Слайд 1Физическая
культура
в профильном
обучении
Подготовила учитель физической культуры МБОУ школы №1
Петухова
Ольга Владимировна
Слайд 2
Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры
Структура и содержание общего
среднего образования в области физической культуры в условиях профильного обучения
Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного обучения
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области физической культуры
Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения
Слайд 3Концептуальные основы профильного обучения в области физической культуры
Переход к профильному обучению
в области физической культуры преследует следующие основные цели:
создание условий для самореализации и самоутверждения личности для овладения профессией и включения молодого человека в систему непрерывного профессионального образования в области
физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;
обеспечение углубленного изучения образовательной области «Физическая культура»;
формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и разработка системы допрофессионального образования учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;
расширение возможности социализации учащихся; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и решение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе непрерывного образования;
обеспечение повышения уровня общей физической подготовленности учащихся, внедрение здорового образа жизни;
внедрение в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся
Слайд 4Структура и содержание образования на старшей ступени школы
рабочий
учебный план
школы,
реализующей профильное обучение в области физической культуры в
10-11-х
классах
Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования; задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности
Слайд 5Модели организации профильного обучения
Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального
компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный уровни), нового Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312, предполагает, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое образовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения.
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций
В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций
В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Слайд 6Профессиональная ориентация школьников на физкультурно-педагогическую деятельность в условиях профильного обучения
1)познавательный этап
(4-6-е классы), когда идет накопление знаний о мире профессий;
2)пробный этап (7-8-е классы); в этом возрасте школьники «примеривают» себя к выбранной профессии;
3)основной этап (9-11-е классы), когда отмечается профессиональное самоопределение, накопление знаний о выбранной профессии и формирование профессионально значимых качеств.
Слайд 7Структура и содержание общего среднего образования в области физической культуры в
условиях профильного обучения
Рабочий учебный план школы для профильных спортивно-педагогических классов
Учебные предметы Количество часов в неделю
10-й | 11-й | Всего
I. Базовые учебные предметы
Русский язык 1/1 1/1 2/2
Литература 3 3 6
Иностранный язык 3 3 6
Математика 4 4 8
История 2 2 4
Обществознание (включая экономику и право) 2 2 4
Физика 2 2 4
Химия 1/1 1/1 2/2
Информатика и ИКТ 1 1 2
Всего: 19 19 38
II. Профильные учебные предметы
Физическая культура 4 4 8
Биология 3 3 6
Основы безопасности жизнедеятельности 2 2 4
Всего: 9 9 18
III. Элективные курсы
Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность 1 - 1
История физической культуры и основы олимпийского образования 1 - 1
Основы теории и методики физического воспитания и спорта 1 1 2
Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания 1 1 2
Психолого- педагогические основы физического воспитания 1 1 2
Слайд 8Особенности организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в условиях введения профильного
обучения
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе.
Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их родителей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования, где они смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.
Слайд 9Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки
1-й этап - пропедевтический (7-9 лет-).
Задачи: формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечение последовательности ее познавательных и практических результатов.
2-й этап - поисково-зондироуюший (10-12 лет-). Задачи: формирование интереса учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности, ее осознанного выбора как средства самореализации и организации здорового образа жизни.
3-й этап - профессионально-ориентированный (13-15 лет-). Задачи: обогащение опыта спортивной деятельности и побуждение к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбор направленного углубленного освоения спортивно-оздоровительной деятельности.
4-й этап - профессионально-адаптационный (16-18 лет-). Задачи: целенаправленное приобретение практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации; создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Слайд 10Курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки
• Набор предлагаемых курсов должен носить
вариативный характер, их количество должно быть «избыточным» (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по выбору в школе желательно наметить в конце 8-го класса, на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними и т.п.
• Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору, как минимум, два раза за учебный год. • Содержание курсов предпрофильной подготовки должно не только включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
• В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю содержание курсов предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например, «Основы профориентации», «Введение в педагогическую деятельность», «Основы знаний о физической культуре», различного рода практикумы
и Т.Д.).
Слайд 11Курсы предпрофильной подготовки в учебном плане школы
Предпрофильная подготовка может осуществляться в
виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов.
Предметно-ориентированные (пробные) курсы.
Задачи курсов данного типа:
дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в школьном учебном плане увеличивает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.
Межпредметные (ориентационные) курсы.
Задачи курсов данного типа:
создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий; познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
поддерживать мотивацию ученика, способствуя, тем самым, внутрипрофильной специализации.
Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.
Слайд 12Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в области
физической культуры
должны выполнять следующие основные функции:
- дополнять содержание того или иного профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его «надстройки»);
- расширять содержание одного из базовых общеобразовательных учебных предметов, например, по смежным дисциплинам;
- удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля;
- предоставлять возможность приобретать знания и умения, востребованные на современном рынке труда.
Слайд 13Спортивно-педагогический профиль
«Основы теории и методики физического воспитания и спорта» «Основы анатомии
и физиологии человека»
«Основы знаний о физической культуре» «Основы избранного вида спорта» «Человек и его здоровье». «Основы здорового образа жизни»
«Психолого-педагогические основы физического воспитания» «Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания» «Физические качества и их развитие»
«Прикладная физическая подготовка» «Современные физкультурно-оздоровительные технологии»
«Введение в научное исследование в физическом воспитании» «Генетика и медицина»
«История физической культуры и основы олимпийского образования»
Оборонно-спортивный профиль
«Основы военной службы»
«Основы медицинских знаний» «Окружающая среда и здоровье человека»
« Технико -тактические действия в избранном виде спорта» «Тренажерные технологии»
«Военно-прикладная физическая подготовка» «Юный спасатель» «Основы самозащиты»
«Психология человека в экстремальных ситуациях»
«История Вооруженных сил РФ»
Слайд 14Виды элективных курсов
Можно выделить следующие группы элективных курсов для спортивно-педагогического и
оборонно-спортивного профилей.
Курсы, углубляющие и расширяющие знания и умения учащихся по профильным предметам. При этом они могут:
а) углублять в целом все разделы содержания учебного предмета;
б) углублять отдельные разделы и темы учебной программы;
в) раскрывать содержание тем, не входящих в учебную программу;
г) носить прикладной характер;
д) изучать методы познания;
е) содержать сведения по истории того или иного предмета.
Курсы межпредметного характера.
Данные курсы ориентированы, в первую очередь, на интеграцию знаний учащихся о человеке, обществе, природе и т.д. Они призваны компенсировать недостаточность изучения определенных сфер знаний или обобщать их.
Курсы, содержание которых выходит за рамки учебной программы.
Эти курсы могут помочь выпускникам в продвижении на рынке труда, удовлетворении познавательных потребностей школьников. Например, «Творчество тренера», «Коммуникативная культура», «Современные оздоровительные системы и технологии», «Тренажерные технологии» и др.
Слайд 15Примерный учебный план для оборонно-спортивного профиля
Учебные предметы Количество часов в неделю
10-й класс 11-й класс Всего
I. Базовые учебные предметы
Русский язык 1 1 2
Литература 3 3 6
Иностранный язык 3 3 6
Математика 4 4 8
История 2 2 4
Обществознание 2 2 4
Физика 2 2 4
Химия 1 1 2
Всего: 18 18 36
II. Профильные учебные предметы
Физическая культура 4 4 8
ОБЖ 2 2 4
Всего: 6 6 12
III. Элективные курсы
История физической культуры и основы олимпийского образования 1 - 1
Основы теории и методики физического воспитания и спорта 1 1 2
Основы анатомии и физиологии человека 1 1 2
Основы педагогики и психологии 1 1 2
Военно-прикладная физическая подготовка 1 2 3
Основы военной службы 2 1 3
Основы самообороны 1 1 2
Юный спасатель 1 2 3
Основы медицинских знаний 1 1 2
Всего: 10 10 20
Региональный компонент: 2 2 4
Максимальный объем 36 36 72
Слайд 16Примерный учебный план школы для спортивно-педагогического профиля
Учебные предметы Количество часов в неделю
10-й
класс 11-й класс Всего
I. Базовые учебные предметы
Русский язык 1/1 1/1 2/2
Литература 3 3 6
Иностранный язык 3 3 6
Математика 4 4 8
История 2 2 4
Обществознание (вкл. экономику и право) 2 2 4
Физика 2 2 4
Химия 1/1 1/1 2/2
Информатика и ИК Т 1 1 2
Всего: 19 19 38
II. Профильные учебные предметы
Физическая культура 4 4 8
Биология 3 3 6
Основы безопасности жизнедеятельности 2 2 4
Всего: 9 9 18
III. Элективные курсы
Основы профориентации и введение в педагогическую деятельность 1 - 1
История физической культуры и основы олимпийского образования 1 - 1
Основы теории и методики физического воспитания и спорта 1 1 2
Основы анатомии, физиологии и гигиены физического воспитания 1 1 2
Психолого-педагогические основы физического воспитания 1 1 2
Введение в научное исследование в физическом воспитании - 1 1
Прикладная физическая подготовка 1 1 2
Учебная педагогическая практика - 1 1
Всего: 6 6 12
Региональный компонент: 2 2 4
Максимальный объем 36 36 72
Слайд 17Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения
-конструктивно-техническая (регулятивная) функция
педагогики;
-принципы конструирования содержания образования;
-проект педагогической деятельности;
-педагогическое проектирование;
-проектировочная деятельность учителя и др.
Слайд 18
Проектирование профильной школы в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования в условиях профильного
обучения подразумевает:
1) определение основных направлений развития школы и разработку программы развития по модели профильной школы;
2) создание организационных, научно-методических, кадровых и материальных условий, обеспечивающих переход школы к профильному образовательному учреждению в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования;
3) апробацию образовательной модели профильной школы на базе профильных спортивно-педагогических классов в режиме экспериментальной площадки.
Слайд 19Перспективные образовательные модели в условиях профильного обучения.
физкультурно-педагогический лицей;
средняя общеобразовательная
школа оборонно-спортивного или же спортивно-педагогического профиля;
центр образования оздоровительно-спортивной направленности и другие.
Слайд 20 Заключение.
В целях формирования единого образовательного пространства, апробации
новых моделей профильных образовательных учреждений, реализующих принципы преемственности и непрерывности физкультурно-педагогического образования, и для особо мотивированных и физически одаренных детей особенно актуальным становится создание особого вида образовательных учреждений.
Цель новых типов учебных заведений - выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации молодого человека через физическую культуру и спорт, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.