Слайд 1Развитие психических процессов
(Восприятие, представления, память, мышление)
на уроках физической культуры
Учитель
физической культуры СОШ № 17 Орловская Н.В.
Слайд 2Урок – это зеркало
общей и педагогической
культуры учителя.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность.
Проблема психического состояния
школьников вызывает озабоченность учителей по той основной причине, что отсутствуют обоснованные средства и методы ее решения в общеобразовательной средней школе.
Слайд 4Все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проявлению агрессивного
поведения, причина которого - социальная напряженность в обществе.
Усиливают психическую напряженность у школьников видеофильмы, печатные издания, пропагандирующие насилие.
Школьники в этот период жизни не в состоянии произвести нравственный отбор в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год способствует привыканию школьников к проявлению агрессивности, она закрепляется в поведении, а личность в целом деградирует и экстраполирует свои действия в социальную среду.
В связи с этим отметим, что физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. В этом случае подвижные игры будут занимать важное место в педагогическом процессе.
Учитывая относительную доступность подвижных игр учителя используют их многообразие в целях снижения отрицательных психических образований у школьников на уроках физической культуры
Слайд 5Опрос учителей:
Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (90,6 %) затрудняются назвать
пути снижения психической напряженности у школьников на уроке.
При этом 95,3 % из них отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психические процессы школьников.
Слайд 6Между развитием двигательных качеств и психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Слайд 7Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются
психологические предпосылки овладения движениями.
Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти и др. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Слайд 8Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым
уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Слайд 9
Представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий.
Представление –
образ предмета и явления.
Слайд 10Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений.
Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.
При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.
Слайд 11Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с
помощью мыслительных операций.
С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.
При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Слайд 12Перекрестные движения
Каждое утро мы делаем перекрестные движения и прыгаем,
делая эти движения под музыку. Координируем движение так, что одновременно с правой рукой двигается левая нога и наоборот. Когда оба полушария вместе работают, таким образом, чувствуем себя открытым для новых знаний.
Слайд 13Качания головой
Качания головой для расслабления шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте
плечи, и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После голос звучит более уверенно.
Слегка качайте головой, делая небольшие изогнутые линии, чтобы расслабить напряженные мышцы.
Слайд 14Брюшное дыхание
Положите руку на живот. Выдохните весь накопившийся воздух
короткими, легкими выдохами (как будто удерживаете летающим перышко). Затем медленно и глубоко вдыхайте, наполняясь медленно, как воздушный шарик. Рука слегка поднимается во время вдоха и опускается во время выдоха. Если выгнуть спину во время вдоха, воздух проникает глубже
Слайд 15Перекрестные движения сидя
Перекрестные движения сидя являются разогревающим упражнением для
занятий спортом или для игр!
Представьте, что едите на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Ваши мысли, и тело становятся такими бодрыми! Всегда делайте перекрестные движения, сидя на удобной поверхности, такой как коврик или кровать.
Слайд 16Упражнения на растяжение
Упражнения на растяжение помогают телу принять
такое положение, при котором оно стремится вперед. Это поможет Вам добиться нужной цели.
Слайд 17Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
1.Обстановка
на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий
2.Использование игрового и соревновательного методов
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов
Слайд 18Исследователями доказано:
1.В период последействия физических нагрузок протекание психических процессов может как
улучшаться, так и ухудшаться
2. Кратковременные нагрузки предельной интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов.
3.Непривычные физические нагрузки оказывают разнородное влияние
Слайд 194.Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние
только на мнемические процессы, особенно на объем памяти.
5. Многолетние занятия спортом приводят к тому, что даже очень высокие тренировочные нагрузки становятся привычными. Память существенных изменений не претерпевает.
6.Утренние тренировочные занятия, даже с небольшими нагрузками, оказывают лишь кратковременное положительное влияние на психические процессы.
7. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на интеллектуальные процессы и на психическую деятельность в условиях дефицита времени.
8.Спорт является фактором, стимулирующим психическую деятельность
Слайд 20Выводы
Активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному
функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с моей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.