Презентация, доклад на тему Выступление Смысловое чтение в контексте ФГОС начального и основного общего образования

Содержание

Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека —  есть наука самая занимательная» 

Слайд 1«Смысловое чтение в контексте ФГОС начального и основного общего образования»






Гришина Валентина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 3 г. Апатиты

«Смысловое чтение в контексте ФГОС начального и основного общего образования»

Слайд 2Чтение — вот лучшее учение.
 Следовать за мыслями великого человека —  есть

наука самая занимательная»
  А.С. Пушкин

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека —  есть наука самая занимательная» 

Слайд 3Смысловое чтение - это важнейший метапредметный результат
лежит в основе изучения

любого предмета
формируется всеми предметами
Смысловое чтение - это важнейший метапредметный результат лежит в основе изучения любого предметаформируется всеми предметами

Слайд 4Смысловое чтение - комплексное универсальное учебное действие:

осмысление цели чтения (для

чего?)
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?)
умение определять основную и второстепенную информацию
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей
умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста

Смысловое чтение - комплексное универсальное учебное действие: осмысление цели чтения (для чего?)умение выбирать вид чтения в зависимости

Слайд 5НОО Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:


определять тему и главную мысль текста
делить части на смысловые части, составлять план текста
вычленять содержащиеся в тексте основные события и восстанавливать их последовательность
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака
понимать информацию, представленную в неявном виде понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы
понимать текст, обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства языка
использовать различные виды чтения
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях
НОО  Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится: определять тему и главную мысль текста

Слайд 6ООО Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, интерпретация текста


Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
находить в тексте требуемую информацию
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста
Интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять информацию разного характера
обнаруживать в тексте доводы
делать выводы из сформулированных посылок
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
находить способы проверки противоречивой информации







ООО Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, интерпретация текста Выпускник научится:ориентироваться в содержании текста и

Слайд 7 Цель смыслового чтения -
максимально точно и полно

понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Цель смыслового чтения -  максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали

Слайд 8Способы смыслового чтения:

аналитический (структурный);
синтетический (интерпретационный);
критический (оценочный).

Способы смыслового чтения: аналитический  (структурный); синтетический (интерпретационный); критический (оценочный).

Слайд 9Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять

о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для

Слайд 10Читательские умения

Найти доступ к информации и извлечь ее.
Сформировать общее понимание текста

и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать ).
Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Читательские уменияНайти доступ к информации и извлечь ее.Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык

Слайд 11Структура читательской компетентности школьников представляет собой совокупность
компетенций и соответствующих им


функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, гедонистической и социальной).
Структура читательской компетентности школьников представляет собой совокупность компетенций и соответствующих им функций (образовательной, развивающей, коммуникативной, информационной, гедонистической

Слайд 12образовательная – читать, чтобы знать;
коммуникативная - читать, чтобы уметь общаться;

информационная - читать, чтобы владеть информацией;
гедонистическая - читать, чтобы получать удовольствие, эстетическое наслаждение;
социальная - читать, чтобы адаптироваться в обществе;
развивающая – читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении.
образовательная – читать, чтобы знать; коммуникативная - читать, чтобы уметь общаться; информационная - читать, чтобы владеть информацией;

Слайд 13Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
работа

с текстом до чтения (антипация, постановка целей урока);
работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, перечитывание текста, анализ текста);
работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа, знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания).
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:работа с текстом до чтения (антипация, постановка

Слайд 14Работа с текстом до чтения
(антиципация, постановка целей урока с учётом

общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности

Слайд 152. Работа с текстом во время чтения 
(первичное чтение текста, использование приёма

"активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма

Слайд 163. Работа с текстом после чтения
(концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство

с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
3. Работа с текстом после чтения(концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями;

Слайд 17Полноценное чтение -
процесс, включающий не только овладение техникой чтения, но

и совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках по всем предметам с целью извлечения смысла, содержания текста

поиск
информации

интерпретация

рефлексия

Умение преобразовывать информацию (текст в знаки и символы, модели и схемы) для решения учебных и познавательных задач.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Полноценное чтение - процесс, включающий не только овладение техникой чтения, но и совокупность знаний, умений и навыков,

Слайд 18КРИЗИС ЧТЕНИЯ
(«критический предел пренебрежения
чтением») - одна из тревожных
общемировых

(в том числе –
общероссийских) тенденций.
КРИЗИС ЧТЕНИЯ («критический предел пренебрежения чтением») - одна из тревожных общемировых (в том числе – общероссийских) тенденций.

Слайд 19Польза чтения
Начитанность напрямую связана с финансовым благополучием. Только 4%

людей с высоким уровнем
грамотности живут в бедности. В то же время 43% тех, кто читает мало или вообще не берет книги в руки, живут ниже прожиточного минимума.
Нейрофизиолог Дейвид Льюис обнаружил, что шесть минут ежедневного чтения достаточно, чтобы снизить уровень стресса на 70 процентов. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулка.
Польза чтения Начитанность напрямую связана с финансовым благополучием. Только 4% людей с высоким уровнем грамотности живут в

Слайд 20В 2012 году Минобрнауки РФ сформирован список «100 книг» по истории,

культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению. «Перечень «100 книг» может служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы, реализуемой в учреждениях общего и дополнительного образования за счет различных форм работы (книга на уроке, внеклассные события, самостоятельная работа школьника).
 
 
В 2012 году Минобрнауки РФ сформирован список «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,

Слайд 21 «Современные подходы к формированию читательской компетентности учащихся» (круглый стол)
16.02.2017.
ГАУДПО МО
«Институт

развития образования», г. Мурманск
«Современные подходы к формированию читательской  компетентности учащихся» (круглый стол) 16.02.2017.ГАУДПО МО «Институт развития образования», г.

Слайд 23Введение «Часа чтения» в ОО Мурманской области должно способствовать:
вовлечению в круг

читателей школьников разных возрастов, учителей разных предметов, педагогов дополнительного образования;
возрождению традиций семейного чтения;
позиционированию школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра общеобразовательной организации.
Цель: повышение интереса к чтению всех участников образовательных отношений и улучшение на этой основе образовательных результатов.
Введение «Часа чтения» в ОО Мурманской области должно способствовать:вовлечению в круг читателей школьников разных возрастов, учителей разных

Слайд 24Программа внеурочной деятельности «Час чтения».
1) Содержание курса «Час чтения» -

список произведений для чтения и обсуждения со всеми участниками образовательных отношений.
В списки включаются тексты разных стилей и жанров: научно-популярные, публицистические, художественные, литература «нон-фикшн», в том числе произведения, входящие в «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению», произведений, написанных писателями, публицистами, учеными Кольского Севера.
Программа внеурочной деятельности «Час чтения». 1) Содержание курса «Час чтения» - список произведений для чтения и обсуждения

Слайд 252) включенность учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей в формирование

списка общешкольного чтения; учащихся
с учетом профильной направленности образования
с учетом специфики программы воспитания и социализации данной общеобразовательной организации, актуальных вопросов образования и воспитания
Рекомендуется формирование списков книг для чтения методическими объединениями педагогов по каждой предметной области.
2) включенность учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей в формирование списка общешкольного чтения; учащихсяс учетом профильной

Слайд 26Формы организации и видов деятельности
регулярные мини-акции «Читаем вслух», «Книга на уроке»,

внеклассные события, самостоятельная работа школьника … возрождение и развитие в новых форматах студий, клубов, творческих объединений читателей и других проектов, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения» , клубы семейного чтения в общеобразовательных организациях («Живой родник», «Книголюбы», «Книгочеи», клуб-театр семейного чтения «Вместе в мире книг» и пр.), Дни общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир», конкурсы, буккроссинги и мн. др.»
«Часы тихого чтения»
Формы организации и видов деятельности регулярные мини-акции «Читаем вслух», «Книга на уроке», внеклассные события, самостоятельная работа школьника

Слайд 27Принципы, идеи:
Мотивация
Увлекательность
Уместность
Посильность
Добровольность
Успешность

Принципы, идеи: Мотивация Увлекательность Уместность Посильность Добровольность Успешность

Слайд 29Муниципальный фестиваль «Читающий город»
25 апреля 2017г.
г. Апатиты

Муниципальный фестиваль «Читающий город»25 апреля 2017г.г. Апатиты

Слайд 30Открытый муниципальный семинар-практикум «Читающий город: от реализованных планов к новым идеям»

4 мая 2017 г.
г. Оленегорск
Открытый муниципальный семинар-практикум «Читающий город: от реализованных планов к новым идеям»

Слайд 31Условия реализации программы «Смысловое чтение»
Каждый учитель – учитель «чтения».
Обязательная текстовая

деятельность на уроках всех предметов и вне урока...
Создание читательской среды в школе.
Взаимодействие с социальными партнерами (библиотека, семья...)

Условия реализации программы «Смысловое чтение» Каждый учитель – учитель «чтения». Обязательная текстовая деятельность на уроках всех предметов

Слайд 33 Чтение должно стать самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка,

чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний.
В. Сухомлинский.
Чтение должно стать самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть