Презентация, доклад на тему Звуковые средства русского языка

Содержание

Определите средство выразительности1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черным челн. (К.Бальмонт) Бей, барабан! Барабан, барабань! (В.Маяковский) Славься! Сияй!

Слайд 1Звуковые образные средства русского языка
Звукопись
Аллитерация
Ассонанс
Звуковая анафора, эпифора, стык
Звукоподражание


Русская рифм
Ритм, интонация


Звуковые образные средства русского языкаЗвукопись АллитерацияАссонанс Звуковая анафора, эпифора, стык Звукоподражание Русская рифмРитм, интонация

Слайд 2Определите средство выразительности
1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас

волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черным челн. (К.Бальмонт)
Бей, барабан! Барабан, барабань! (В.Маяковский)
Славься! Сияй!
Солнечная наша коммуна (В.Маяковский)
4. Плащ, щеголяющий дырою (М.Цветаева)
5. Веселым треском трещит затопленная печь. (А.С.Пушкин)
Нас утро встречает прохладой.
Нас ветром встречает река (Б.Корнилов)

Определите средство выразительности1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.   Величавый возглас волн.    Близко буря.

Слайд 3Определите средство выразительности
1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас

волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черным челн. (К.Бальмонт) (аллитерация)
Бей, барабан! Барабан, барабань! (В.Маяковский) (звукоподражание)
Славься! Сияй!
Солнечная наша коммуна (В.Маяковский) (звуковая анафора)
4. Плащ, щеголяющий дырою (М.Цветаева) (звуковой стык)
5. Веселым треском трещит затопленная печь. (А.С.Пушкин) (треск дров)
Нас утро встречает прохладой.
Нас ветром встречает река (Б.Корнилов) (аллитерация ?) (анафора, синтаксический параллелизм)

Определите средство выразительности1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.   Величавый возглас волн.    Близко буря.

Слайд 4Почему примененная поэтами аллитерация различается? Ведь они описывают пение соловья
«Соловей во

сне» Г.Р.Державин
Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он…

«Осел и Соловей» И.А.Крылов
…Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался,
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Почему примененная поэтами аллитерация различается? Ведь они описывают пение соловья«Соловей во сне» Г.Р.Державин Я на холме спал

Слайд 5Ритмическое оформление стиха
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он

в краю далеком?
Что кинул он в краю родном?

Ритм – это повторяемость соизмеримых речевых отрезков.
Повторяется строфа, размер стиха, рифма, синтаксические конструкции, слова.
Инверсия (эпитеты)
Симметричность фразы (цвет) -
это делает высказывание завершенным гармоничным картина преображена светом прекрасного.
3-4 строфа создают образ-переживание – неудовлетворенность настоящим и устремление в неведомое

Ритмическое оформление стихаБелеет парус одинокой В тумане моря голубом.Что ищет он в краю далеком? Что кинул он

Слайд 6 рифма – яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях

– звуковых повторах

Составная (созвучие из двух слов, при этом второе обычно теряет ударение)
Каламбурная (строится на игре слов-омонимов)
Усеченная (при рифмовке не учитываются конечные согласные звуки)
Неравносложная (рифмуются слова с неравным числом послеударных слогов)
Равноударная (рифмуются слова с созвучными окончаниями, но не совпадающим ударением)
Мужская (ударение падает на последний слог)
Женская (ударение на предпоследнем слоге)
Дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стиха)
Гипердактилическая (ударение на четвертом или пятом слоге)

рифма – яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях – звуковых повторахСоставная  (созвучие из

Слайд 7Определите способ рифмовки
Я – под синим пологом
На холме пологом…
2.Свищет вполголоса

арии
Блеском и шумом пьяна
3. Не сынки у маменек
В помещечьем дому.
Выросли мы в пламени,
В пороховом дыму.
4.Ценят золото по весу
А по шалости – повесу.
5. Не споры сборы. Шляпу на лоб
Надвинув держит пред собой
Стакан недопитый иной
И рассуждает: « надлежало б...»
6. Холод, тело тайно сковывающий
Холод, душу очаровывающий

Составная
Каламбурная
Усеченная
Неравносложная
Равноударная
гипердактилическая

Определите способ рифмовкиЯ – под синим пологомНа холме пологом… 2.Свищет вполголоса арии Блеском и шумом пьяна 3.

Слайд 8Стихотворные забавы
Монорим –все строки соединялись одной и той же рифмой.
Акростих

– начальные буквы каждой строки составляют одно слово
Фигурный стих –строки стиха составляют какую-нибудь фигуру
Палиндром – слова предложения, которые одинаково читаются слева направо и наоборот
Стихотворные забавыМонорим –все строки соединялись одной и той же рифмой. Акростих – начальные буквы каждой строки составляют

Слайд 9?
Я
Еле
Качая
Веревки
Въ синели
Не различая
Синихъ тоговъ
И милой головки
Летаю въ просторе


Крылатый какъ птица
Межъ лиловыхъ кустовъ!
Но въ заманчивомъ взоре
Знаю, блещетъ, аллея, зарница!
И я счастливъ ею безъ словъ!
?ЯЕлеКачаяВеревкиВъ синелиНе различая Синихъ тоговъ И милой головки Летаю въ просторе Крылатый какъ птица Межъ лиловыхъ кустовъ!

Слайд 10?
Жестоко – раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки

сурово
Страданье – глубоко – глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает…
Мерцанье былого виденья качает…
Молчанье, ночное раздумье – жестоко!
?Жестоко – раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово Страданье – глубоко – глубоко!

Слайд 11Строфа – свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовках
Двустишия

Трехстишия

(терцины)
Четверостишие
Пятистишие
Шестистишие
Восьмистишие (октава)
Особый вид организации стихотворной речи – онегинская строфа

Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу теряет печаль
Да, ранят все, последний убивает, Вам мой привет, бесстрастные часы, Моя душа вас набожно считает!




1-3; 2-4;5-6;7-8;9-12;10-11;
13-14

Строфа – свойство стихотворной речи, основанное на фонетических созвучных концовкахДвустишия Трехстишия (терцины) Четверостишие Пятистишие Шестистишие Восьмистишие (октава)

Слайд 12 Силлабо -Тоническая система стихосложения – правильное чередование ударных и безударных

слогов

Ямб – двухсложный: чередование безударного и ударного
Хорей – двухсложный: чередование ударного и безударного
Пиррихий – вспомогательная (облегченная) стопа: два кратких безударных слога, разновидность ямба или хорея, вместо ударного стоит неударный
Спондей – вспомогательная (утяжеленная) стопа: два ударных слога, вместо безударного - ударный

Мороз и солнце: день чудесный! 2.4,6,8 (четырехстопный)
В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний…
1,3; 1,3,5
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна.
1,2,5.7
3,7
3,5,7; 1357
Гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть и ад со всех строн.

Силлабо -Тоническая система стихосложения – правильное чередование ударных и безударных слоговЯмб – двухсложный: чередование безударного и

Слайд 13Трехсложные размеры
Дактиль (палец): первый ударный в стопе


Амфибрахий (с двух сторон

+ краткий): ударный между двумя безударными

Анапест (отраженный назад): ударный третий в стопе

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть




Трехсложные размерыДактиль (палец): первый ударный в стопе Амфибрахий (с двух сторон + краткий): ударный между двумя безударными

Слайд 14Тонический или народный стих
Тут вставал Илья да на резвы ноги,
Подымал

он Добрыню за белы руки,
Целовал он Добрынюшку в уста сахарные,
И снимали они да золоты кресты,
Надевали они друг на дружку их,
Да садились они на борзых коней…


Тонический или народный стихТут вставал Илья да на резвы ноги, Подымал он Добрыню за белы руки, Целовал

Слайд 15Тонический или народный стих
Тут вставал Илья да на резвы ноги,
Подымал

он Добрыню за белы руки,
Целовал он Добрынюшку в уста сахарные,
И снимали они да золоты кресты,
Надевали они друг на дружку их,
Да садились они на борзых коней…

Особенность стихосложения такого стиха – в стихотворных строчках может быть разное количество слогов, но количество ударных слогов должно быть относительно равное. Причем некоторые знаменательные слова могут произноситься без акцента, т.е. со снятым ударением.
Тонический или народный стихТут вставал Илья да на резвы ноги, Подымал он Добрыню за белы руки, Целовал

Слайд 16Белый стих?

Белый стих?

Слайд 17Белый стих - это
нерифмованные стихи с метрической организацией (т.е. организованные

через систему ритмически повторяющихся акцентов). Ритмическая организованность таких стихов не всегда очевидна при чтении «про себя», но легко обнаруживается при устном исполнении. Широко распространен в УНТ и активно использовался в XVIII в. (реже - XIX в.).
В современном литературоведении Б.с. Иногда считается аналогом «верлибра» (свободного стиха), однако последний ритмически не организован и в большей степени приближен к прозе.

Белый стих - это нерифмованные стихи с метрической организацией (т.е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Ритмическая

Слайд 18Определите жанр
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они

жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
А.С.Пушкин
Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Не слезы – кровь течет!
Н.А.Некрасов
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А. Блок

Попробуйте свои силы в жанре стихотворения в прозе.
Примерные темы: «Бабочка», «Мотылек», «Дождь», «Ожидание», «Нетерпение», «Ветер», «Гроза», «Радуга», «Сомнение», «Дом», «Сад», «Старый чердак». Или придумайте свою.

Определите жанрЖил старик со своею старухой У самого синего моря Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать

Слайд 19Какой образ лежит в основе стихотворения? Какую картину с его помощью

создает автор?

Пейзаж
Горящей осени упорство!
Сжигая рощи за собой,
Она ведет единоборство,
Хотя проигрывает бой.
Идет бесшумный поединок,
Но в нем схлестнулись не шутя
Тугие нити паутинок
С тугими каплями дождя.
И ветер, в этой потасовке
С утра осинник всполошив,
Швыряет листья, как листовки, -
Сдавайся, мол, покуда жив.
И сдачи первая примета –
Белесый иней на лугу.
Ах , птицы, ваша песня спета,
И я помочь вам не могу.
Таков пейзаж…
Юрий Левитанский


Какой образ лежит в основе стихотворения? Какую картину с его помощью создает автор? Пейзаж Горящей осени упорство!

Слайд 20тропы
«Одно слово – для нас целая история» Г.А.Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего

времени»)
тропы«Одно слово – для нас целая история» Г.А.Печорин (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

Слайд 21Есть речи – значенье. Темно иль ничтожно.но им без волненья внимать

невозможно… (М.ю.Лермонтов)

У меня пишаль, но не та пишаль, из которой стреляют, а та пишаль, которая тоска, но не та тоска, которой крышу кроют, а та тоска, которая грусдь, но не та грусдь, которую в корзину кладут, а та грусдь, которая пишаль…

В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где. На сене
Лежа, слушал песню Сени:
«Ах, вы, сени мои, сени!..»

Есть речи – значенье. Темно иль ничтожно.но им без волненья внимать невозможно… (М.ю.Лермонтов)У меня пишаль, но не

Слайд 22Metonmadzo (греч.) -переименовываю
Читал охотно Апулея. А Цицерона не читал
Не то

на серебре – на золоте едал
Вел мечи на пир обильный
Все любят Левитана
И слышно было до рассвета, как ликовал француз
Мы все глядим в Наполеоны
И гордый внук славян…

Метонимия – переименование на основе смежности путем
Наложения на переносное значение слова его прямого значения: целое и часть(синекдоха), вещь и материал, содержимое и содержащее, носитель свойства и свойство, творение и творец.
Синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., видовое название вместо родового – и наоборот)

Metonmadzo (греч.) -переименовываюЧитал охотно Апулея. А Цицерона не читал Не то на серебре – на золоте едал

Слайд 23Выполните задания
«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к

быстрому соображению понятий, что способствует объяснению оных» А.С.Пушкин
Выполните задания«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следственно, к быстрому соображению понятий, что способствует объяснению

Слайд 24В типографии при наборе художественных произведений допущены ошибки, нарушившие смысл произведений

и замысел авторов. Исправьте ошибки, объясняя их определите автора и название произведения.

В те дни, в таинственных долинах,
Весной при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

В типографии при наборе художественных произведений допущены ошибки, нарушившие смысл произведений и замысел авторов. Исправьте ошибки, объясняя

Слайд 25Определите стихотворный размер
1. Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности

твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
2.Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
3.Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

4. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
5. Вхожу я в темные храмы,
Совершаю печальный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
6.Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады. И деревни, и палаты. И дворцы


Определите стихотворный размер 1. Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних

Слайд 26Перед вами отрывки из произведений русских и советских поэтов. Все эти

авторы принимали участие в различных войнах. Назовите поэтов, установите соответствие между стихотворным фрагментом и портретом поэта, укажите войны, в которых участвовали эти авторы с точной датировкой. Свой ответ внесите в таблицу в хронологическом порядке.
Перед вами отрывки из произведений русских и советских поэтов. Все эти авторы принимали участие в различных войнах.

Слайд 29Три персонажа в каждой группе взяты из одного произведения. Назовите это

произведение и его автора

Вернер, Грушницкий, Манилов, Копейкин, Плюшкин.
Дуня, Денисов, Разумихин, Долохов, Каратаев.
Епиходов, Дикой, Кудряш, Дуняша, Кулигин.
Всеволод, Владимир, Святослав, Илья Муромец, Гзак.
Ольга, Татьяна, Зарецкий, Репетилов, княжна Алина.
Гринев, И.К.Миронов, Максимыч, Артемий Филиппович, Швабрин,

Три персонажа в каждой группе взяты из одного произведения. Назовите это произведение и его автораВернер, Грушницкий, Манилов,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть