Слайд 1Презентация учителя физкультуры МБОУ СОШ № 38 Псутури И.В.
Слайд 2Проблема
За последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция характеризующая здоровье детей в школах.
Более
всего фиксируется нарушения опороно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие.
Слайд 3
Цель
Создание условий для использования эффективных средств на уроках физкультуры
Задачи
Внедрение физических многообразных
упражнений для профилактики плоскостопия
Научить учащихся самостоятельно выявлять и выполнять упражнения при плоскостопии.
Слайд 4Плоскостопие - это деформация свода стопы. Разделяют на І – ІV
степени.
І степень – сопровождается болью в ногах.
ІІ степень – продольный свод снижен (средний отдел) боли в стопах, лодыжках, голени
ІIІ‐ІV степень – определяется отечность в голеностопном суставе, боли в стопах, голени, коленных суставах, пояснице.
Слайд 5 Виды :
- продольное (средний и пяточный отдел)
- поперечное (передний
отдел).
Формы :
Врожденное плоскостопие – неправильное положение плода, частей тела.
Приобретенное плоскостопие – рахитическая (недостаток витамина D), травматическая.
Слайд 6 Причины плоскостопия
Связно-мышечная недостаточность
Врожденная слабость связок
Раннее вставание ребенка на ноги
Увеличение массы тела
Не
удобная обувь
Слайд 7 Методы диагностики
- Графико-расчетный, основанный на математических вычислениях.
-Плантография – это методика
полученная отпечатков стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе – с последующей их расшифровкой.
Слайд 8 Топографическая плантография – простой отпечаток стопы может рассказать о состоянии
двигательного развития и здоровья его обладателя.
Странный, не естественный отпечаток может насторожить педагогов, медиков и родителей подопечных. Не дорогая и доступная методика, которая может и должна применяться в школьных заведениях, хотя бы один раз в год. Какова стопа – таков человек!
Слайд 9
Планктограф
размеры основания 35см*45см
Слайд 10 Научные основы
Терапия профессора Пак Дже Ву предполагает рассматривать стопу, как жизненно
важных меридианов человеческого тела.
Большой палец соответствует голове (черепу и головному мозгу)
Передний отдел отражает сердце, легкие, солнечное сплетение диафрагмы
Средний отдел отвечает за желудочно-кишечный тракт
Пяточный отдел – за органы таза и нижних конечностей.
Слайд 11 «Идеальная стопа»
Гармоническое соотношение различных отделов стопы.
Большой палец – напоминает овальную сливу.
Передний
отдел – не должен быть слишком широким, распластанным.
Средний отдел должен быть изящным, стройным, без распластываний, искривлений и наростов.
Пятка – напоминает собой куриное яйцо, в котором женщина- мать вынашивает плод, будущего ребенка.
Слайд 17Профилактика плоскостопия
комплекс упражнений
ходьба босиком по не ровной поверхности
Слайд 18Катать босиком круглые и овальные предметы
Слайд 22Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, влево, вправо наступая средним отделом
стопы на рейку
Слайд 23Захватывать и перекладывать пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы (губку, гальку, карандаш)
Слайд 24Упражнения на тренажерах укрепляют связочно-мышечный аппарат, улучшает крово - и лимфообращение
Слайд 27 Все перечисленные упражнения активно укрепляют мышцы стопы и голени и чрезвычайно
полезны.
Упражнения выполняются босиком, каждое не менее 10 раз.
Слайд 28Вывод :
На данном этапе идет формирование собственного опыта моей работы
в этом направлении. Вначале второй четверти планирую провести планктографию в школе у учащихся младшего и среднего возраста. Результаты представить родителям. Детей с плоскостопием направить к хирургу-ортопеду.
Выполняя профилактические упражнения на уроках физической культуры, в подготовительной части (гимнастика) эффективно улучшают форму и функции стопы.
Слайд 29 Приложение
(дополнительные комплексы упражнений)
Слайд 30Упражнения профилактики плоскостопия
И.П. - руки опущены, пальцы стоп подогнуты. Шаг на
месте с подогнутыми пальцами.
Шаг на месте на наружном крае стоп.
Разогнуть пальцы ног и делать шаг на месте на пятках.
Шаг на месте на носках.
Обычный шаг на месте на полной ступне.
2.И.П. - о.с., руки на пояс, носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх, вернуться в и.п.
3. И.П. - стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в и.п.
4.И.П. - стоя, ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню, вернуться в и.п.
5.И.П. - стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) - "след в след". Подняться на носки, вернуться в и.п.
6.И.П. - ноги врозь, носки повёрнуты вовнутрь. Попеременно поворачивая корпус вправо и влево ставить соответствующую стопу на наружный край.
7. Упражнение "червячок - гусеница". Стопы ног стоят на полу, пальцы подогнуты. Подгибая пальцы стоп ног, не отрываясь от пола, передвигать пятки ног вперёд на 6 - 8 счётов и также, передвигая пальцы, передвигать ноги назад. 10 минут
Слайд 31Упражнения в движении.
1. Ходьба перекатом - с пятки на носок через
всю ступню. Прокатным движением пройтись через всю подошву по центральной средней линии её до носка. Когда движение подошло к пальцам, их нужно развести, чтобы все пальцы коснулись пола всеми суставами фаланг подошвенной стороны.
2. Ходьба с приседанием. Шагнуть правой ногой вперёд, поставить ступню плашмя - на всю подошву одновременно. Приседать, равномерно распределяя тяжесть тела на все участки стопы.
3. Ходьба с крестным шагом: правая нога переносится в сторону за левую и наоборот.
4. Бег на носках на наружной части стопы.
5.Бег на наружной части стопы.
6. Ходьба по "косичкам" на носках в полуприседе.
7. Ходьба по канату, положенному на полу.
8. Ходьба по медицинболам, лежащим на полу.
9.Ходьба по скамейке, захватывая пальцами ног край скамейки.
Слайд 32Упражнения с мячами.
1. прокатывание мяча: "пяточка - носочек";
2. захватывать мяч подошвами;
3.
"накачивание шины" - давить передней частью стопы;
4. ноги скрестно, мяч между ними, подниматься на носки;
5. прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями;
6. круговые движения мячом по часовой стрелке и против часовой;
7. ходьба на внешних сторонах стопы "по - медвежьи".
Слайд 33Упражнения с платочками "ловкие ноги".
Выполняется сидя в кругу, руки за
туловищем, кистями опираются о пол, между широко расставленными ногами - палка. У её конца справа платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести его к левой, не задев палки. Правую перевести в и.п. затем взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Последние 2 раза перенести обе ноги с палкой вправо и влево.
Упражнения с мягкими мячиками.
Захватывать мягкие мячики пальцами ног и подбрасывать их вперёд.
Упражнения с "косичкой".
Сидя на скамейке, "косичка" под ногами. Поднимать пальцами ног.
Подвижные игры.
"Горячий мяч"
Все дети располагаются по кругу, лёжа на животе лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из детей резиновый мяч. Прогнувшись, толкает одному из участников мяч и занимает и.п. Игрок, получив мяч, прогибается и передаёт мяч другому. Кто не сумеет быстро получить и передать другому мяч, получает штрафное очко.
Слайд 34"Ну-ка донеси"!
Дети сидят на одной скамейке, другая - параллельно ей (расстояние
6-8 м). По сигналу захватив платок пальцами одной ноги перенести к противоположной скамейке (правой), обратно - левой. Вариант: на четвереньках, то же повторить другой ногой, можно парами.
Массаж стоп.
Поглаживание.
Выполняется пальцами правой руки (левая поддерживает стопу) по подошвенной части стопы, в направлении от пальцев стопы к пятке.
Растирание.
Производятся круговые движения от основания пальцев к пятке по внутреннему, внешнему сводам и середине стопы.
Растирание внутреннего и внешнего свода стопы (большой нажим пальцами на среднюю часть свода).
Постукивание.
Выполняется тремя пальцами - указательным, средним и безымянным.
Слайд 35Рекомендуется следующие физические упражнения (выполнять их следует босиком):
1. Стоя прямо
за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног захватить какой-нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т. д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернутся пальцами внутрь.
3. Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы — в пол. Медленно подниматься на носки и также медленно опускаться в исходное положение (и. п.).
4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
5. Походить ! — 2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.6. Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
7. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
8. Стоя на наружных сводах стоп, полу присед (6 — 8 раз).
9. Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30 — 60 с).
10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10 — 15 раз).
11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и. п. (10 раз).
12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6 — 8 раз).
13. Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след) . Подняться на носки (8 — 10 раз).
14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8 — 10 раз).
15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и. п. (8— 10 раз).
Слайд 3616. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний
край стопы (8 — 10 раз).
17. Стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и. п. (6— 8 раз).
18. Упор стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперед (34 — 40 с). То же прыжками «зайчиком».
19. Ходьба в полу приседе (30— 40 с).
20. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10 — 12 раз каждой ногой.
21. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4 — 6 раз.
22. Стоя. поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
23. Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не поднимая ее.
24. Ходьба на носках «крадучись» (в полу приседе), носки внутрь.
25. Ходьба «гусиным» шагом.
26. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30 — 40 с).
27. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и. п.
28. Лежа на спине, поочередно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
29, И. п. — то же, но оттягивать носки одновременно.
30. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
Слайд 3731. То же, но другой ногой.
32. Лежа на спине, ноги согнуты
в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола.
33. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
34. Лежа на правом боку, ноги вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе, оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
35. То же, но в положении на левом боку.
36. Лежа на животе, руки на полу, носки повернуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
37. Лежа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа с опорой на передний отдел стопы и кисти рук.
38. Сидя на полу, ноги скрестно, кисти упираются в пол на уровне стопы. Попытайтесь встать с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперед.
39. Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить ее влево, затем вправо.
40. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять «на себя» и повернуть кнаружи.