Слайд 1Физическая реабилитация при статических деформациях у детей
Выполнил учитель физической культуры ГБОУ
СОШ №71
Тараненко Ксения
Слайд 2Физическая реабилитация при нарушениях осанки
а — правильная осанка
б — круглая спина
в
— плоская спина
г — кругло-вогнутая спина
д — нарушение осанки во фронтальной плоскости
Виды нарушений осанки:
Слайд 3Средства физической реабилитации при нарушениях осанки:
1. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки,
называются корригирующими (специальными)
2. Упражнение на равновесие и в равновесии.
3. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
4. Дыхательные упражнения (ДУ).
5. Лечение положением (пассивная коррекция позвоночника подкладывание валиков под физиологические изгибы).
Слайд 4Основным средством реабилитации являются физические упражнения.
Физические упражнения подбираются в соответствии с
видами нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
Слайд 5Наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне),
что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве
В зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
Два обязательных организационно-методических условия на занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки
Слайд 6Физическая реабилитация при сколиозах
Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во
фронтальной плоскости — наличие торсии позвонков. Торсия (torsio) - скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси.
Слайд 7Лечение сколиотической болезни состоит из:
мобилизации искривленного отдела позвоночника
коррекции деформации
стабилизации позвоночника в
положении достигнутой коррекции
В физической реабилитации применяются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения.
Слайд 8Виды упражнений
Неравномерная тренировка мышц при выполнении симметричных упражнений способствует укреплению ослабленных
мышц на стороне выпуклости искривления и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости искривления, что непосредственно приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба.
Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.
Деторсионные упражнения выполняют следующие задачи: вращение позвонков в сторону, противоположную торсии; коррекция сколиоза выравниванием таза; растягивание сокращенных и укрепление растянутых мышц в поясничном и грудном отделах позвоночника.
Слайд 9Акцент на дыхание!
Для детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, большое значение имеют дыхательные
упражнения, так как у них обычно слабо развита, а нередко деформирована грудная клетка. Грудную клетку развивают при помощи специальных дыхательных упражнений. При этом она увеличивается в объеме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость легких. Применяется грудное и брюшное дыхание. Нередко дети, увлекаясь движением, забывают о дыхании и задерживают его. Поэтому команда методиста «раз-два» во многих случаях заменяется командой «вдох-выдох». Методист акцентирует внимание детей на сочетании упражнения с дыханием и о категорически недопустимой задержке дыхания при упражнениях.
Слайд 10Организация занятий по реабилитации
Занятия корригирующей гимнастикой проводятся 3 раза в неделю
по 30—45 мин. Занятия делятся на 3 части.
Подготовительная часть включает в себя организацию группы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выполняются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, например, махи, круговые движения. Дыхательные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: ОРУ для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки; для профилактики и коррекции плоскостопия.
Основная часть занятия. Применяют специальные корригирующие упражнения; дыхательные; упражнения на равновесие; упражнения на общую и силовую выносливость крупных мышечных групп; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки; подвижные игры.
В заключительной части применяются упражнения на расслабление, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, дыхательные упражнения. По показаниям индивидуально используется лечение положением.
Слайд 11Физическая реабилитация при плоскостопии
Виды плоскостопия:
а - нормальный продольный свод
б - изменение
свода при плоской стопе
в - вальгусные стопы
г - плоскостопие и пронация левой стопы
д - вальгусное положение пяточных отделов стоп.
Слайд 12Лечение и реабилитация
Основной задачей лечения и реабилитации является исправление деформации стоп,
укрепление мышц стопы и голени.
Специальные упражнения для мышц голени и стопы в начале лечебного курса рекомендуется выполнять лежа и сидя. Исключаются нерациональные положения стоя, особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Упражнения следует чередовать с общеразвивающими для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление.
Основной период лечебного курса направлен на достижение коррекции положения стопы и закрепления его. С этой целью используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с увеличивающейся общей нагрузкой, сопротивлением, с постепенно увеличивающейся статической нагрузкой на стопы, упражнения с предметами. Для закрепления коррекции используются упражнения в специальных видах ходьбы — на носках, на пятках, на наружном своде стоп, с параллельной постановкой стоп. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления — ребристые доски, скошенные поверхности и т.п.
Слайд 13Лучшее лечение – это профилактика!
В младшем возрасте детям необходимы специальные упражнения,
направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, т.е. естественная тренировка мышц голени, когда активно поддерживается свод стопы — так называемый рефлекс щажения.
Необходимо вырабатывать правильную походку — избегать разведения носков при ходьбе.
Большую роль в предупреждении деформаций стопы играет удобная обувь, подобранная строго по ноге.
Медиальный край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи первый палец, носок просторным.
Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и валяную.
Слайд 14Список использованных источников
1. Золотова Н. Н., Эргашев Б. Н. Комплексный подход
к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 383-385.
2. Золотова Н. Н., Эргашев Б. Н. К вопросу диагностики и лечения статических деформаций скелета у детей (литературный обзор) // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 267-270.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев. — [2-е изд., перераб. и доп.] - Л.: Медицина, 1988. - 144 с.
4. Малахов О.А., Поздникин Ю.И., Соловьева К.С. Пути развития и совершенствования детской травматолого-ортопедической помощи в России. //Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. - 2004.- №4. - С.3-5.
5. Пешкова О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопии: метод. пособие /О.В.Пешкова, Е.Н.Мятыга, Е.В. Бисмак. –Х.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. –126с.
6. Садовой М.А., Фомичев Н.Г., Трофимов Е.М. Распространенность вертебральной патологии среди детского населения Сибири при различных уровнях техногенной токсической нагрузки. //Материалы VI съезда травматологов-ортопедов СНГ. — Ярославль, 1993. - С.425.
7. Травматология и ортопедия: учебник / Под ред. Н. В. Корнилова. – [3-е изд., доп. и перераб.] - 2011. - 592 с.
8. Ульрих Э.В. Лечебная гимнастика и лечебное плавание для детей со сколиозом: пособие для врачей – СПб, 2000. - С.67.
9. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / Под общей ред. проф. С. Н. Попова – [Изд. 3-е.] — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 608 с.
10. Цверава Д.М. Профилактика и лечение сколиоза конным спортом. Методические рекомендации – Тбилиси, 1985. - 34 с.