Слайд 1Дифференцированный подход на занятиях физкультуры с детьми ОВЗ
Слайд 2Актуальность:
Уровень психофизического развития детей с ОВЗ не соответствует возрасту.
Комплексный подход к
психофизическому развитию детей с ОВЗ.
Недостаточная разработанность методического обеспечения и оборудования.
Разнотемповость и разноуровневость физического развития детей в классе.
Слайд 3Цель:
Достижение максимально-возможного уровня оздоровления и овладения физическими движениями, адекватного индивидуальным возможностям
детей с ОВЗ.
Слайд 4Задачи:
Повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам с помощью здоровье сберегающих технологий.
Содействовать
нормальному ходу физического развития и физической подготовленности.
Расширить двигательный опыт учащихся.
Использовать стандартное, специальное и нестандартное оборудование для двигательной деятельности.
Формировать привычку и потребность к регулярным занятиям. Составить индивидуальные маршруты физического развития.
Слайд 5Физическое воспитание занимает особое положение в системе работы в школе, поскольку
физическое состояние и двигательные возможности детей с нарушением интеллекта во многом определяют его общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.
В нашей школе в течения десяти лет уроки физической культуры с учащимися, относящимися к специальной медицинской группе ,учащиеся с ограниченными возможностями здоровья проводятся во внеурочное время, в кабинете оздоровительной гимнастики. Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут.
Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения. Одним из важнейших принципов в физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы и обучающихся с ОВЗ является принцип дифференцированного подхода.
Слайд 6Он осуществляется следующими
направлениями в работе:
На занятиях обязательно контролирую физические нагрузки
по частоте сердечных сокращений перед началом, в середине и после окончания занятия.
Для определения функционального состояния обучающихся.
Рекомендации врача.
Слайд 7В начале учебного года каждый ученик заводит дневник самоконтроля, куда записывают
самочувствие, пульс в начале, в середине и в конце занятия.
Это дает возможность обеспечить дифференцированный подход к учащимся во время занятий.
Слайд 9Группы упражнений:
Дыхательные упражнения.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
Упражнения для формирования
осанки.
Упражнения для развития пространственной ориентации и точности движений.
Гимнастические построения и перестроения.
Все виды прыжков для формирования сложных двигательных навыков.
Слайд 11Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой,
являются подвижные игры поэтому я их включаю в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.
Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на занятиях необходимо многократно использую специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменяю отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений .
Слайд 12Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки индивидуальных заданий
с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
Также на своих занятиях применяю нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры, фитбольные мячи, тренажеры .), включаю элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.
Слайд 13Группы упражнений
На всех занятия использую музыку как стимулятор работоспособности в процессе
учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, обучающиеся непроизвольно начинают чувствовать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Подвижные игры и музыкальное сопровождение играют важнейшую роль как средства, вызывающие положительные эмоции и повышающие работоспособность и в тоже время прививающие устойчивый интерес к занятия.
Слайд 14Учитель должен дифференцированно оценивать знания учащихся, учитывая физические возможности школьников. На
каждом занятии я стараюсь увидеть индивидуальные возможности учеников. Наблюдая за выполнением задания, оцениваю не только то, как ученик выполняет упражнение, но и отмечаю его реакцию на оценку результатов. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могу принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны и могут отказаться от занятий. Поэтому я стараюсь учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя их старания и усилия, затраченные на выполнение упражнений.
Слайд 15Обучающиеся на основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением, оцениваются
в образовательном учреждении по разделам: "Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов, "Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК, с последующей итоговой аттестацией по предмету "Физическая культура. При выставлении текущей отметки стараюсь соблюдать особый такт, максимальное внимание к проблемам здоровья, не унижающее достоинства обучающегося, чтобы она способствовала развитию школьника, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Слайд 16В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются:
положительная мотивация к
урокам физической культуры;
результативность учебного процесса;
творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
Также при оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Слайд 17 При работе с детьми с ОВЗ и инвалидами необходимо широко
применять методы поощрения, словесные одобрения. Поэтому одних детей стараюсь убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументирую.
Слайд 18Психолого-педагогические основы урока физической культуры:
Учет психологических особенностей детей. Осуществлять индивидуальный подход
к каждому ребенку.
Учет состояния детей к началу занятий и во время урока, во время ответов.
Предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности)
В течение всего урока проявлять особый педагогический такт- постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Эмоциональный настрой учителя на уроке, характер и тон реплик, указания педагога.
Постоянная стимуляция активности детей (создание проблемных ситуаций).
Учитывая недостатки познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы школьников, педагог должен правильно организовать их восприятие и внимание.
Рациональная смена видов работ следует всей системе занятий.
Поддержание бодрого настроения и желания выполнять задание.
Слайд 20В целях осуществления оздоровительных задач подбираю такие упражнения, выполнение которых способствует
закаливанию организма, укреплению сердечно- сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Уроки физкультуры с правильно поставленными задачами к каждому разделу программы, с учетом возраста, пола, степени физического развития, планирование в соответствии с основными дидактическими принципами, чередованием гимнастических, игровых, легкоатлетических и других упражнений- решают образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.
Коррекция и развитие движений у детей с нарушением интеллекта является не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного физического воспитания в целом.
Слайд 21Заключение :
Опираясь на сохраненные свойства учащихся и возможности их развития, дифференцированный
подход ставит своей основной целью исправление наиболее нарушенные показатели физического развития, а значит дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы. В результате одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.