Презентация, доклад на тему Женщины серебряного века в стихотворениях современников

Содержание

Любовная лирика серебряного века представляет собой все лирические произведения, посвященные теме любви, которые создавались русскими поэтами на протяжении конца XIX – начала XX века. Они качественно отличались от всего, что писалось в России до этого, а

Слайд 1О муза, друг мой гибкий…
Женщины серебряного века
в стихотворениях современников

О муза, друг мой гибкий…Женщины серебряного века в стихотворениях современников

Слайд 2Любовная лирика серебряного века представляет собой все лирические произведения, посвященные теме

любви, которые создавались русскими поэтами на протяжении конца XIX – начала XX века. Они качественно отличались от всего, что писалось в России до этого, а значит, смело могли претендовать на создание и занятие новой ниши в русской литературе и культуре, что они, с успехом и сделали.
Любовная лирика серебряного века русской литературы считается одной из наиболее образно богатых и глубоких во всей мировой поэзии. И это неслучайно, ведь серебряный век, несший с собой перемены в мироощущении Поэта, сделал своеобразный переворот не только в том, как должно (или может) выглядеть лирическое произведение, но и в том, как и в каких формах в нем могут преподноситься авторские образы, события и идеи. Примечательной особенностью поэтики серебряного века было множество новых литературных течений и направлений, среди которых особенно выделялись: символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм. Они предлагали новый взгляд на поэзию, новые способы написания стихов, новую поэтическую эстетику и идеологию.

Любовная лирика серебряного века представляет собой все лирические произведения, посвященные теме любви, которые создавались русскими поэтами на

Слайд 3Любовная лирика серебряного века интеллектуальна, она ведет диалог с читателем, но

не обычный, а высокохудожественный, дающий последнему пищу для размышлений. При всем кажущемся сходстве, любовная лирика серебряного века очень и очень разнилась при переходе от одного автора к другому, от одного течения к другому, от одного времени к другому. Со временем же, как по принципу снежного кома, любовная лирика серебряного века набирает обороты и становится из символической – гиперфутуристической, еще более насыщенной художественно, еще более сложной и запутанной, но от этого только более радостно воспринимаемой читателями.
Любовная лирика серебряного века интеллектуальна, она ведет диалог с читателем, но не обычный, а высокохудожественный, дающий последнему

Слайд 4В отличие от Блока и Ахматовой, Мандельштам о любви написал очень

немного, хотя был «чистейшей воды» лириком и, по свидетельству Анны Ахматовой, «влюблялся... довольно часто». Однако поэтический темперамент далеко не всегда совпадает с темпераментом человеческим. Временами Мандельштам сам горько жаловался на собственную любовную немоту, но волевым усилием природу лирического дара не переиначишь.

Осип Мандельштам

В отличие от Блока и Ахматовой, Мандельштам о любви написал очень немного, хотя был «чистейшей воды» лириком

Слайд 5Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым

и таким моим?
1909
Одно из самых ранних, это стихотворение по-своему программно для Мандельштама: оно о жизни, но оно и о любви. Вот как отозвался о нем К. И. Чуковский: «Какое это счастье — быть живым. Пусть я живу лишь мгновение, но в этом мгновении — вечность... Одно из самых оптимистических стихотворений русской поэзии». Ранние стихи Мандельштама — не столько любовные, сколько о любви. Порой в них еще проступают инородные мотивы, как, например, в «бальмонтовском» по своему ритму и словарю стихотворении:
* * *
Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна
7 августа 1911
* * *
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
1915
Какие торжественные стихи о неодолимой силе любви! Мандельштам написал их в Крыму, заново переживая увлечение древней Грецией — Элладой на земле ее бывшей колонии — Киммерии. Отсюда «список кораблей», участвовавших в походе против Трои и перечисленных в «Илиаде» (песнь вторая)

Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?1909 Одно из самых

Слайд 6Здесь — одно из двух стихотворений, посвященных Саломее Николаевне Андрониковой (р.

1888 г.) — петербургской красавице, приятельнице Ахматовой и Мандельштама, собиравшей в своем салоне художников, филологов, поэтов. После революции С. Андроникова поселилась в Англии. Она оставила известный след в русской поэзии: в ЦГАЛИ хранится свыше ста тридцати писем к ней Марины Цветаевой, Анна Ахматова посвятила ей стихотворение «Тень», написанное в 1940 году, предпослав ему эпиграф из Мандельштама. О стихотворении же самого Мандельштама «Когда, соломинка...» Ахматова писала, что поэт «обессмертил имя» своей героини.
* * *
Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне
И ждешь, бессонная, чтоб, важен и высок,
1916
«Блаженные слова»,— видимо, слова любви, которая, наконец, прорвалась сама стихами, и поныне трогательными бережной нежностью и в то же время точностью психологических деталей. Однако подлинный смысл стихотворения вскрывается только через целый ряд литературных ассоциаций и намеков. Так, фраза «всю смерть ты выпила» в сочетании с именем героини восходит к трагической буффонаде В. Хлебникова «Ошибка смерти», в которой двенадцать посетителей «Харчевни веселых мертвецов» пьют через соломинку из «кубка смерти»; Лигейя — героиня одноименного рассказа Э. По, представляющего собой патетическое описание необыкновенной красоты и редкой учености леди Лигейи, которая после своей смерти убивает соперницу и перевоплощается в ее тело. Судя по воспоминаниям современников, портрет Лигейи напоминал внешность С. Андрониковой.

«Соломинка»

Здесь — одно из двух стихотворений, посвященных Саломее Николаевне Андрониковой (р. 1888 г.) — петербургской красавице, приятельнице

Слайд 7Ольга Арбенина — актриса и художница, которой Мандельштам был увлечен в

1920 году. Ей посвящен, кажется, самый большой его любовный цикл. Если в немногих любовных стихах десятых годов чувство у Мандельштама почти бесплотно и воспринимается в основном через литературные сопоставления, то в «арбенинском» цикле оно становится все более земным, почти плотским, не утрачивая высокой символичности литературных ассоциаций.
* * *
Чуть мерцает призрачная сцена,
Хоры слабые теней,  
1920

Ольга Арбенина

Ольга Арбенина — актриса и художница, которой Мандельштам был увлечен в 1920 году. Ей посвящен, кажется, самый

Слайд 8Мария Сергеевна Петровых (1908—1979) — замечательный русский советский лирик, переводчик. По

свидетельству Анны Ахматовой, с которой М. Петровых была особенно дружна, «в 1933—34 г.г. Осип Эмильевич был бурно и коротко и безответно влюблен в Марию Сергеевну Петровых. Ей посвящено, вернее, к ней обращено стихотворение «Мастерица виноватых взоров...».

Мария Петровых

Мария Сергеевна Петровых (1908—1979) — замечательный русский советский лирик, переводчик. По свидетельству Анны Ахматовой, с которой М.

Слайд 9Великий русский лирик XX века, он до двадцати восьми лет не

написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике. По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему:
— А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати.
— За чем же дело стало? — спросил его Мариенгоф.
— Для этого ж влюбиться надо, — отвечал Есенин. — Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.

Сергей Есенин

Великий русский лирик XX века, он до двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно

Слайд 10Ранняя лирика Есенина и в самом деле не знает любовных стихов

— только стихи про любовь, да и то, как правило, включенные в общую картину опоэтизированной сельской жизни. Большая часть этих стихотворений с любовным сюжетом, вроде «Сыплет черемуха снегом», «Под венком лесной ромашки», «Темна ноченька, не спится», представляет собой явную стилизацию в духе кольцовских песен, в которой почти невозможно разглядеть самого поэта, приметы именно его жизни, его сердечного опыта. Объяснить это странное обстоятельство, так не вяжущееся с образом жизнелюбивого, влюбчивого и имевшего успех у женщин поэта можно лишь тем, что сами эти успехи не стали событиями его духовной жизни. Видимо, те многочисленные увлечения не осознавались им как сильное и глубокое чувство. В знаменитой «Исповеди хулигана», оглядываясь на свою юность, поэт вспоминает родину, мать и отца, своих односельчан; в его памяти находится место для заросшего пруда, звона ольхи, для зеленого клена, коровы и пегого пса; но и беглого упоминания нет ни о первой любви, ни о девушке, хотя впоследствии в «Анне Снегиной» и «Сукином сыне» эти воспоминания вдруг проступят.
Ранняя лирика Есенина и в самом деле не знает любовных стихов — только стихи про любовь, да

Слайд 11«Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда…»
Дом священника Ивана

Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас-Клепиковскую учительскую школу а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую.
Экономка Смирновых Марфуша, постоянно говорила: « Ох кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. «Пойду, - говорит, - замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит»
 
«За горами, за жёлтыми долами…»
Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей - причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто - причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с Олоновским. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем. В начале июля 1916 года Есенин писал Анне Сардановской: « Я ещё не оторвался от всего того, что было, потому не переломил в себе окончательной ясности. Рожь, тропа такая чёрная и шкаф твой, как чадра Тамары. В тебе, пожалуй, дурной осадок остался от меня, но я, кажется, хорошо смыл с себя дурь городскую.Хорошо быть плохим, когда есть кому жалеть и любить тебя, что ты плохой. Я об этом очень тоскую. Это, кажется, для всех, но не для меня.Прости, если груб был с тобой, это напускное, ведь главное-то стержень, о котором ты хоть маленькое, но имеешь представление.Сижу бездельничаю, а вербы под окном ещё как бы дышат знакомым дурманом. Вечером буду пить пиво и вспоминать тебя.
Сергей.
Царское село. Канцелярия по постройке
Федоровского собора
 
Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение в стихотворении «За горами, за жёлтыми долами…»

Анна Сардановская

«Низкий дом с голубыми ставнямиНе забыть мне тебя никогда…»Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом

Слайд 12 «Зелёная причёска…»
Известный на всю Москву поэт вошёл в «дом с мезонином»

по приглашению самой Лидии Кашиной – она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот так и завязалось знакомство.
Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькина - служанка в доме Кашиной: «В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. «Будто на алтарь какой вошёл», - вспоминала она
 
   В 1918 году Есенин пишет в Константинове стихотворение «Зелёная прическа» посвящая его Л. Кашиной. В нём образ берёзки сливается с образом девушки:
  Луна стелила тени,   Сияли зеленя.   За голые колени   Он обнимал меня.
   В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: «Прощай моя невеста до новых журавлей». Та, которой посвящалась эта строчка не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки – с вдохновившей поэта молодой женщиной - Лидией Ивановной Кашиной.

Лидия Кашина

 «Зелёная причёска…»Известный на всю Москву поэт вошёл в «дом с мезонином» по приглашению самой Лидии Кашиной –

Слайд 13«Пой же, пой. На проклятой гитаре...» 
  Знаменитая американская балерина приехала в Россию

летом 1921 года. Пригласили её для создания в Москве школы танца для детей из народа. Приглашение в Россию Айседора приняла как подарок судьбы.    На одном из приёмов, организованных в её честь, Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным.    До встречи с поэтом Айседора пережила трагедию. Двое её маленьких детей погибли в автомобильной катастрофе. Это была её незаживающая рана… И Айседора отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Танцы Айседоры сводили Есенина с ума.     Айседора решается отправиться в турне по Европе с группой лучших учениц. Она приглашает Есенина и надеется, что участие первого поэта России, привлечёт к её гастролям внимание мировой прессы. Так и оказалось. Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей Европе и Америке будто слепой, ничего не желая знать и видеть.     Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе (поездка заняла 15 месяцев), а осенью разошлись.     Есенин и Айседора, любовь и разрыв – и почти одновременная смерть. «Не гляди на её запястья И с плечей её льющийся шёлк. Я искал в этой женщине счастья А нечаянно гибель нашёл…»

Айседора Дункан

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»   Знаменитая американская балерина приехала в Россию летом 1921 года. Пригласили её для

Слайд 14«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
В начале сентября 1924 года Есенин уехал из

Москвы в Баку. В середине декабря Есенин познакомился с батумской школьной учительницей армянкой Шаганэ Нерсесовной Тальян. О характере их отношений ничего не известно, но уже через два дня после их знакомства Есенин написал стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ” - честь, которой удостаивались весьма немногие женщины.
 
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
 
Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь”.
Есенин вспоминал Шаганэ и в других стихотворениях, вошедших в цикл “Персидские мотивы”. Её имя фигурирует в стихотворении «Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь”.
 
Я б порезал розы эти,
Ведь одна отрада мне -
Чтобы не было на свете
Лучше милой Шаганэ.
 
 
«Руки милой - пара лебедей…»
Есенин и Тальян расстались в феврале 1925 года в тёплых и дружеских отношениях. С тех пор они не виделись. Эпизод с изменой Шаганэ был придуман поэтом для завершения романа с персиянкой. В стихотворении «Руки милой - пара лебедей…» он развил эту тему спросив:
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

Шаганэ Тальян

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»В начале сентября 1924 года Есенин уехал из Москвы в Баку. В середине декабря

Слайд 15«Собаке Качалова»
4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами"

Есенин познакомился с Галиной Артуровной Бенеславской (1897-1926). Галина была дочерью французского студента Артура Карьера и грузинки. Родители вскоре после рождения девочки расстались, мать заболела психически, и девочку удочерили родственники, семья врачей Бениславских, живших в латвийском городе Резекне. Галина Бениславская училась в женской Преображенской гимназии в Петербурге и окончила ее с золотой медалью в 1917 году. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: "Из-за нескладности и изломанности моих отношений с Сергеем я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от Сергеем мне не уйти, эту нить не порвать...". Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна - простая открытка: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое..." Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта. Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких – это “Собаке Качалова”
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Галина Бениславская

«Собаке Качалова»4 ноября 1920 года на литературном вечере

Слайд 16В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного

театра Августой Леонидовной Миклашевской . Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана".
«Заметался пожар голубой...»
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 
«В один из вечеров, - вспоминала много лет спустя Августа Леонидовна, - Есенин повёз меня в мастерскую Коненкова. Обратно шли пешком. Долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребёнок. Трогал руками дома, деревья… Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем там, у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей. И вот наконец он всё-таки удрал! Он - в Москве.
Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья…
- Я с вами, как гимназист… - тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался.
Часто встречались в кафе поэтов «Стойло Пегаса» на Тверской, сидели вдвоём, тихо разговаривали. Есенин трезвый был очень застенчив. На людях он почти никогда не ел. Прятал руки, они казались ему некрасивыми.
Много говорилось о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намёка на грубость».
 
 

Августа Миклашевская

В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской . Вскоре

Слайд 17«Ты такая ж простая, как все…»
Она ему постоянно твердила поначалу (проверяя

его чувства?), что ему нужна не такая, как она, не актриса, а простая хорошая женщина. Ведь потому-то поэт, продолжая объясняться в любви и не споря с ней, уверял:
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
 
«Пускай ты выпита другим…»
Августа ему внушала, что ей уже 32, она старше его на четыре года, что отдала она свою молодость, свежесть, душу и тело другому, что она как бы выпита и опустошена своим прошлым. А Есенин, не дрогнув, отвечал ей на это в своих стихах так:
 
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Но, по-видимому, эти внутренние мотивы раздражения, комплексы, как мы бы сейчас сказали, были у Августы Леонидовны постоянными. И в следующих стихотворениях Есенин заклинает её снова и снова: «Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых - Всё явилось, как спасенье Беспокойного повесы». Уверяет что его ничуть не пугает то, что «Чужие губы разнесли Твоё тепло и трепет тела».
 
«Вечер чёрные брови насопил…»
Но она всё медлила и медлила с решительным шагом. А время и обстоятельство работали уже против них. Она была завалена работой, он повредил руку и попал на два месяца в больницу, а потом - по литературным и денежным делам то и дело уезжал из Москвы. Встречи стали всё реже и реже. Увидев Августу однажды на улице, Есенин соскочил с извозчика, подбежал к ней и сказал: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение». И тут же тихо прочитал ей:
Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
 
Хотя, разве тут говориться о конце любви, разве так разлюбливают и прощаются? По сути дела, это новая клятва и гимн всё той же любви:
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
И конечно же, это не был ещё разрыв. Окончательного прощания отношений между поэтом и Августой Леонидовной вообще никогда не произошло. Есенин проподал изх её жизни, а потом снова неожиданно появлялся, часто лишь затем, чтобы несколько минут молча посмотреть на неё.

«Ты такая ж простая, как все…»Она ему постоянно твердила поначалу (проверяя его чувства?), что ему нужна не

Слайд 18Любовная лирика составила значительный пласт в поэтическом наследии великого поэта, и

этот пласт неразрывно связан с остальными темами его произведений, нередко определяя их глубинный смысл.

Русская любовная лирика не описывается формулой, которую вывел и декларировал один из современных поэтов: 2 = 1>3 000 000 000. Рамки этой формулы тесны для настоящей любви, которая осознает себя прежде всего частицей общечеловеческого бытия. Маяковский был всем существом своим включен именно в эту традицию русской поэзии.

Владимир Маяковский

Любовная лирика составила значительный пласт в поэтическом наследии великого поэта, и этот пласт неразрывно связан с остальными

Слайд 19Его ранняя любовная лирика тяготеет к большим формам не только потому,

что «громада любовь» не вмещалась в пространство небольшого лирического стихотворения, но и потому, что сердце поэта было «истомлено» тоской по любви как проявлению человечности.

Кажется, еще никто не отметил разительного сходства таких несхожих поэтов, как Маяковский и Ахматова, в теме трагического одиночества человека. Если в романтической поэзии одиночество было необходимым условием, чтобы герой мог осознать свою человеческую ценность, условием, которым поэт-романтик даже гордился, потому что оно свидетельствовало о его несхожести с «толпой», — то у Ахматовой и Маяковского одиночество вызывало смертный ужас, тоску, потому что воспринималось как симптом гибельной болезни.

Всемирный, почти космический трагизм ранних поэм Маяковского не оттого, что «украли» любимую, навесили на нее ожерелья, сковали золотыми цепями ей руки,— куда страшнее для него была всеобщая глухота мира к его страданию. Не потому, что он единственный, особенный, а как раз потому, что он — один из миллионов.
Его ранняя любовная лирика тяготеет к большим формам не только потому, что «громада любовь» не вмещалась в

Слайд 20«ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ» 1928
Татьяна Алексеевна Яковлева одна из двух муз великого поэта

Маяковского. Из всех женщин, с которыми был близок поэт, только двум он подарил не только сердце, но и строки своих стихов. Татьяна Яковлева покинула Россию в 1925 г., спасаясь от голода и туберкулеза. Она приехала в Париж по вызову дяди, известного художника А. Е. Яковлева.  Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая («...вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих», - читаем мы в письме Маяковского Татьяне Яковлевой), с яркими светящимися пшеничными  волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, привлекала к себе внимание многих молодых и немолодых мужчин своего круга. Уезжая из Парижа в конце апреля 1929 г., Маяковский обещал Татьяне Алексеевне вернуться в октябре. Перед отъездом Маяковский сделал заказ в парижской оранжерее - еженедельно посылать цветы по адресу любимой женщины
 
 
«ПИСЬМО ТОВАРИЩУ КОСТРОВУ ИЗ ПАРИЖА О СУЩНОСТИ ЛЮБВИ» 1928
За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с 1915 года) , посвященные не Лиле Юрьевне Брик, которая расценила это ни много ни мало как предательство.

Татьяна Яковлева

«ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ» 1928Татьяна Алексеевна Яковлева одна из двух муз великого поэта Маяковского. Из всех женщин, с которыми

Слайд 21 Поэма «Про это»
Посвящена Лиле Юрьевне Брик. О том, как

много значила она в жизни и творчестве поэта, можно судить по тому, что в автобиографии «Я сам», написанной в 1928 году, Маяковский свое знакомство с ней в июле 1915 года выделяет в самостоятельную главку, названную: «Радостнейшая дата». В Л. Ю. Брик воплотилось для поэта все, что связано с любовью. Ей посвятил он и программную свою предреволюционную поэму «Облако в штанах», хотя в основе ее сюжета любовь к другой женщине — Марии Александровне Денисовой. 
«Лиличка»
Одно из немногих «чисто любовных» стихотворений Маяковского посвящено Лиле Юрьевне Брик (1891—1980), как и все поэмы Маяковского о любви. Стихотворение «Лиличка!» было написано А. Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик.  «Глава в крученыховском аде» — имеется в виду поэма А. Крученых и В. Хлебникова «Игра в аду».
«Люблю» 1922
Посвящено Л.Ю. Брик. Летом 1918 года Маяковский подарил своей возлюбленной кольцо, на котором по кругу были выгравированы ее инициалы — Л.Ю.Б. Получалось непрерывное "люблю". На внутренней же стороне кольца была надпись: "Володя".

Лиля Брик

Поэма «Про это» Посвящена Лиле Юрьевне Брик. О том, как много значила она в жизни и

Слайд 22Ее любовная лирика — в высшей степени страстная (цыганская, по ее

определению; напряжение так велико, что разрывало на части не только строку — отдельное слово), была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества, отсутствия собеседника, который был бы под стать ей самой.
Ее дочь, которая была для нее и подругой, А. Эфрон, свидетельствовала: «Держатели» обыкновенных чувств и мыслей быстро утомлялись от необходимости взгромождаться на ходули или вытягиваться на цыпочках, от несвойственности навязываемого им Мариной напряжения, спрашиваемой с них ею работы ума и всех мускулов духа...»

Марина Цветаева

Ее любовная лирика — в высшей степени страстная (цыганская, по ее определению; напряжение так велико, что разрывало

Слайд 23Из цикла стихотворений «Подруга», посвященного Софие Парнок. Они познакомились в 1914

году, у них завязался роман, продолжавшийся вплоть до 1916 года. Когда Цветаева встретила и полюбила Парнок, ей было двадцать три года, она была замужем за студентом Сергеем Эфроном, и Ариадне, ее дочери, исполнилось два года. Парнок была ее первой женщиной-возлюбленной.
Сочетание женственности, мальчишеской ребячливости и неприступности, которое она ощутила в 29-летней Парнок, неудержимо ее привлекало, не говоря уже о таинственном и романтическом ореоле греховности, окружавшем репутацию этой женщины.

София Парнок

Из цикла стихотворений «Подруга», посвященного Софие Парнок. Они познакомились в 1914 году, у них завязался роман, продолжавшийся

Слайд 24Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть