Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
в процессе учебной деятельности
Егорычева Наталья Рашитовна
Слайд 2Концепция ортобиоза
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и
государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. На сегодняшний день известно, что состояние здоровья учащихся, покидающих школу, не является удовлетворительным. Тема здоровьесберегающих технологий сегодня актуальна потому, что на учащегося и учителя неизбежно ложится большая учебная нагрузка в связи с интенсификацией обучения, что в свою очередь ведет к переутомлению. Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Под понятием «здоровьесберегающие технологии» мы будем подразумевать интеграцию всех направлений работы школы по сохранению, формированию, развитию и укреплению здоровья школьников.
Слайд 3Направления среди здоровьесберегающих технологий
Во-первых, речь идет о медико-гигиенических технологиях, подразумевающих наличие
контроля за гигиеническими нормами, а так же помощь по созданию необходимых гигиенических условий
Во-вторых, используются физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и т.п. То есть акцент делается на аэробную нагрузку. Реализуется чаще всего через уроки физкультуры и спортивные секции.
В-третьих, экологические здоровьесберегающие технологии. Реализуется через создание живых уголков, природоохранные мероприятия, обустройство пришкольных территорий и т.п.
В-четвертых, это технологии, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Реализуются во время изучения курса ОБЖ.
В-пятых, можно выделить социально адаптирующие и развивающие технологии. Им уделяется время и место там, где в учебном расписании присутствуют такие учебные предметы, как психология и конфликтология.
В-шестых, лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельную медико-психологическую область знаний, помогающую восстанавливать физическое здоровье школьников. Распространено как система ЛФК (лечебно-физическая культура).
В-седьмых, можно выделить здоровьесберегающие образовательные технологии. На сегодняшний день они представляют собой разнообразные подходы к процессам обучения и воспитания, которые оказывают значительное воздействие на здоровье учащихся.
Слайд 4Здоровье
Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов.
Виды здоровья:
Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.
Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.
Слайд 7Ортобиотика
Ортобиотика как наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья и жизненного
оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так же через задействование различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себя знания, способствующие укреплению, физического, психического и духовно-нравственного здоровья людей. Гармония телесного и духовного в жизнедеятельности людей - это идеальное предназначение ортобиотики как науки. Можно так же сказать, что здоровье человека в ортобиотической концепции характеризуется наличием высокой приспособляемости к изменяющимся условиям жизни, уравновешенностью, работоспособностью, оптимизмом, становящимся на каком-то этапе жизнедеятельности личностным качеством.
Слайд 8Группы здоровьесберегающих мероприятий
Рекреация – физическое укрепление организма
Релаксация – психическое расслабление
Катарсис –
моральное очищение и возвышение личности
Слайд 23Смехотерапия
У каждого человека есть друзья, поэтому при хороших и веселых друзьях
каждый день будет смехотерапия… друзья как не кто могут поддержать тебя и успокоить, вот и у меня очень много друзей и есть чувство юмора =)
Слайд 24Медитация
Медитация помогает обрести гармонию и легкость. Ты проникаешь в высшие миры
и обретаешь полноценное спокойствие духом и телом. Медитация уравновешивает психику при стрессах.
Слайд 31Улыбайтесь!!!
Улыбайтесь, ведь жизнь такая короткая и мы должны прожить её с
улыбкой на лице и счастьем. Не смотря на обиды и горе живите ярче, красочнее, любите друг друга и пусть все будет (smile) =)
Слайд 32Самоободрение
Самоободрение один из свойств самоконтроля. При неких упражнениях или воспитании себя
нужно обадривать себя, если что то не получается. Так ты достигаешь неких успехов.
Слайд 33Потребности
Физиологические потребности – это дыхание, еда, питье, сон, движение. (Потребность в
безопасности по типологии А. Маслоу так же относится к физиологическим потребностям). Нереализация физиологических потребностей индивида ведет к нарушению жизнедеятельности организма.
Психологические потребности – речь идет о возможности любить и быть любимым, быть принятым референтной группой, иметь статус в референтной группе. Нереализация психологических потребностей личности ведет к невротическим проявлениям и внутриличностному конфликту, который может перейти в открытое противодействие.
Духовно-нравственные потребности – самореализация и самоактуализация личности, осуществляемая через процессы эмоционального, интеллектуального, эстетического и интуитивного познания законов строения Вселенной. Нереализация духовно-нравственных потребностей личности ведет к остановке личностного роста и деградации.
Слайд 34Последствия нереализации потребностей
Долгое пребывание в состоянии нереализации базовых потребностей ведет
к учебному стрессу. Вообще, стресс – это нормальная реакция мобилизации организма на неблагоприятные условия. А вот дистресс – это реакция со знаком минус, характеризующаяся развитием пессимизма, как мировоззренческой позиции, а также потерей концентрации внимания и энергии в процессе обучения и деструктивными поступками. Учебный стресс, по сути, и является одним из вариантов дистресса.
Учебный стресс – состояние, характеризующиеся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала у школьника, вследствие нереализации им своих базовых потребностей (физических, психических, духовных) и ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста.
Слайд 35Ресурс и ресурсное состояние личности
РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ -
это состояние, в котором человек может мыслить и действовать эффективно. Ресурсное состояние – это внешнее проявление наличия здоровья на всех трех планах.
Физиологические проявления наличия ресурса: свободное дыхание, легкие движения, живая мимика, теплые руки и ноги, розовое лицо, выразительная речь, расширение сенсорного восприятия, блеск глаз. Психологические проявления наличия ресурса: высокий эмоциональный тон, уверенность в своих силах, высокий уровень самоценности, адекватная самооценка, спокойствие, эффективные стратегии мышления и поведения, творческое состояние сознания.
Духовно-нравственные проявления наличия ресурса: включенная интуиция, спонтанное поведение, альтруизм, толерантное мышление и поведение.