Слайд 1Подготовка лыжников-гонщиков
в годичном цикле
Слайд 2Актуальность и проблема исследования
Актуальность исследования обусловлена высоким ростом конкуренции на Всероссийских
и Международных соревнованиях среди молодых лыжников-гонщиков, требующей постоянного поиска резервов увеличения средней дистанционной скорости на основе повышения специальной подготовки.
Подготовка лыжников-гонщиков в годичном цикле в лыжных гонках специалисты, в первую очередь, связывают с решением вопросов построения структуры и содержания тренировочного процесса на различных этапах годичного цикла в зависимости от возраста, квалификации, текущего уровня физической подготовленности и генетических особенностей спортсменов.
По мнению ведущих специалистов лыжного спорта в настоящее время, основные закономерности всесторонней подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле недостаточно хорошо изучены.
Поэтому разрешение противоречия между необходимостью совершенствования подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле с одной стороны и недостаточной изученностью данной темы с другой, выступает одной из актуальных проблем теории и методики лыжного спорта.
Слайд 3Объект и предмет исследования
Проблема исследования: каковы соотношения объема и интенсивности при
подготовке лыжников-гонщиков в годичном цикле, которые в дальнейшем обеспечат высокие спортивные результаты
Объектом является учебно-тренировочный процесс лыжников в возрасте с 17 до 18 лет.
Предметом является подготовка лыжников-гонщиков в годичном цикле
Слайд 4
Целью является разработка и экспериментальное обоснование предлагаемой программы всесторонней подготовки лыжников-гонщиков
17-18 лет в годичном цикле
Слайд 5Задачи исследования
Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить соотношение объема
циклической нагрузки по средствам и зонам интенсивности лыжников-гонщиков 17-18 лет в годичном цикле;
Разработать и экспериментально обосновать предлагаемый вариант всесторонней подготовки лыжников-гонщиков 17-18 лет в годичном цикле.
Слайд 6Методы исследования
анализ научно-методической литературы и практической работы тренеров;
педагогические методы: наблюдения, хронометрирование
тренировочного процесса, эксперимент;
медико-биологические методы: пульсометрия, антропометрия;
методы математической статистики.
Слайд 7Экспериментальные исследования, составляющие основу настоящей работы, были проведены на постоянном контингенте
лыжников-гонщиков 17-18 летнем возрасте БОУ ДОД СДЮСШОР №2 Минспорта ЧР.
Все спортсмены выполняли тренировочные задания по двум предложенным нами программам. Во время тренировочных занятий в экспериментальной группе (тренер-преподаватель: Егоров А. Н. ) использовалась разработанная тренировочная программа подготовки по объему и зонам интенсивности, а контрольная группа (тренер-преподаватель: Смирнов С. И. ) плановую подготовку вела по программе лыжных гонок ДЮСШ. Построение структуры и содержания микро и мезоциклов и тренировочных занятий лыжников-гонщиков 17-18 лет определялось направленностью воздействия на физические качества, формирующие уровень всесторонней подготовки. Эксперимент продолжался с мая 2014 года по апрель 2015 год.
Слайд 8Показатели физической подготовки лыжников-гонщиков 17-18 лет
в начале и в конце
эксперимента
Показатели функциональной подготовки лыжников-гонщиков 17-18 лет
в начале и в конце эксперимента
Слайд 9До начала экспериментальной работы годичный цикл подготовки экспериментальной группы спортсменов был
разделен на три этапа:
I - этап бесснежной подготовки (весенне-летний, летне-осенний);
II - этап снежной подготовки (осенне-зимний);
III - соревновательный период (зимне-весенний этап).
Первые два этапа (с мая по середину декабря) составляли подготовительный период, третий (с середины декабря по март) составлял соревновательный период, а месяц апрель составил переходный период.
Все этапы подготовки были заранее спланированы и разделены на отдельные макро-, мезо- и микроциклы. Количество микроциклов в одном мезоцикле определялось этапом подготовки и соответствовало общепринятым рекомендациям.
Слайд 10Рекомендуемое распределение объема тренировочных нагрузок в основных средствах всесторонней подготовки экспериментальной
группы лыжников-гонщиков на этапе спортивного совершенствования
на 2014-2015 спортивный сезон
Слайд 11 для спортсменов, имевших предрасположенность
к развитию скоростной выносливости (ЭГ)
предложено
увеличить на 15 % объем тренировочных нагрузок в III зоне
интенсивности и соответственно снизить на 15 % во II зоне;
2) для спортсменов, имевших предрасположенность
к развитию выносливости (КГ)
предложено объем тренировочных нагрузок оставить также,
как рекомендует программа для детско-юношеских школ
и специализированных школ Олимпийского резерва,
т. е. контрольная группа занималась по общепринятой программе
по лыжным гонкам ДЮСШ и СДЮСШОР
Основное отличие организации учебно-тренировочных занятий
в экспериментальной группе в годичном цикле состояло в следующем:
Слайд 12Мезоцикл бесснежной подготовки
На этапе бесснежной подготовки подготовительного периода применяли мезоциклы (МЗЦ),
состоящие из четырех микроциклов (МКЦ), каждый из которых имел свою заранее спланированную задачу (выраженную в названии микроцикла):
I (май) —> 1 (втягив.) + 2 (поддерж.) + 1 (восст.)
II (июнь) —> 1 (втягив.) + 1 (поддерж.) +1 (развив.) + 1(восст.)
III (июль) —> 1 (втягив.) + 1 (поддерж.) +1 (развив.) +1 (восст.)
IV (август) —> 1 (втягив.) + 1 (поддерж.) + 1 (развив.) +1 (восст.)
V (сентябрь) —>1 (втягив.) + 1 (поддерж.) + 1 (сорев.) +1 (восст.)
VI (октябрь) —>1 (втягив.) + 2 (поддерж.) + 1 (восст.).
Как видно этап бесснежной подготовки включал в себя шесть мезоциклов, объединяющих 6 «втягивающих», 8 «поддерживающих», 3 «развивающих», 8 «восстанавливающих» и 1 «соревновательный» микроциклы.
Слайд 13Мезоцикл снежной подготовки
На этапе снежной подготовки (ЭСП) подготовительного периода структура мезоциклов
имела вид:
1 (ноябрь) —> 1 (поддерж.) + 2 (развив.) + 1 (восстан.)
II (дек.) —> 1 (поддерж.) +1 (восст.).
Как видно этап снежной подготовки включал в себя два мезоцикла, состоящих из 2 «поддерживающих», 2 «развивающих» и 2 «восстанавливающих» микроциклов.
В соревновательном периоде (СП) структура мезоциклов имела вид:
I (декабрь) —>2 (соревновательн.)
II (январь) —>1 (восст.) + 1 (поддер.) + 1 (сорев.) + 1 (восст.)
III(февраль) —> 1 (поддер.) + 1 (подвод.)+1 (сорев.)+1 (восст.)
IV (март) —> 1 (поддер.)+1 (подвод.)+1 (сорев.) +1 (восст.)
Как видно соревновательный период включал в себя четыре мезоцикла, состоящих из 2 «поддерживающих», 3 «подводящих», 5 «восстанавливающих» и 5 «соревновательных» микроциклов.
Таким образом, весь годичный цикл подготовки экспериментальной группы состоял из двенадцати мезоциклов, объединявших 6 «втягивающих», 12 «поддерживающих», 5 «развивающих», 3 «подводящих», 6 «соревновательных» и 16 «восстанавливающих» микроциклов.
Различия в выполнении тренировочной работы
по основным средствам и зонам интенсивности
в экспериментальной (n – 8) и контрольной (n – 8) группах
Слайд 15ВЫВОДЫ
Полученные данные свидетельствуют, что при построении тренировочного процесса с акцентом на
развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (относительное снижение объема нагрузки в I и П зонах интенсивности и повышение в Ш зоне интенсивности) является вполне доступным для лыжников 17-18 лет и в условиях годичного цикла подготовки положительно влияет на уровень физической развитии.
Проведенный анализ соотношения выполненного и запланированного объема циклической нагрузки по средствам и зонам интенсивности в экспериментальной группе показал, что данная группа с поставленной задачей справилась. Причем экспериментальная группа, имея план ООЦН=4492,3 км, перевыполнила его на 3,1 %.
Результаты проведенного анализа выполненной работы в макроцикле показали различия по объему выполненной работы во II, Ш и IV зонах интенсивности в кроссовом беге и беге с имитацией, в передвижении на лыжероллерах и лыжах между экспериментальной и контрольной группами. Различия по объему выполненной работы в передвижении на лыжах в зонах интенсивности между экспериментальной и контрольной группами оказались статистически достоверны.
Слайд 16выводы
Результаты исследования показывают следующие изменения: а) при подведении итогов выполнения тесть
на скорость (бег на 100м.) произошло среднее групповое улучшение результата в ЭГ с 13,9±0,2 сек. до 13,6 ±0,3сек. (р<0,5), в КГ достоверных сдвигов в данном упражнении нами не отмечено.
б) силовые способности были выявлены с помощью тестов «подтягивание на высокой перекладине», «ручная динамометрия» и «становая динамометрия» и прыжки в длину (взрывная сила). Наибольший сдвиг в показателе силы рук с помощью теста «подтягивание на высокой перекладине» произошел у ЭГ с 23±0,2 раз до 26±0,2 раз (р<0,5). Сила мышц рук, определяемая путём ручной динамометрии, увеличилась у занимающихся ЭГ в среднем на 14 кг, с 42±0,4 кг до 56±0,3кг (р<0,5), а у занимающихся лыжников КГ улучшение на 5кг. По тесту «становая сила» динамика у лыжников-гонщиков ЭГ с 134±1,3кг, до 155±1,5кг. (р<0,5). У лыжников-гонщиков КГ с 138±1,4кг, до 140±1,3кг. (р<0,5). Динамика показателей силовых способностей (прыжок длину с места) у лыжников ЭГ свидетельствует о высоких результатах, т. е. с 195±1,1см до 216±0,6 (р<0,5).
в) средний групповой показатель выносливости у лыжников-гонщиков в ЭГ выросли с 3мин.0сек. до 2мин. 55сек. (р<0,5), а в КГ выросли с 3мин.02сек. до 3мин. 00сек. (р<0,5).
г) благоприятные сдвиги показателей ЧСС в покое с 57±0,4 ударов в минуту до 52±0,3 ударов в минуту (р<0,5) и ЖЕЛ на 200 мл, с 4300±2,3мл. до 4500±1,6мл. (р<0,5) в течение эксперимента указывают на улучшение регуляции функционального состояния сердечно-сосудистой и легочной системы у лыжников-гонщиков ЭГ, а у занимающихся КГ улучшение ЖЕЛ в среднем на 50 мл, с 4250±1,7мл. до 4300±1,4мл. (р<0,5).
Слайд 17 I - Открытое Первенство СДЮШОР №2 Минспорта Чувашской Республики по
лыжным гонкам;
II – Традиционные соревнования по лыжным гонкам «Рождественские гонки»;
III – Первенство Чувашской Республики среди городов и районов по лыжным гонкам;
IV – традиционные республиканские соревнования среди молодых лыжников «Весенняя капель».
Официальные старты для проверки среднедистанционных скоростей в гонках у лыжников-гонщиков в соревновательном периоде 2014-2015 гг.
Слайд 18Среднедистанционные скорости в гонках у лыжников-гонщиков в соревновательном периоде 2014-2015 гг.
Слайд 19ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Предполагалось, что выявление отдельных сторон всесторонней подготовки позволяют обосновать эффективность
тренировочной программы, которая может быть использована в практической работе с квалифицированными спортсменами, специализирующимися в лыжных гонках.
Слайд 20ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Использование предложенной методики позволяет повысить эффективность подготовки и обеспечить высокую
результативность выступления лыжников на соревнованиях. Материалы исследований могут быть использованы в преподавании в высших учебных заведениях, на семинарах и курсах повышения квалификации тренеров по лыжному спорту.