Слайд 1Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью
занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки. Пульсовые режимы рациональной тренировачной нагрузки для лиц студенческого возраста.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Минусинский медицинский техникум»
Слайд 2Граница интенсивности физической нагрузки
К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической
нагрузки и ее интенсивности. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения.
Слайд 3Уровень функционального состояния организма
Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности
для каждого, кто занимается какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.
Слайд 4Способы оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Наиболее доступными способами оценки являются
одномоментная функциональная проба с приседанием, проба Штанге и проба Генчи.
Слайд 5Проба Штанге
Измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.
Методика проведения :исследуемому
предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. При этом плотно закрывают рот и зажимают нос пальцами. Регистрируют время задержки дыхания.
Оценка пробы: средние величины пробы Штанге для женщин – 40-45 сек, для мужчин – 50-60 сек, для спортсменок – 45-55 сек и более, для спортсменов – 65-75 сек и более. Для детей 7-11 лет – 30-35 сек, 12-15 лет – 40-45 сек, 16-17 лет – 45-50 сек. По данным Тихвинского С.Б. отличаются почти в 1,5-2 раза.
Слайд 6Проба Генчи
Регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.
Методика проведения: исследуемому предлагают
сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом пальцами носе и плотно закрытом рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.
Оценка пробы: в норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-40сек. Спортсмены способны задержать дыхание на 40 -60 сек и более. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
Слайд 7Оценка физической подготовленности
Степень физической подготовленности можно контролировать с помощью определения
величины максимального потребления кислорода по методу К. Купера.
Слайд 812-минутный беговой тест
С помощью 12-минутного бегового теста Купера оценивается состояние физической
подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек способен преодолеть бегом или шагом за 12 минут. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность.
Практика показала, что нетренированный человек с плохой подготовленностью (МПК меньше 25 мл/кг/мин) может ее увеличить в результате систематических занятий примерно на 30%.
Слайд 10Факторы для дозирования физической нагрузки
количество повторений упражнения.
амплитуда движений.
исходное
положение.
величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп.
темп
степень сложности
степень и характер мышечного напряжения
мощность мышечной работы
продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями.
Слайд 11Показатели характеризующие тренировочные нагрузки
К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки
выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений).
Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема).
Слайд 12Тренировочные нагрузки
Нагрузки, выполняемые при ЧСС 131 — 150 удар/мин относят
к «аэробной» (первой) зоне, когда энергия вырабатывается в организме при достаточном притоке кислорода с помощью окислительных реакций.
Вторая зона — «смешанная», ЧСС 151 — 180 удар/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.
Слайд 13Признаки чрезмерной нагрузки
Если нагрузка в занятиях является чрезмерной, превышает возможности организма,
постепенно накапливается утомление, появляется бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражительность, боль в области сердца, одышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.
Слайд 14Пульсовые режимы нагрузки для лиц студенческого возраста.
Установлено, что для разного возраста
минимальной, интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет — 134 удар/мин; 30 лет — 129; 40 лет - 124; 50 лет -118;60 лет - 113 удар/мин (рис. 6.4).
Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (максимальная) = 220 — возраст (в годах).
Слайд 15Порог анаэробного обмена (ПАНО)
ПАНО — уровень ЧСС, при котором организм
переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находится в прямой зависимости от физической тренированности и от возраста.
У тренированных людей ПАНО выше по сравнению с нетренированными, у молодых выше по сравнению с людьми более старшего возраста.
Слайд 16Зоны тренировочных нагрузок по ЧСС
1 — зона оптимальных нагрузок, II —
зона больших нагрузок
1 — зона оптимальных нагрузок,
II — зона больших нагрузок
Слайд 17ПАНО в зависимости от возраста
У средне физически подготовленных людей от
17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148—160удар/мин, тогда как у лиц,50—59лет — на уровне112—124удар/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций.
У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС165—170удар/мин, при потреблении кислорода, составляющем 65—85% максимального.
Слайд 18Аэробные реакции
Аэробные реакции — это основа биологической энергетики организма. Их эффективность
более чем вдвое превышает эффективность анаэробрых процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма.
Повышение аэробных возможностей занимающихся в основном определяется способностью различных систем организма извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам. Значит, чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и системы крови.
Слайд 19Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо выполнять физические нагрузки с
широким диапазоном интенсивности.
На основании анализа большого числа физиологических кривых по динамике физической нагрузки в процессе тренировки можно рекомендовать оптимальные ее соотношения на первые 2 года самостоятельных занятий, отмеченные
В дальнейшем продолжительность этих периодов может варьировать в зависимости от динамики физической подготовленности занимающихся.
Слайд 20Продолжительность периодов тренировочной нагрузки различной интенсивности на 2 года самостоятельных занятий
Слайд 22Показатели энергетических затрат
Кроме физических и функциональных показателей тренировочной нагрузки при
занятиях физическими упражнениями целесообразно ориентироваться на показатели энергетических затрат организма.
В среднем энергозатраты для работников умственного труда, в том числе для студентов, составляют 2700— 3000 ккал/сут, из них на мышечную работу затрачивается 1200—2000ккал.
Слайд 24Энергозатраты
Энергетическая стоимость тренировочных нагрузок строго индивидуальна и зависит от пола,
возраста и уровня физического состояния.
Наиболее простая и достаточно Точная формула определения энергозатрат (ккал/мин) при выполнении физических упражнений такова:
Энергозатраты = 0,2 ЧСС - 11,3 ЧСС определяется за 1 мин во время или сразу после нагрузки.