Слайд 1
Доказательства в рассуждении.
Подготовка к сочинению-рассуждению
урок русского языка в 5 классе
учитель русского
языка
и литературы МОУ СОШ №20
Ершова Наталья Олеговна
г. Минеральные Воды
Ставропольского края
Слайд 2Определить тип речи
а) Великими художниками называли всегда писателей. Потому что художник
– это не только человек, держащий в руках кисточку и палитру. Художником может стать любой по профессии. Про любого человека, который своё дело превращает в творчество, говорят: художник, великолепный мастер!
Повествование
б) Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Его зовут Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.
Описание
в) Говорят ещё: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идёшь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?»
Рассуждение
Слайд 3
Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
а)
1) Моя собака.
2) Зачем мне нужна собака?
3) Как мы однажды с собакой…
б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
2) Мой счастливый школьный день.
3) Как я прогулял уроки.
в) 1) как я играл в футбол.
2) Моя любимая игрушка.
3) Почему я люблю играть в футбол?
Слайд 4Рассуждать – значит доказывать
Схема сочинения-рассуждения
ТЕЗИС
Обоснование:
аргументы
примеры
Почему?
Что из этого следует?
ВЫВОД
Слайд 5
Найдите доказательства в рассуждении. Соответствует ли оно тезису?
Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев- смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
Слайд 6
Перед вами тезисы сочинений, а как должны звучать их темы?
а) Маме
нужно помогать, чтобы она оценила эту помощь и купила желанный подарок.
б) С друзьями нужно быть щедрым, потому что тебе в ответ тоже что-нибудь подарят.
в) Нужно никого не слушать и кричать громче всех, так как это самый надёжный способ доказать свою правоту.
г) Собака – друг человека, потому что мы заплатили за неё сто рублей.
- Согласны ли вы с данными тезисами? Опровергните их своим рассуждением.
Слайд 7Умение доказывать свою точку зрения
Индукция: от частного – к общему.
За окном мороз. Люди тепло одеваются, прежде чем выйти на улицу. Цветов и зелени нет. Не слышно и птиц. Вечером быстро темнеет. Значит, на дворе зима.
Дедукция: от общего - к частному.
Сейчас зима. Я так думаю, потому что на дворе холодно. Нет цветов, листочков. На земле лежит снег.
Слайд 8
Определить способ рассуждения:
Научить человека нельзя ничему. Человек всему
на свете учится сам. Ведь ученик возьмёт только те знания, которые ему интересны и нужны. Всё остальное забудется непременно. Учитель может лишь помочь. Если человек не хочет учиться, то и чудесный учитель бессилен. Важно в жизни только то, к чему приходишь сам. Следовательно, самый лучший учитель для человека – он сам.
Слайд 9Редактирование текста
Английский язык – мой самый любимый предмет.
Я его люблю потому, что он мне очень легко даё тся.
Я стараюсь заниматься сама, без помощи родителей. Наша учительница очень хорошо знает предмет, интересно ведёт уроки, и я у неё всё понимаю. Если уж Алла Борисовна начала что-то объяснять, то доведёт своё объяснение до конца. Не знаю, что бы я делала у другой учительницы!
Наш класс так и цветёт Вы спросите:»Как цветёт?» А так, очень просто. В нем очень много цветов.
Алла Борисовна – наш классный руководитель. Она никогда не злится, а только говорит, как нужно делать… По английскому у меня все пятерки и четверки. Иногда проскочит троечка, но я стараюсь её исправить. За всё это нужно поблагодарить моего папу. Это он сидел со мной зимними вечерами. Он научил меня работать. С тех самых пор я узнала, что английский язык – очень трудный предмет, но если усиленно заниматься, можно добиться всего и стать отличником по этому предмету. С тех же пор я полюбила английский язык!
Слайд 10
Средства связи частей рассуждения
I. Тезис.
Докажем это.
Это можно доказать так...
Почему.
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II. Доказательство.
1. Во-первых, ... Например, ...
2. Во-вторых, ... К примеру, ...
3. В третьих, ... Допустим: ...
III. Вывод.
Итак, ...
Обобщим все сказанное.
Таким образом, ...
Следовательно, ...
Слайд 11Творческая работа
Прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство
того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.
Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
Во-первых, _________________________ ;
во-вторых, ____________________________ ;
в-третьих, ____________________________».
Значит, _____________________________.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Слайд 12Модель ответа
Ещё громче заплакала баба:
- Зачем мне
простое, какой от него толк?.
Отвечает ей дед:
- Ну, баба, не скажи.
Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет;
во-вторых, курица может выпарить цыплёнка из яйца;
в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись.
Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое.
Обрадовалась баба и плакать перестала.
Слайд 13Зачем нужно учить правила орфографии?
«Здравствуй, мама! Доехал я хорошо. Сразу же
обижал всех ребят. Вчера мы ходили в горы. Все быстро спустились, а я все слизал. Потом мы купались. С нами была Жучка, я ее полоскал. Твой Сеня».
Слайд 14 Нужно ли знать правила русской
орфографии? Безусловно, нужно. Правила русской орфографии помогают нам общаться в письменной форме, правильно понимать сказанное или написанное.
Я считаю, что правила надо учить обязательно. Доказать это поможет история, которая случилась с Сеней. Он не знал, как проверить безударные гласные, и наделал в письме к маме много ошибок. Вместо «обежал» Сеня написал «обижал», вместо «слезал» - «слизал». Мама не поняла Сеню и очень испугалась. Она подумала, что ее сын обидел ребят, лизал гору и, как тряпку, выполоскал в реке Жучку. Вот и выходит: без правил не научишься грамотно и точно писать, понятно выражать свои мысли. Как без правил отличишь совсем разные слова «плач» и «плачь», «бал» и «балл»? Допустишь ошибку и перепутаешь танцевальный вечер с оценкой.
Правила нужно учить для того, чтобы хорошо знать русский язык. Мы признаем все языки, но дороже всего нам русский язык. И стыдно не изучать свой родной язык! Стыдно писать безграмотно!
Слайд 15Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
«Почему нужно
беречь книгу»
«Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему?»
«Зачем нужно учить правила орфографии?»