
подведение итогов
• Возвращение к ключевым словам
• Возвращение к перепутанным логическим цепочкам
• Возвращение к кластерам
• Возвращение к таблице «Знаем - Хотим узнать - Узнали»
• Составление и обсуждение маркировочная таблица «ИНСЕРТ»
• Мини-сочинение, эссе
• Синквейн
• Возвращение к сводной таблице
• Возвращение к денотатному графу
• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
• Возвращение к таблице «Плюс - минус - интересно»
• Возвращение к приему «Выглядит как..., звучит как...»
• Перекрестная дискуссия
• Возвращение к двухчастному (двойному) дневнику
• Двухрядный круглый стол и т.д.
Слайд 24Приемы и стратегии
технологии развития критического мышления
Стратегии организации «обучения сообща»
Стратегия организации
взаимообучения «Зигзаг»
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
Стратегии организации работы в режиме лекции
Стратегия «Продвинутая лекция»
Стратегии организации исследования и диагностики
Портфолио
Стратегия «Фишбон»
Стратегии организации письменной работы
Пятиэтапная стратегия письма
РАФТ
Интервью для публикации
Слайд 25Технология развития критического мышления