Презентация, доклад по физической культуре на тему РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В Древней Руси

Содержание

Этапы развития физической культуры и спорта в РоссииI этап –с древнейших времен до 1917 г.II этап - развитие физической культуры и спорта в СССР III этап - развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации после

Слайд 1ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ

Слайд 2Этапы развития физической культуры и спорта в России
I этап –с древнейших

времен до 1917 г.

II этап - развитие физической культуры и спорта в СССР

III этап - развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации после 1991 г.
Этапы развития физической культуры и спорта в РоссииI этап –с древнейших времен до 1917 г.II этап -

Слайд 3Физическое воспитание в Древней Руси

Физическое воспитание в Древней Руси

Слайд 4План:
1. Физическое воспитание в первобытном обществе.
2. Физические упражнения и игры у

восточных славян.
3. Физическое воспитание в Киевской Руси.
4.Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХII-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.).

План:1. Физическое воспитание в первобытном обществе.2. Физические упражнения и игры у восточных славян.3. Физическое воспитание в Киевской

Слайд 5Литература:
Основная
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия»,

2007. - С. 38 – 46.
Столобов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. - 83 – 102.
Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения – М.: Советский спорт, 2005. С. 36 – 63.
Пельменев В.К., Конева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – С. 83 – 88.
Цатурова К.А. Физическая культура в России с древнейших времен до конца XVIII века: Лекция.. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999.
Литература:ОсновнаяГолощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 38 – 46.Столобов

Слайд 6
Дополнительная
Деметер Г. С, Никитенко Н. Н. Фрески Софийского собора в Киеве

как один из источников изучения физической культуры Древней Руси // «Теория и практика физической культуры». – 1988. – № 6.
Мавродин В. Древняя Русь. – Госполитиздат, 1946. – С. 288.
Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1949.-С. 13., С. 33.
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие. – М., 1966. – С. 98.
Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – С. 27., С. 31., С. 38., С. 80., С. 84.,
Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. – Издательская группа «Прогресс», 1992. – С. 18.
О физическом воспитании в духовно-учебных заведениях // Журнал «Вестник воспитания». – 1895. – № 2. – С. 86—99.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М.: «Просвещение», 1987. – С. 96., С. 133.
ДополнительнаяДеметер Г. С, Никитенко Н. Н. Фрески Софийского собора в Киеве как один из источников изучения физической

Слайд 7
1. Физическое воспитание в первобытном обществе

1. Физическое воспитание в первобытном обществе

Слайд 8
ИНИЦИАЦИЯ- посвящение молодых людей в полноправные члены общества.

ИНИЦИАЦИЯ- посвящение молодых людей в полноправные члены общества.

Слайд 9Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:
создание (зарождение) физических

упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;

в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:создание (зарождение) физических упражнений, т. е. начало обособления их

Слайд 10
2. Физические упражнения и игры у восточных славян

2. Физические упражнения и игры у восточных славян

Слайд 11
ВЕНЕДЫ – западная ветвь славян

АНТЫ – восточная ветвь славян

ВЕНЕДЫ – западная ветвь славянАНТЫ – восточная ветвь славян

Слайд 13
Практика физического воспитания начала складываться у восточных славян в VI –

IХ вв.
Практика физического воспитания начала складываться у восточных славян в VI – IХ вв.

Слайд 14
Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, были

связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое.

На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты.

Исследователи отмечают хорошее владение восточными славянами оружием.
Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, были связаны теснейшим образом, представляя собой, по

Слайд 15
ДРУЖИННИКИ - профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве

ДРУЖИННИКИ - профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве

Слайд 16
С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах.

Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI—IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.
С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную

Слайд 17
Восточно-славянские воины

Восточно-славянские воины

Слайд 18Восточные славяне

Восточные славяне

Слайд 24
Воспитание детей осуществлялось в семье.
К 3 — 4 годам ребенок

начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим.
Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Воспитание детей осуществлялось в семье. К 3 — 4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу,

Слайд 25
С 7 мальчики переходили в возрастную группу отроков.
ОТРОК - мальчик

7 —14 лет, который не получил еще право называться взрослым мужчиной, но переходил из женской в мужскую половину семьи.
Мальчики-отроки помогали отцам в выполнении “мужских” видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве.
Девочки осваивали “женские” виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и др.
По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.
С 7 мальчики переходили в возрастную группу отроков. ОТРОК - мальчик 7 —14 лет, который не получил

Слайд 26
СКОМОРОХИ – народные музыканты

СКОМОРОХИ – народные музыканты

Слайд 27
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями.



Игры, физические упражнения предков носили, как правило, состязательный характер.
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями. Игры, физические упражнения предков носили, как

Слайд 28
Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание

Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание

Слайд 29
ИГРИЩА - крупные состязания древних, проводившиеся в честь языческих богов

ИГРИЩА - крупные состязания древних, проводившиеся в честь языческих богов

Слайд 31
Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является

первая древнерусская летопись “Повесть временных лет” (XI век).
Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись “Повесть временных лет”

Слайд 32
В докиевской и Киевской Руси народные игры и физические упражнения имели

широкое распространение и пользовались огромной популярности.
Игры проводились между селами.
Игрища славян посвящались языческим богам и носили религиозный характер.
Игрища служили сплочению славянских родов.
Игрища способствовали развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности.
В докиевской и Киевской Руси народные игры и физические упражнения имели широкое распространение и пользовались огромной популярности.

Слайд 33
Игрища включали в себя:
бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов,

вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов.
Игрища включали в себя:бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов, вбегание на гору, прыжки с обрыва

Слайд 34
Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.

Слайд 35
Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры

русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.
Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры русского народа в последующие эпохи, а

Слайд 36
3. Физическое воспитание в Киевской Руси

3. Физическое воспитание в Киевской Руси

Слайд 38Софийский собор

Софийский собор

Слайд 44
Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья.


Князья были главными действующими лицами сохранившихся древне-славянских летописей XI—XIII вв.
В образах князей авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.
«Слово Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха».
Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Князья были главными действующими лицами сохранившихся

Слайд 45
Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание

на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости».
Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры

Слайд 46
С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию,

гребле.
Юноши состязались в метании в цель дротиков.
Устраивали скачки на лошадях.
Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в

Слайд 47
В Киевской Руси в большинстве областей сохранились игрища.
После крещения Руси

элементы древних языческих «игрищ» сохранились в виде разного рода празднеств зимы, встречи весны.
Вместе с тем игрища славян все более «удаляются», теряют непосредственную связь с трудом и языческим культом.

В Киевской Руси в большинстве областей сохранились игрища. После крещения Руси элементы древних языческих «игрищ» сохранились в

Слайд 48
Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и

обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах командирами отрядов проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились

Слайд 49«Богатыри». В.М. Васнецов

«Богатыри». В.М. Васнецов

Слайд 50«Алеша Попович». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)

«Алеша Попович». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)

Слайд 51«Испытание силы яна Усмаря». Угрюмов И. (1796 – 1797)

«Испытание силы яна Усмаря». Угрюмов И. (1796 – 1797)

Слайд 52«Ян Усмарь останавливает разъяренного быка». Сорокин Е.С. (1849)

«Ян Усмарь останавливает разъяренного быка». Сорокин Е.С. (1849)

Слайд 53«Богатырь». М.А. Врубель (1898)

«Богатырь». М.А. Врубель (1898)

Слайд 54«Илья Муромец». Рерих Н.К.

«Илья Муромец». Рерих Н.К.

Слайд 55Настасья Микулична. Рерих Н.К.

Настасья Микулична. Рерих Н.К.

Слайд 56Илья Муромец

Илья Муромец

Слайд 57Илья Муромец

Илья Муромец

Слайд 58Добрыня Никитич (фрагмент картины «Богатыри» В.М. Васнецова)

Добрыня Никитич (фрагмент картины «Богатыри» В.М. Васнецова)

Слайд 59
Из них Илья Муромец — самый любимый в народе былинный герой.

Былины о нем были созданы в XII—XVI вв. — “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Илья Муромец и Идолище Поганое”, “Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром”.

В арсенале его воинского мастерства имеются приемы и борьбы, и рукопашного боя.
Из них Илья Муромец — самый любимый в народе былинный герой. Былины о нем были созданы в

Слайд 60« Битва Добрыни со змеем». Билибин И.Я.

« Битва Добрыни со змеем». Билибин И.Я.

Слайд 61«Добрыня Никитич». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)

«Добрыня Никитич». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)

Слайд 62
Добрыня Никитич. О нем написаны былины “Добрыня и Змей”, “Добрыня сват”,

“Добрыня в ссоре с Владимиром” и др.
Этот богатырь — всесторонне развитый человек. Из былины мы узнаем, что Добрыня обыгрывает половецкого царя Батура в шахматы, превосходит его в стрельбе из лука и, наконец, побеждает в рукопашном бою многих половецких силачей.
Добрыня Никитич. О нем написаны былины “Добрыня и Змей”, “Добрыня сват”, “Добрыня в ссоре с Владимиром” и

Слайд 63
В Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в

себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные упражнения, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

В Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные упражнения, физические

Слайд 64
4. Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском

централизованном государстве (XV—XVII вв.)
4. Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.)

Слайд 65
Продолжает свое развитие культура, в том числе народная физическая культура, формируется

национальная система физического воспитания, в которой важную роль играет военно-физическая подготовка, направленная на отражение нападений завоевателей.

Продолжает свое развитие культура, в том числе народная физическая культура, формируется национальная система физического воспитания, в которой

Слайд 66
В сфере физической культуры в это время обращает на себя внимание

широкое распространение кулачных боев. Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один (“сам на сам”), “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”.
В сфере физической культуры в это время обращает на себя внимание широкое распространение кулачных боев. Кулачный бой

Слайд 68
Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на

голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался
Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него

Слайд 69
Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые

бои “стенка на стенку”, и среди древних народных состязаний они занимали особое место. Были, естественно, у мальчиков различные игры, но, повзрослев, почти все без исключения начинали участвовать в кулачных боях. И это увлечение, как правило, продолжалось на протяжении почти всей жизни мужчины.
Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои “стенка на стенку”, и среди

Слайд 70
“Сцеплялка-свалка” — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам

за себя и против всех остальных.
“Сцеплялка-свалка” — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных.

Слайд 71
Совершенствуются правила их проведения. Так, например, стал учитываться возраст бойцов.
Начинали

бой подростки – «зачиналыцики», их сменяли юноши, затем вступали взрослые (с 25 лет), в резерве находились многоопытные пожилые бойцы («отцы»).
При этом «стена» взрослых бойцов не имела права биться со «стеной» юношей и подростков.
Насчитывалось около 20-ти правил ведения кулачных боев, направленных на воспитание мужества, смелости («биться лицом к лицу, грудь с грудью»), честности («заначку в руковицы не класть», «подножек не ставить»), благородства («лежачего не бить») и т. д.

Совершенствуются правила их проведения. Так, например, стал учитываться возраст бойцов. Начинали бой подростки – «зачиналыцики», их сменяли

Слайд 72
На протяжении столетий кулачные бои занимали видное место в самобытных формах

физического воспитания русского народа. В них ярко проявлялось присущее русским людям стремление к состязаниям в силе, ловкости и выносливости. Но они выступали не только как средство физического развития. В них воспитывались и нравственные качества: стойкость, мужество, стремление к победе, настойчивость и упорство в достижении цели, а также дружба и товарищество.

На протяжении столетий кулачные бои занимали видное место в самобытных формах физического воспитания русского народа. В них

Слайд 73
Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также верховая езда, плавание, катание

на лодках, состязания в беге, метании камня, фехтование на палках, лазание, ходьба на лыжах; было распространено и катание на коньках, тогда еще деревянных, а также игры с привлечением вспомогательных средств в виде клюшек, мячей, шестов, ходулей и т. п.

Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также верховая езда, плавание, катание на лодках, состязания в беге, метании

Слайд 74
Особое место среди народных средств физического воспитания продолжали занимать упоминавшиеся выше

«игрища». В селах и городах простой люд увлекался веселыми играми, хороводами, песнями, плясками, различными состязательными упражнениями, поощрялись скоморохи. Судя по масштабам и характеру игрищ, можно предположить, что они выступали и в качестве зрелищ.

Особое место среди народных средств физического воспитания продолжали занимать упоминавшиеся выше «игрища». В селах и городах простой

Слайд 75
Господствующие классы использовали главным образом те же средства физического воспитания, что

и народные массы. Но занятия знати носили более систематический характер, проводились с привлечением наставников и обставлялись несравненно более богато, нежели занятия простого люда.
Для знати нередко устраивались «потехи», в которых она участвовала в качестве зрителя. Это были «медвежьи потехи», т. е, борьба с медведем, выступления акробатов, кулачных бойцов или борцов.

Господствующие классы использовали главным образом те же средства физического воспитания, что и народные массы. Но занятия знати

Слайд 76
Период феодальной раздробленности и формирования вокруг Москвы централизованного русского государства отмечен

новыми успехами в формировании русской национальной системы физического воспитания в сложных условиях постоянной военной угрозы.
Разнообразные средства закаливания и физические упражнения в виде кулачных боев, борьбы, плавания, верховой езды, таких народных игр, как городки, лапта и многих других, а также зимних видов физических упражнений (лыжное дело, катание на коньках, на санках с гор), внедрялись в быт народа и становились составной частью формирования русского человека-труженика и защитника родины.

Период феодальной раздробленности и формирования вокруг Москвы централизованного русского государства отмечен новыми успехами в формировании русской национальной

Слайд 77
Выводы
Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами,

что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.
Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.).
При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.
ВыводыВозникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть