Презентация, доклад на тему Урок русского языка Употребление причастий и деепричастий в речи (6 класс)

Содержание

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации; владение монологический и диалогической речьюРегулятивные УУД: понимание цели работы; контролирование процесса и результата деятельностиПознавательные УУД: структурирование знанийЛичностные УУД: участие в творческом процессе

Слайд 1Употребление причастий и деепричастий в речи
Глухова Марина Владимировна- учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Употребление причастий и деепричастий в речиГлухова Марина Владимировна- учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Слайд 2Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации; владение монологический и диалогической

речью
Регулятивные УУД: понимание цели работы; контролирование процесса и результата деятельности
Познавательные УУД: структурирование знаний
Личностные УУД: участие в творческом процессе
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации; владение монологический и диалогической речьюРегулятивные УУД: понимание цели работы; контролирование

Слайд 3Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,

— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы

Слайд 4

Ландыш
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

1.Прочитайте выразительно текст. Какая картина рисуется в вашем воображении?

2 Выпишите словосочетания с причастиями.

Ландыш

Слайд 5Стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и

встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь.
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Какова особенность стихотворения?

Стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад» Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая,

Слайд 6Вытирать –

Вытереть –

Шить –

Давать –

Дать –

Кричать –

Крикнуть –

Резать -

Плыть –

Образуйте деепричастия от данных глаголов
Вытирать –Вытереть –Шить –Давать –Дать –Кричать –Крикнуть –Резать -Плыть –     Образуйте деепричастия от

Слайд 7Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая,
дать -

дав,
кричать - крича,
крикнуть - крикнув,
резать – нельзя образовать, т.к. основа наст. вр. на шипящий – режут),
шить – нельзя образовать, т.к. основа наст вр. состоит только из согл. – шьют), плыть – плыву – плывя

Проверь себя!

Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть -

Слайд 8Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Красиво смотреть со стороны на судно

окрыленное белыми парусами грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук приводящих его в движение! Парусное судно обмотавшееся веревками и завесившееся парусами дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.

(По И. Гончарову )
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.Красиво смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами грациозно плывущее по

Слайд 9Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном

виде.

Дойдя до реки, усталость овладела нами

2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником.

3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.

4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно.

5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

6. Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде. Дойдя до реки, усталость овладела

Слайд 10Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. знаки препинания.

Подпрыгнув

он дот..нулся до самой высокой ветки.
2. Я увидел что ко мне бежали какие(то) люди размахивая руками.
3.Ране…ый боец громко заст…нав от боли пр..открыл глаза.
4.Пол…жив в чай два кусоч(?)ка сахара она стала размешивать его.
5.Денисов стоял у того крыльца отдавая последние приказания.
6.Морозов свирепо погл…дев в мою сторону выхватил из кобуры пистолет но я (не)испугался.
7. Сережа поднявшись спр…сил учителя как можно решить этот пример покороче.
Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. знаки препинания. Подпрыгнув он дот..нулся до самой высокой ветки.

Слайд 11Придумать предложения с приведенными ниже причастными и деепричастными оборотами.

Прочитав книгу,
рисуя

иллюстрацию к рассказу,
смахнув слезу рукой,
ответив на поставленные вопросы,
отрезав краюху хлеба,
громко выкрикивая,
сделанный из дерева,
прилетевший из Крыма.
Придумать предложения с приведенными ниже причастными и деепричастными оборотами.Прочитав книгу, рисуя иллюстрацию к рассказу, смахнув слезу рукой,

Слайд 12Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов. Образуйте деепричастия от

этих же глаголов. Отметьте случаи, когда от глагола нельзя образовать той или иной причастной формы или деепричастия.

Атаковать, брести, брить, вернуть, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.
Образуйте все возможные формы причастий от следующих глаголов. Образуйте деепричастия от этих же глаголов. Отметьте случаи, когда

Слайд 13Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм.

Объясните суть этих ошибок.

Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня.
2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет.
3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата.
4. А у меня всё давно уже убрато!
5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука.
6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню.
7. Проголодавшего медведя тянуло к жилью.
8. На столе стоял букет цветущихся астр.
9. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло.
10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая.
11. Мы опоздали к началу заседания по независимым от нас причинам.
Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм. Объясните суть этих ошибок.Мама, уже вытеревшая

Слайд 141.Солнце и ветер

(1)И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там

старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
(2)Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. (3)Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ.
(4)Наконец Ветер стих и прекратился. (5)А Солнце, выглянув из-за тучи, ласково улыбнулось путнику. (6)Путник, повеселев, снял плащ.
(7)И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Анализ текстов

1. В коком предложении заключена основная мысль текста?
2.Укажите номер предложения с деепричастным оборотом. Постройте его схему.
3.Укажите номер предложения с однородными членами.
4. Укажите части речи подчеркнутых слов.

1.Солнце и ветер(1)И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад,

Слайд 15(1)Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на

помощь. (2)На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. (3)Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. (4)Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. (5)Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю - ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню». (6)Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. (7)Осел сразу же понял что к чему и начал громко вопить, но люди, не обращая внимание на его вопли, молча продолжали бросать землю в колодец. (8)Однако очень скоро ослик замолчал. (9)Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. (10)Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Притча

О чем эта притча? Как бы вы ее озаглавили?
Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.
Укажите номера сложных предложений, постройте их схемы.

(1)Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. (2)На его крики прибежал хозяин

Слайд 16Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы. Расставьте знаки препинания.

1. Боясь

опоздать я несся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое наших товарища … .
3. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .


Сломя голову, не покладая рук, бить бакулши,раскрыть рот, не переводя дыхания,

Слова для справок

Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы. Расставьте знаки препинания.1. Боясь опоздать я несся в школу...… .2.

Слайд 17Из истории фразеологизмов.
1.В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными

рукавами, которые перед работой засучивали (отсюда засучив рукава – «усердно приниматься за дело».) Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава. Спустя – старая форма краткого действительного причастия (современная форма деепричастия совершенного вида – спустив).
Из истории фразеологизмов.1.В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали (отсюда

Слайд 18 Уйти несолоно хлебавши - остаться неудовлетворённым, не получить желаемого, того,

на что рассчитывал.
Несолоно – без соли.
Хлебавши – устаревшая форма, современная форма хлебая от глагола хлебать.
В Древней Руси соль была дорогим продуктом, поэтому варили пищу без соли, а солили ее за столом. Хозяин мог выразить свое почтение какому-нибудь гостю, кладя много соли в его тарелку. Тот, кто сидел в дальнем конце стола, мог и не получить соли и заканчивал свою трапезу несолоно хлебавши, то есть ел без соли.
Уйти несолоно хлебавши - остаться неудовлетворённым, не получить желаемого, того, на что рассчитывал.Несолоно – без соли.Хлебавши

Слайд 19Ходить козырем



В древней Руси бояре, в отличие от простолюдинов, пришивали к

вороту парадного кафтана расшитый серебром, золотом и жемчугом воротник, который назывался козырем. Козырь внушительно торчал вверх, придавая гордую осанку боярам. Ходить козырем – ходить важно, а козырять – хвастаться чем-нибудь.
Ходить козыремВ древней Руси бояре, в отличие от простолюдинов, пришивали к вороту парадного кафтана расшитый серебром, золотом

Слайд 20Опростоволоситься



В древности ходить с непокрытой головой считалось позором. Шапки не снимались

ни в комнатах, ни в церкви. Не было для человека большего позора, когда с него в людном месте срывали шапку. Опростоволоситься – опозориться, оказаться в неудобном положении.
ОпростоволоситьсяВ древности ходить с непокрытой головой считалось позором. Шапки не снимались ни в комнатах, ни в церкви.

Слайд 21 Соедините деепричастный оборот с тем из двух отрезков предложений, к

которому он подходит.

1. Приехав в деревню, (весь сад был в цвету; я застал сад в цвету).

2. Прочитав письмо, (я обрадовался; меня охватила радость).

3. Собираясь в поход, (на рассвете был назначен сбор; туристы продумали все детали).

4. Увидев ядовитую змею, (ребят объял ужас; ребята бросились врассыпную).
Соедините деепричастный оборот с тем из двух отрезков предложений, к которому он подходит.1. Приехав в деревню,

Слайд 22Списать текст; вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы; поставить пропущенные знаки препинания;

составить схемы предложений.



Пройдя через Дворцовую площ…дь и перейдя мост через Мойку мы увид…м стари(н,нн)ый дом построе(н,нн)ый ещё в 18 веке архитектором Платоновым. С виду обыч…ный дом ничем (не) выделяя…щийся среди других. Но этот дом дорог всем людям люб…щим свою Родину и её историю. Здесь квартира Пушкина ставшая последней в жизни поэта. И мы представляем морозные январ…ские дни 1837 года. Сотни людей идут едут сюда. Нан…мая извоз…ика называют не адрес а только одно К Пушкину
Списать текст; вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы; поставить пропущенные знаки препинания; составить схемы предложений.Пройдя через Дворцовую площ…дь

Слайд 23Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. Определите вид

деепричастия.

Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. Определите вид деепричастия. Герасим шел, не торопился, не

Слайд 24Расставьте знаки препинания


Робко свечу потушив я подхожу к окну.

Зима смеясь от

счастья плачет весны качая колыбель.

Измучив доброго коня на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый

Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.
Расставьте знаки препинанияРобко свечу потушив я подхожу к окну.Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.Измучив доброго

Слайд 25 Конструирование предложений с причастными и деепричастными оборотами по картинам

Конструирование предложений с причастными и деепричастными оборотами по картинам

Слайд 29Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений, укажите роль деепричастий в речи

Осень.

Листья в

поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
М.Ю.Лермонтов
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений, укажите роль деепричастий в речиОсень.Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в

Слайд 30Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой -
Надоест волне гремучей
Воевать с

твоей пятой...
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она -
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна...
Ф.Тютчев
Стой же ты, утес могучий!Обожди лишь час-другой -Надоест волне гремучейВоевать с твоей пятой...Утомясь потехой злою,Присмиреет вновь она

Слайд 31
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой


Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был её наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув.
(М. Ю. Лермонтов "Мцыри")
Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости

Слайд 32Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный

товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет по окном…
А.Пушкин «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет по

Слайд 33Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Ф.Тютчев
Глядел я, стоя над Невой,Как Исаака-великанаВо мгле морозного туманаСветился купол золотой.

Слайд 342. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно

дорисовывает движение.

3. Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.

4. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии

1.Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.

Вывод

2. Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.3. Деепричастие помогает описать более

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть