Презентация, доклад на тему В помощь ученику при анализе текста Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте

Содержание

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 1РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ
В помощь

ученику при анализе текста
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ      В помощь ученику при анализе текста

Слайд 2ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ

И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Слайд 3ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:
фонетика
лексика
фразеология
морфология
словообразование
синтаксис

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:фонетика лексикафразеология морфологиясловообразованиесинтаксис

Слайд 4ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
ассонанс
аллитерация

Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют

более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств

Слайд 5ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ
И веют древними поверьями

Ее упругие шелка. (А.Блок)
(Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ И веют древними поверьями         Ее

Слайд 6 ВЫВОД:

звуки
И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;
А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
Я – приятность, увеселение, нежность;
О –звук восторга, огромного, темного, долгого
У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
Н – нежное, небо, ночь;
Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
М – милое, мягкое, мать, море
ВЫВОД:

Слайд 7ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
синонимы
антонимы
омонимы
фразеологизмы
стилистически окрашенная лексика
лексика ограниченного употребления

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИсинонимыантонимыомонимыфразеологизмыстилистически окрашенная лексикалексика ограниченного употребления

Слайд 8СИНОНИМЫ
Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные

смысловые оттенки
Более глубоко раскрывать тот или иной признак

Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

СИНОНИМЫ Позволяют уточнять мысль и передавать    ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот

Слайд 9АНТОНИМЫ
Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.
Богатство и бедность, старость

и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках
АНТОНИМЫ Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие –

Слайд 10ОМОНИМЫ
Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
Для создания выразительности комического

характера

1.Ты белых лебедей кормила,
откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

ОМОНИМЫИспользуются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера1.Ты белых лебедей кормила,откинув тяжесть черных

Слайд 11ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
создать нужную стилистическую тональность;


более ярко выразить отношение к сообщаемому,
передать авторские чувства и оценки

Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫИспользование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к сообщаемому,

Слайд 12СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА
Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
Служит средством речевых

характеристик героев;
Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
А. Пушкин
Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;Служит средством речевых характеристик героев;Служит средством передачи авторских эмоций

Слайд 13ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;
Для

выражения авторских оценок, чувств;
Для создания иронического эффекта

«Лепота!»-молвил царь.
«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯДля усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;Для выражения авторских оценок, чувств;Для создания иронического

Слайд 14ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Формы глаголов настоящего времени
Форма повелительного наклонения
Формы множественного

числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего
Глаголы повелительного наклонения
Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
Использование окказионализмов
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯФормы глаголов настоящего времениФорма повелительного наклоненияФормы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм

Слайд 15ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Актуализируют прошедшие события и делают их более

наглядными

Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Актуализируют прошедшие события и делают их более нагляднымиТолько выхожу от мирового, глядь –

Слайд 16ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности
…И как судьба меня

не хлопай,
Я устремлен душою всей
К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)
ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности…И как судьба меня не хлопай,   Я устремлен

Слайд 17ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ

ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГОАктуализируют действие и придают особую

Слайд 18ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста
Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои… Тютчев
ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯУсиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи  И чувства, и мечты свои…

Слайд 19ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ
Передается напряженное состояние героя


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья… А. Фет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИПередается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья…

Слайд 20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК
для усиления образности и изобразительности текста и

актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта
- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)

Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом

Слайд 21ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ
- для создания речевых характеристик героя в той или

иной стилистической тональности текста
- для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого

Я думал – ты всесильный Божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В.Маяковский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста- для индивидуализации

Слайд 22ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Знаки препинания
- Авторские

знаки препинания
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСАВопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания- Авторские знаки препинания

Слайд 23ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Используются для усиления авторской мысли,

выражения авторской позиции, создания образности
-подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности-подчеркивают и

Слайд 24 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств

автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
М. Цветаева

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или

Слайд 25ВЫВОД:
арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы,

и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
ВЫВОД:арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть