Слайд 1ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Слайд 2Этапы развития физической культуры и спорта в России
I этап –с древнейших
времен до 1917 г.
II этап - развитие физической культуры и спорта в СССР
III этап - развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации после 1991 г.
Слайд 3Физическое воспитание в Древней Руси
Слайд 4План:
1. Физическое воспитание в первобытном обществе.
2. Физические упражнения и игры у
восточных славян.
3. Физическое воспитание в Киевской Руси.
4.Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХII-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.).
Слайд 5Литература:
Основная
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия»,
2007. - С. 38 – 46.
Столобов В.В. История физической культуры. М.: Просвещение, 1989. - 83 – 102.
Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения – М.: Советский спорт, 2005. С. 36 – 63.
Пельменев В.К., Конева Е.В. История физической культуры: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – С. 83 – 88.
Цатурова К.А. Физическая культура в России с древнейших времен до конца XVIII века: Лекция.. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999.
Слайд 6
Дополнительная
Деметер Г. С, Никитенко Н. Н. Фрески Софийского собора в Киеве
как один из источников изучения физической культуры Древней Руси // «Теория и практика физической культуры». – 1988. – № 6.
Мавродин В. Древняя Русь. – Госполитиздат, 1946. – С. 288.
Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1949.-С. 13., С. 33.
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие. – М., 1966. – С. 98.
Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – С. 27., С. 31., С. 38., С. 80., С. 84.,
Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. – Издательская группа «Прогресс», 1992. – С. 18.
О физическом воспитании в духовно-учебных заведениях // Журнал «Вестник воспитания». – 1895. – № 2. – С. 86—99.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М.: «Просвещение», 1987. – С. 96., С. 133.
Слайд 7
1. Физическое воспитание в первобытном обществе
Слайд 8
ИНИЦИАЦИЯ- посвящение молодых людей в полноправные члены общества.
Слайд 9Таким образом, для физической культуры первобытного строя характерно следующее:
создание (зарождение) физических
упражнений, т. е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
ценности физической культуры принадлежали всему обществу, т. е. она носила бесклассовый характер;
в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
Слайд 10
2. Физические упражнения и игры у восточных славян
Слайд 11
ВЕНЕДЫ – западная ветвь славян
АНТЫ – восточная ветвь славян
Слайд 13
Практика физического воспитания начала складываться у восточных славян в VI –
IХ вв.
Слайд 14
Военное дело и физическая подготовка во времена до изобретения пороха, были
связаны теснейшим образом, представляя собой, по сути, единое целое.
На вооружении славян были лук и стрелы, дротики, а также тяжелые, прочные щиты.
Исследователи отмечают хорошее владение восточными славянами оружием.
Слайд 15
ДРУЖИННИКИ - профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве
Слайд 16
С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах.
Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI—IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.
Слайд 24
Воспитание детей осуществлялось в семье.
К 3 — 4 годам ребенок
начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим.
Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Слайд 25
С 7 мальчики переходили в возрастную группу отроков.
ОТРОК - мальчик
7 —14 лет, который не получил еще право называться взрослым мужчиной, но переходил из женской в мужскую половину семьи.
Мальчики-отроки помогали отцам в выполнении “мужских” видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве.
Девочки осваивали “женские” виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и др.
По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.
Слайд 27
Многие игры славян носили магический, культовый характер, связанный с языческими представлениями.
Игры, физические упражнения предков носили, как правило, состязательный характер.
Слайд 28
Слово «тризна» в древнеславянском языке означало состязание
Слайд 29
ИГРИЩА - крупные состязания древних, проводившиеся в честь языческих богов
Слайд 31
Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является
первая древнерусская летопись “Повесть временных лет” (XI век).
Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
Слайд 32
В докиевской и Киевской Руси народные игры и физические упражнения имели
широкое распространение и пользовались огромной популярности.
Игры проводились между селами.
Игрища славян посвящались языческим богам и носили религиозный характер.
Игрища служили сплочению славянских родов.
Игрища способствовали развитию физических и морально-волевых качеств, они играли важную роль в подготовке молодого поколения к трудовой и военной деятельности.
Слайд 33
Игрища включали в себя:
бег наперегонки, прыжки через костер, метание различных предметов,
вбегание на гору, прыжки с обрыва в воду, стрельба из лука, конные ристания, кулачный бой, палочные бои, лазание по оголенному стволу дерева, а также игры, пляски, акробатические упражнения скоморохов.
Слайд 34
Игрища заложили основы народных традиций физического воспитания.
Слайд 35
Сведения об играх-зрелищах у славян позволяют глубже осмыслить особенности физической культуры
русского народа в последующие эпохи, а также понять истоки, корни, откуда берет начало любовь современного человека к спортивным зрелищам, самым популярным в мире.
Слайд 36
3. Физическое воспитание в Киевской Руси
Слайд 44
Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья.
Князья были главными действующими лицами сохранившихся древне-славянских летописей XI—XIII вв.
В образах князей авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.
«Слово Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха».
Слайд 45
Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание
на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости».
Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.
Слайд 46
С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию,
гребле.
Юноши состязались в метании в цель дротиков.
Устраивали скачки на лошадях.
Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.
Слайд 47
В Киевской Руси в большинстве областей сохранились игрища.
После крещения Руси
элементы древних языческих «игрищ» сохранились в виде разного рода празднеств зимы, встречи весны.
Вместе с тем игрища славян все более «удаляются», теряют непосредственную связь с трудом и языческим культом.
Слайд 48
Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и
обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах командирами отрядов проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.
Слайд 50«Алеша Попович». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)
Слайд 51«Испытание силы яна Усмаря». Угрюмов И. (1796 – 1797)
Слайд 52«Ян Усмарь останавливает разъяренного быка». Сорокин Е.С. (1849)
Слайд 58Добрыня Никитич (фрагмент картины «Богатыри» В.М. Васнецова)
Слайд 59
Из них Илья Муромец — самый любимый в народе былинный герой.
Былины о нем были созданы в XII—XVI вв. — “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Илья Муромец и Идолище Поганое”, “Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром”.
В арсенале его воинского мастерства имеются приемы и борьбы, и рукопашного боя.
Слайд 60« Битва Добрыни со змеем». Билибин И.Я.
Слайд 61«Добрыня Никитич». Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри» (1895)
Слайд 62
Добрыня Никитич. О нем написаны былины “Добрыня и Змей”, “Добрыня сват”,
“Добрыня в ссоре с Владимиром” и др.
Этот богатырь — всесторонне развитый человек. Из былины мы узнаем, что Добрыня обыгрывает половецкого царя Батура в шахматы, превосходит его в стрельбе из лука и, наконец, побеждает в рукопашном бою многих половецких силачей.
Слайд 63
В Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в
себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные упражнения, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.
Слайд 64
4. Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском
централизованном государстве (XV—XVII вв.)
Слайд 65
Продолжает свое развитие культура, в том числе народная физическая культура, формируется
национальная система физического воспитания, в которой важную роль играет военно-физическая подготовка, направленная на отражение нападений завоевателей.
Слайд 66
В сфере физической культуры в это время обращает на себя внимание
широкое распространение кулачных боев. Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один (“сам на сам”), “стенка на стенку” и “сцеплялка-свалка”.
Слайд 68
Бой “сам на сам” был близок к старому английскому боксу на
голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался
Слайд 69
Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые
бои “стенка на стенку”, и среди древних народных состязаний они занимали особое место. Были, естественно, у мальчиков различные игры, но, повзрослев, почти все без исключения начинали участвовать в кулачных боях. И это увлечение, как правило, продолжалось на протяжении почти всей жизни мужчины.
Слайд 70
“Сцеплялка-свалка” — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам
за себя и против всех остальных.
Слайд 71
Совершенствуются правила их проведения. Так, например, стал учитываться возраст бойцов.
Начинали
бой подростки – «зачиналыцики», их сменяли юноши, затем вступали взрослые (с 25 лет), в резерве находились многоопытные пожилые бойцы («отцы»).
При этом «стена» взрослых бойцов не имела права биться со «стеной» юношей и подростков.
Насчитывалось около 20-ти правил ведения кулачных боев, направленных на воспитание мужества, смелости («биться лицом к лицу, грудь с грудью»), честности («заначку в руковицы не класть», «подножек не ставить»), благородства («лежачего не бить») и т. д.
Слайд 72
На протяжении столетий кулачные бои занимали видное место в самобытных формах
физического воспитания русского народа. В них ярко проявлялось присущее русским людям стремление к состязаниям в силе, ловкости и выносливости. Но они выступали не только как средство физического развития. В них воспитывались и нравственные качества: стойкость, мужество, стремление к победе, настойчивость и упорство в достижении цели, а также дружба и товарищество.
Слайд 73
Популярностью среди россиян разного возраста пользовались также верховая езда, плавание, катание
на лодках, состязания в беге, метании камня, фехтование на палках, лазание, ходьба на лыжах; было распространено и катание на коньках, тогда еще деревянных, а также игры с привлечением вспомогательных средств в виде клюшек, мячей, шестов, ходулей и т. п.
Слайд 74
Особое место среди народных средств физического воспитания продолжали занимать упоминавшиеся выше
«игрища». В селах и городах простой люд увлекался веселыми играми, хороводами, песнями, плясками, различными состязательными упражнениями, поощрялись скоморохи. Судя по масштабам и характеру игрищ, можно предположить, что они выступали и в качестве зрелищ.
Слайд 75
Господствующие классы использовали главным образом те же средства физического воспитания, что
и народные массы. Но занятия знати носили более систематический характер, проводились с привлечением наставников и обставлялись несравненно более богато, нежели занятия простого люда.
Для знати нередко устраивались «потехи», в которых она участвовала в качестве зрителя. Это были «медвежьи потехи», т. е, борьба с медведем, выступления акробатов, кулачных бойцов или борцов.
Слайд 76
Период феодальной раздробленности и формирования вокруг Москвы централизованного русского государства отмечен
новыми успехами в формировании русской национальной системы физического воспитания в сложных условиях постоянной военной угрозы.
Разнообразные средства закаливания и физические упражнения в виде кулачных боев, борьбы, плавания, верховой езды, таких народных игр, как городки, лапта и многих других, а также зимних видов физических упражнений (лыжное дело, катание на коньках, на санках с гор), внедрялись в быт народа и становились составной частью формирования русского человека-труженика и защитника родины.
Слайд 77
Выводы
Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами,
что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн.
Основными источниками, из которых мы узнаем о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины, предметы резьбы по дереву и камню, барельефы. Первый письменный источник — первая русская летопись “Повесть временных лет” (начало ХII в.).
При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.