Слайд 1Тема:
«Современные подходы к тренировочному процессу».
Подготовил а:
Тренер-преподаватель по баскетболу ромадина
е.п.
Слайд 2В тренировочном процессе различают виды контроля:
Предварительный;
оперативный;
текущий;
этапный.
Слайд 31. Предварительный контроль:
проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра).
Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
Слайд 4
2. Оперативный контроль:
предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного
учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
Слайд 5
3. Текущий контроль:
проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку
после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
Слайд 64. Этапный контроль:
служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном
эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
Слайд 7Различают следующие виды учета:
2. Текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия
к занятию).
1. Предварительный (до начала организации педагогического процесса
3. Итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года
Слайд 8Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).
Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируются дата, время и продолжительность занятия; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдаются режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносят результаты выполнения контрольных испытаний (тестов). Данные врачебного контроля позволяют судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов. В дневнике спортсмена позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача.
Слайд 9Для получения достоверных показателей при учете результативности, следует обращать внимание на
ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тестов, так и для анализа игр.
1. Необходимо четко определить цель учета результативности.
2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом главное внимание он сосредотачивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации.
3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляторы, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.).
4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков.
5. Учет результативности следует проводить регулярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры.
6. Суждения о полученных результатах следует проверять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!).
7. Таким образом показано, что такой контроль, необходим в учебно-тренировочном процессе, показано о требованиях к контролю в игровой и тренировочной деятельности. Необходимо учесть и проконтролировать тренеру в подготовке спортсменов, какие тесты можно провести на группе (можно внутри группы, а можно и на всей) для определения или повышения результативности в подготовке.
Слайд 10
Виды подготовленности спортсменов, подвергающиеся контролю и учёту.
Слайд 11
Методы контроля физической подготовленности в спортивной тренировке:
Тренировочный процесс – это основная
форма подготовки спортсмена представляющая собой педагогический процесс, направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсменов к достижению высших результатов.
Тренировочный процесс
Слайд 12Методы контроля:
1) Переменный метод.
2) Интервальный метод.
3) Равномерный метод.
4) Повторный метод.
5) Игровой
метод.
6) Соревновательный метод.
Слайд 13
Для успешного выявления Учета и Контроля к тренировочному процессу требуется:
-
составление рабочих программ;
- схема тренировочных занятий (микроциклы).
На примере баскетболистов определим оценку контроля.
Наиболее оптимальными периодами являются: для специализированной зарядки - 6.30-7.10 час, для дневных тренировок -9.00-11.00 час, для вечерних тренировок - 19.00-21.00 час. Объем упражнений в разминке сокращается, так как нет необходимости согревать организм. В ходе разминки после первых 4-5 мин. у баскетболистов часто ухудшается самочувствие, что связано с повышением температуры тела до начала потоотделения. Обычно через 35 мин. после этого начинается обильное выделение пота, происходит некоторое снижение температуры тела и сразу же улучается самочувствие.
Слайд 14 В процессе тренировок необходимо систематически применять гипотермические паузы (короткие
перерывы в 7-10 мин. во время тренировки). Это эффективное педагогическое средство при тренировках в условиях высокой температуры внешней среды обеспечивает нормализацию теплового обмена баскетболистов за счет уменьшения теплопродукции и увеличения теплоотдачи организмом.
Количество и продолжительность гипотермических пауз должно варьировать в зависимости от тренировочных и тепловых нагрузок, а также от способности баскетболистов восстанавливать температуру тела во время гипотермических пауз. Рекомендуется проводить гипотермические паузы через 25-30 мин. тренировочной работы. Для эффективного определения индивидуальной продолжительности гипотермических пауз целесообразно применять контроль за частотой пульса и самочувствием спортсменов. При контроле за частотой пульса следует применять монитор сердечного ритма.
Для оптимизации базового периода подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата важное значение имеет комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов.
Для оптимизации базового периода подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата важное значение имеет комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов.
Слайд 15С учетом указанных положений в комплексы рекомендуется включать следующие гигиенические восстановительные
средства: гидропроцедуры -теплый душ (ТД), горячий дую (ГД), контрастный душ (КД), прохладный душ (ПД), восстановительное плавание (ВП); различные виды спортивного массажа - общий восстановительный массаж (ОВМ), кратковременный восстановительный массаж (КВМ), частный восстановительный массаж (ЧВМ), гидромассаж (ГМ), само массаж (СМ), предварительный разминочный массаж (ПМ); различные методики приема банных процедур в бане - баня с парением (БП), кратковременная баня (КБ), баня с контрастными водными процедурами (БКВП). При этом рекомендуется использовать основные положения различных методик применения восстановительных средств, предложенных профессором А.А. Бирюковым в его учебнике "Массаж" (1988 г.).17. Медико-биологические средства рекомендуется использовать в виде приема белкового коктейля. Белковый коктейль (БК) готовится по следующей методике: обезжиренный творог - 100 г, ягодный сок - 100 г, сахар - 15 г, яичный белок - 20 г. Перемешать творог с соком в миксере, добавить сахар и яичный белок и вновь все перемешать. Белковый коктейль восполняет потребности организма баскетболистов в белках, которые необходимы при значительных тренировочных и тепловых нагрузок. В целях повышения адаптационных способностей баскетболистов при подготовке в условиях жаркого климата рекомендуется применять комплексный адаптоген "Элтон", который состоит из мельчайшего порошка корней элеутероккока, витаминов Е и С, цветочной пыльцы, прополиса, формообразувщих веществ в одной таблетке по 8,42 г. "Элтон«.
Ускоряет процессы восстановления после физических нагрузок, обладает тонизирующим действием, нормализует титры сниженных антител, обладает антиоксидантным действием.
Слайд 16Контроль величины нагрузки.
Физическая нагрузка — это определенная мера воздействия физических упражнений
на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.
В тренировочном процессе необходимо спланировать нагрузку так, чтобы объем средств, способствующих повышению общей физической подготовки, развитию быстроты, ловкости, координации и общей выносливости, постепенно увеличивался. Большое значение приобретают подвижные и спортивные игры, круговая тренировка с применением упражнений общеразвивающего характера, средства и методы, способствующие развитию этих качеств. Целесообразно привлечение различных видов спорта. Рост спортивных результатов обеспечивают дальнейшее повышение уровня общей физической подготовки, развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, общей выносливости и т.п.
О величине нагрузки можно судить по субъективным ощущениям и объективным показателям. К первым относятся ощущения общей и локальной трудности выполнения упражнения, чувство невозможности продолжать работу в установленном темпе и др. Но главную роль в оценке нагрузки играют объективные показатели. Различают два их вида: первый — относящийся к внешней стороне нагрузки, т. е. количественные характеристики выполненной физической работы, оцениваемые по ее внешним параметрам (продолжительность во времени, число повторении упражнений, скорость, темп движений, величина перемещаемого веса и др.); второй — характеризующий ее внутреннюю сторону и отражающий величину и характер физических, биохимических, психологических изменений в организме, обусловленных данной нагрузкой (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, величина артериального давления, содержание молочной кислоты в крови и др.). Величина нагрузки прежде всего зависит от ее объема и интенсивности.
Слайд 17При планировании нагрузок объем, и интенсивность принято оценивать в абсолютных и
относительных величинах. Абсолютные показатели объема и интенсивности характеризуют реальные их значения в отдельных упражнениях или за определенное время (занятие, неделю и т. д.), а относительные есть отношение зарегистрированного абсолютного показателя объема или интенсивности к максимально возможному. Например, в беге, а качестве абсолютного показателя интенсивности может быть средняя скорость на какой-либо дистанции, а относительная интенсивность равна отношению этой средней скорости к соревновательной (лучшей) на данном отрезке.
Слайд 18Заключение.
В процессе контроля соревновательной и тренировочной деятельности применяются следующие методы:
-
видеозапись, наблюдение за технико-тактическими действиями баскетболистов в процессе соревнований и тренировки;
- хронометраж тренировочных занятий;
- тестирование технической подготовленности;
- тестирование тактической подготовленности;
- тестирование физической подготовленности;
- экспертные оценки;
анализ и синтез.
В процессе медико-биологического контроля применяются следующие методы: анатомо-морфологическое обследование, пульсометрия, измерение артериального давления, электрокардиография, определение физической работоспособности, точность воспроизведения мышечных усилий, тремография, тенпинг-тест,
В процессе психологического контроля применяются следующие методы: мотивации спортивных достижений, личностные методики, социометрия, выявления социально-психологического климата, моделирование взаимосвязанной групповой деятельности.
Слайд 19комплексный контроль
информация
тренировочная деятельность
соревновательная деятельность – спортивные достижения (результат),