Слайд 1
Понятие профессионализма в сфере физического воспитания и спорта и вред непрофессионализма.
Использование закономерностей акмеологии
Слайд 2Стадии развития профессионала
Фаза оптации
Фаза адепта
Фаза адаптации
Фаза интеграла
Фаза мастерства
Фаза авторитета
Фаза наставничества
Слайд 3Уровни педагогического мастерства
Репродуктивный
Адаптивный
Локально-моделирующий
Системно-моделирующий знания
Системно моделирующий деятельность
Слайд 4Акмеоло́гия (от др.-греч.(от др.-греч. ακμή(от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч.(от др.-греч.
ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития .
Впервые введено Н.А.Рыбниковым в 1928 году
Слайд 5Акмеология - наука изучающая:
закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в
процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);
факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;
закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;
самообразования, самоорганизацию и самоконтроль;
закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.
Слайд 6Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по
протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.
Слайд 7
Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими
выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной и той же деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру.
Слайд 8Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей,
которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.
Слайд 9Основы акмеологии
Деятельность
Способность к саморазвитию и самокоррекции
Профессионализм
Процессы саморегуляции
Слайд 10Место акмеологии в подготовке специалиста по физической культуре и спорту
В период
профессиональной подготовки специалистов по ФКиС изучается много учебных дисциплин. В большинстве случаев знания носят разрозненный характер. Поэтому значимость курса, который может сыграть интегрирующую роль, велика. Акмеология взаимосвязана с психологией, педагогикой, технологией обучения, Психолого-педагогическими аспектами преподавательской деятельности в высшей школе, социологией. И она интегрирует знания из этих дисциплин.
Для каждого студента изучение акмеологии позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность. В настоящее время как основной показатель качества образовательного учреждения может быть принят - степень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне. И акмеология в этом перспективном направлении при определенных условиях должна сыграть ведущую роль.
Слайд 11Профессионализм и творческая самореализация педагога
Профессионализм личности или конкретного человека предполагает достижение
им высокого результата в его профессиональной деятельности (педагог ФКиС – учитель, тренер, преподаватель, специалист и т.д.). Вопрос: какие стороны личности, какие аспекты деятельности могут обеспечить успех? Чем раньше узнает человек, выбравший для себя профессию и начавший подготовку к самореализации в ней, тем осознаннее будет его продвижение к вершинам профессионализма.
Достижение творческого результата возможно при наличии определенного уровня профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества.
Профессионализм деятельности:
мотивационную сферу профессиональной деятельности;
2) операционную сферу профессиональной деятельности.
Творчество – это одна из составляющих профессионализма.
Таким образом, профессионализм личности, профессионализм деятельности и творчество являются 3 основными слагаемыми достижения творческого результата в той или иной деятельности.
Слайд 12Профессионализм педагога
Профессиональная направленность педагога.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов,
относительно
не зависимых от конкретных ситуаций и ориентирующих
деятельность личности. Направленность личности является одной из её
подструктур. Она включает желания, интересы, склонности, идеалы,
убеждения, ценностные ориентации и, в целом, мировоззрение человека.
Профессиональная направленность личности (ПНЛ) формируется при
наличии достаточно сильных профессиональных интересов.
ПНЛ включает: профессиональные призвание и намерения;
потребность в профессиональной деятельности, которые являются
основой мотивов этой деятельности (Д).; цель как предвидение результатов Д.;
профессиональные установки; удовлетворенность выбранной профессией и
результатами проф.Д.; потребность в постоянном самосовершенствовании.
Анализируя мотивы проф. Д. как вида побуждений, А.К.Маркова выделила следующие их группы:
Слайд 13Аспекты профессионализма деятельности
а)мотивы осознания и понимания назначения профессии
б)мотивы профессиональной деятельности:
- деятельностно-процессуальные;
-
деятельностно-результативные;
в)мотивы профессионального общения;
престижа профессионального общения;
социального сотрудничества в профессии;
межличностного общения в профессии;
г)мотивы проявления личности в профессии;
развития и самореализации личности в профессии;
развития индивидуальности в профессии.
Сочетание различных мотивов создает внутреннюю детерминацию профессионального поведения.
МАРКОВА Аэлита Капитоновна - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук.
Слайд 14Аспекты профессионализма личности педагога
1. Мыслительный образ результата деятельности и потребность в
его достижении как системаобразующий фактор профессионализма (результат, ПНЛ, удовлетворенность профессией, призвание, самооценка результатов Д и потребность в самосовершенствовании).
2. Педагогические способности (структура и уровень, общие и специальные).
3. Профессиональная компетентность как свойство личности (специально – педагогическая, методическая, социально – психологическая, дифференциально – психологическая, аутопсихологическая и общепедагогическая компетентность.