Слайд 1История физической культуры и спорта
Слайд 2
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о
прошлой жизни человеческого общества.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare – развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет её.
Слайд 3
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Она призвана решать следующие основные задачи:
показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;
способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;
формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;
способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
Слайд 4
Начать рассмотрение курса следует, прежде всего, с определения понятий «физическая культура»,
«физическое воспитание», «спорт», «система физической культуры и спорта».
физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
система физической культуры и спорта – совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в Российской Федерации;
Слайд 5
физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие
повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта;
олимпийское движение – целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, укрепление международного спортивного сотрудничества;
физкультурно - спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;
физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности;
массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан по средством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях;
Слайд 6
профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных
соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;
спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.
Данные понятия содержательно изложены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» (2007 г.).
Слайд 7
Физическая культура и спорт в Древнем мире. Физическая культура в первобытном
и рабовладельческом обществе:
1. Физическая культура первобытного общества. Истоки физической культуры.(стр.6)
2. Развитие физической культуры в Древней Греции.(стр.8)
А. Физическая культура в Спарте.
Б. Физическая культура в Афинах.
В. Олимпийские игры античности.
Г. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания.
3. Физическая культура в Древнем Риме.(стр.18)
Слайд 8
Физическая культура в средние века
1. Физическая культура в ранний период феодализма.(стр.21)
2.
Рыцарская физическая культура.(стр.23)
3. Развитие физической культуры в эпоху Возрождения.(стр.24)
Слайд 9
Физическая культура и спорт в Новое время в зарубежных странах
1. Особенности
развития физической культуры и спорта в странах Западной Европы ХVII и XVIII вв.(стр.49)
2. Возникновение и развитие национальных гимнастических систем.(стр.51)
А. Немецкое гимнастическое движение.
Б. Шведская система гимнастики.
В. Сокольская система гимнастики.
4. Создание новых зарубежных систем и направлений в физическом воспитании в XIX вв.(стр.55)
5. Образование современных видов спорта.
Слайд 10
Физическая культура и спорт в Новейшее время в зарубежных странах
1. Физическая
культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой войны в зарубежных странах.(стр.59)
2. Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах после Второй мировой войны до настоящего времени.(стр.65)
Слайд 11
Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока (стр.27)
1. Физическая
культура стран древнего Востока.
А. Развитие физической культуры в древней Мессопатамии и Египте.
Б. Физическая культура в древней Индии.
В. Физическая культура древнего Китая.
2. Развитие физической культуры в странах Востока в Новое и Новейшее время.
Слайд 12
Развитие физической культуры в России с древнейших времен до XX в.
1.
Зарождение физической культуры у народов, проживающих на территории России.(стр.70)
2. Физическое воспитание в ранний период феодализма IX-XII вв.(стр.73)
3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVII – второй половине XIX вв.(стр.88)
Слайд 13
Создание и развитие в России системы физического образования и современного спорта
в начале XX в.
1. Становление и развитие основ отечественной физической культуры в конце XIX начале ХХ вв.(стр.92)
2. Создание системы физического воспитания в России в конце XIX начале ХХ вв.(стр.96)
3. Развитие современных видов спорта в России в начале ХХ в.(стр.112)
4. Образование Российского олимпийского комитета.(стр.133)
5. Российские олимпиады 1913 и 1914 гг.(стр.141)
Слайд 14
Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта
1. Развитие физической
культуры и спорта в первые годы советской власти.(стр.146)
2. Научно-методические основы советской системы физического воспитания.(стр.154)
3. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»- программная и нормативная основа советской системы физического воспитания.(стр.161)
4. Развитие ФкиС в СССР в годы Великой Отечественной войны.(стр.166)
5. Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания.(стр.170)
6. Организационные формы советской системы физического воспитания.(стр.172)
7. Материально-техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания.(стр.174)
Слайд 15
Физическая культура и спорт в Российской Федерации
1. Формирование федеральных структур управления
физической культурой и спортом.
2. Создание Олимпийского комитета России.
3. Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.
4. Развитие спортивной науки.
5. Подготовка спортивных резервов.
6. Спорт, соревнования, спартакиады.
7. Развитие спорта инвалидов.
8. Профессионализация спорта.
Слайд 16
Развитие международного спортивного движения. Международное спортивное движение по отдельным видам спорта.
Возникновение и развитие международного олимпийского движения
1. Международное спортивное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры.
2. Образование Международных спортивных федераций.
3. Основные проблемы МСД, их состояние и разрешение.
4. Возрождение олимпийского движения и его функционирование в настоящее время.
5. Образование МОК и Олимпийские игры современности.
6. Атрибуты и символика современных Олимпийских игр (флаг, эмблема, девиз, награды, неофициальный командный зачет и др.).
Слайд 17
Международное рабочее спортивное движение
1. Создание первых рабочих спортивных организаций.
2. Проведение Всемирных
Олимпиад рабочих-спортсменов.
3. Участие СССР в международном рабочем спортивном движении.
Слайд 18
Международное спортивное движение студентов в области массовой и оздоровительной физической культуры
1.
Зарождение и становление международного спортивного движения студентов.
2. Создание и функционирование в СССР и России студенческих спортивных организаций.
Слайд 19
Обсуждая реализацию физического воспитания в России, необходимо отметить систему физического образования
Петра Францевича Лесгафта, которая была изложена в его книге «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».
На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов (7 – 12 лет)
Второй этап включал упражнения с более высокой физической нагрузкой. Необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т.п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они вырабатывали у школьников настойчивость и умение преодолевать трудности при значительных физических нагрузках; рекомендовались для детей 12 – 15 лет
Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста (15 – 18 лет)