Слайд 2Лёгкая атлетика –
наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию
человека, так как объединяет распространённые и жизненно важные движения
(ходьба, бег, прыжки и
метания).
Систематические занятия лёгкоатлетическими упражнениями развивают
силу, быстроту, выносливость и другие качества,
необходимые человеку в повседневной жизни.
Слайд 3 В программу крупнейших соревнований лёгкоатлетов – Олимпийских
игр, чемпионатов мира и континентов входит 46 основных видов бега и спортивной ходьбы, прыжков, метаний и многоборий (у мужчин 24 вида легкой атлетики, у женщин – 22 вида легкой атлетики). Официальные же рекорды – мировые, континентальные, национальные регистрируются более чем в 70 видах. В спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 – проводимых в помещении, у мужчин – 56 и 15, соответственно.
Соревнования по легкой атлетике проводятся для спортсменов нескольких возрастных групп-взрослых, молодежные, юниорские и юношеские.
Для школьников 8-15 проводятся соревнования «Шиповка юных»
Слайд 4КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЁГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА.
(группы видов лёгкой атлетики)
ХОДЬБА – циклический вид, требующий
проявления специальной выносливости.
БЕГ – гладкий – циклический вид, требующий проявления скорости(спринт), скоростной выносливости, специальной выносливости; (1000 и 1300 миль)
Барьерный бег – смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости;
Бег с препятствиями – смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости;
Эстафетный бег – смешанный вид, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости;
Кроссовый бег – бег по пересечённой местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости.
Слайд 6Лёгкоатлетические прыжки –
(две группы)
Прыжки через вертикальное препятствие:
прыжки в высоту с разбега
– ациклический вид, требующий проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости;
прыжок с шестом с разбега – ациклический вид, требующий проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости.
Прыжки на дальность:
прыжки в длину с разбега – смешанный вид, требует проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, прыгучести, гибкости, ловкости;
тройной прыжок с разбега – ациклический вид, требующий проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости.
Слайд 8Лёгкоатлетические метания
Метание копья (гранаты, мяча) – ациклический вид, требующий проявления скоростных,
силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости;
Метание диска, метание молота – ациклические виды, требующие проявления силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости;
Толкание ядра – ациклический вид, требующий проявления силовых, скоростно- силовых качеств, ловкости.
Слайд 10Многоборья:
У мужчин – десятиборье:
100м, длина, ядро, высота, 400м. 110с/б, шест, диск,
копьё, 1500м.
У женщин – семиборье:
100м с/б, ядро. высота, 200м, длина, копьё, 800м.
Слайд 11ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО Л/АТЛЕТИКЕ
( НА ПРИМЕРЕ 5 - 9 КЛАССОВ )
ОСНОВНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
* На овладение техникой спринтерского бега;
* На овладение техникой длительного бега;
* На овладение техникой прыжка в длину;
* На овладение техникой прыжка в высоту;
* На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность;
* На развитие выносливости;
* На развитие скоростно - силовых возможностей;
* На развитие скоростных способностей;
* На развитие координационных способностей;
* На знание о физической культуре;
* На овладение организаторскими умениями;
* Самостоятельные занятия.
Слайд 12ГЛАДКИЙ БЕГ
( техника бега )
Фазы
Старт ( высокий, низкий, с опорой на
руку).
Стартовый разгон ( 8-12 шагов, 15-20м ).
Бег по дистанции ( основа – беговой шаг).
Финиширование (10 -15м, 150 -200м).
Слайд 13Последовательность обучения
Овладение техникой бегового шага:
1. Бег на передней части стопы
в ровном, спокойном темпе ( бег через мячи ).
2. «Семенящий» бег. (прямолинейная постановка стоп, выпрямление коленного сустава, мягкая постановка ноги на грунт).
3. Прыжки «с ноги на ногу».Вырабатывает широкий шаг, силу отталкивания, (рекомендуется бег в быстром темпе через мячи).
4. Бег по прямой линии.(прямолинейность движения, постановка стоп без разворота).
5. Ускорения (постепенное увеличение скорости бега).
Слайд 14Типичные ошибки при беге
Недостаточный вынос бедра маховой ноги вперёд-вверх, отсутствие активного
продвижения таза вперёд (длина шага);
Неполное отталкивание. Нога не полностью разгибается в коленном и голеностопном суставах (длина шагов и скорость бега);
Чрезмерное захлёстывание голени назад после отталкивания (затрудняется вынос бедра);
Неправильная постановка стоп (разведение носков наружу);
Увеличенный наклон туловища вперёд (затрудняет подъём бедра);
Ошибка в работе рук;
Излишняя закрепощённость приводит к снижению скорости.
Слайд 15СТАРТ (высокий, низкий, с опорой на руку )
Демонстрация, изучение основных положений
бегуна по командам «На старт!», «Марш!», «На старт!», «Внимание!», « Марш!» и особенности стартового разгона.
Старт «падением» из положения стоя на носках;
Старт «падением» из положения согнувшись вперед;
Высокий старт из положения стоя, выставив вперёд сильнейшую ногу;
Старт с опорой на руку;
Низкий старт с параллельным положением ступней;
Старт в горку;
Выбегание со старта в заданном темпе (бег по отметкам);
Выбегание со старта по начерченной линии;
Старт по различным сигналам, которые подаются без произвольной очерёдности);
Старты из разных исходных положений;
Слайд 19Распространённые ошибки
в положении команды «Внимание»:
Поднятая голова;
Недостаточное или чрезмерное выведение плеч
вперёд;
Сгибание рук в локтях;
Недостаточное или чрезмерное поднятие таза.
При выходе со старта:
Резкий подъём головы и выпрямление туловища на первых шагах стартового разгона;
Высокий подъём ступней над дорожкой в начале разбега;
Несогласованность в работе рук и ног;
Нарушение ритма разбега (нет плавного наращивания длины шагов).
Слайд 20Финиширование
Резкий наклон туловища вперёд с отведением рук назад – способ «бросок
грудью»;
Бегун, наклоняясь вперёд, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком, чтобы коснуться её плечом.
Способы финиширования не увеличивают скорости бега, а ускоряют прикосновение бегуна к ленточке.
Слайд 24ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ ( вид командного бега, каждый участник команды пробегает свой
этап определённой длины)
Длина палочки 30см, диаметр 4см, вес не менее 50г, зона передачи 20 метров.
По условиям бега различают следующие эстафеты:
Встречные ( наиболее часто используются на уроках);
С последовательными этапами по круговой дорожке стадиона;
Кольцевые на улицах или на местности ( старт и финиш находиться в одном месте);
Звёздные (старт даётся в разных местах, и участники бегут к общему финишу)
Слайд 26СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЭСТАФЕТЫ
Передача с перекладыванием эстафетной палочки из одной руки в
другую;
Передача эстафеты без перекладывания( для учащихся с 6 класса).
Последовательность обучения:
Продемонстрировать основные его элементы: держание палочки, способ передачи, приёма.
Обучение встречной эстафете ( начальная школа);
В шеренгах (парах) - передача и прием эстафетной палочки стоя на месте, с имитацией движений рук при беге:
а) по команде учителя;
б) по команде передающего;
в) с имитацией рук и ног как при беге.
Передача в колоннах по 10-12 человек (по сигналу передающего);
Передача в движении ( ходьбе и беге парами, 4-6 человек);
В 7-8 классе ознакомление с зоной передачи. Отработка техники при медленном беге с увеличением до максимального. Низкий старт , держа эстафетную палочку.
Ошибки: передача вне зоны, убегающий замедляет бег, передача эстафетной палочки из левой в левую.