Презентация, доклад на тему Урок русского языка по теме Омонимы

Содержание

Планируемые результаты:Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические сужденияЛичностные: дают

Слайд 1Омонимы

Омонимы

Слайд 2Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают

слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Планируемые результаты:Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят

Слайд 31. Словарно – орфографический диктант

1. Словарно – орфографический диктант

Слайд 4Записать слова, объяснить орфограммы.

Записать слова, объяснить орфограммы.

Слайд 15Какие орфограммы встретились нам?

Какие орфограммы встретились нам?

Слайд 16Проверь себя

Проверь себя

Слайд 17– Посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на картинках, запишите слова

в тетрадь.
– Посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на картинках, запишите слова в тетрадь.

Слайд 20Как эти слова пишутся?
-Как эти слова произносятся?
-Одинаковое ли лексическое значение у

этих слов?

Такие слова называются омонимы.

Как эти слова пишутся?-Как эти слова произносятся?-Одинаковое ли лексическое значение у этих слов?Такие слова называются омонимы.

Слайд 21Омонимы (от греческого homos одинаковый, onyma – имя) – слова одной

и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Такие омонимы называют лексическими.

Мир- согласие, отсутствие войны.
Мир- Вселенная, земной шар

Работа в справочных тетрадях

Омонимы (от греческого homos одинаковый, onyma – имя) – слова одной и той же части речи, одинаковые

Слайд 22Типы омонимов
частичные
полные- слова, одинаковые по написанию и произношению. Но разные по

лексическому значению.
Девичья коса – морская коса

омофоны- слова. которые звучат одинаково, но пишутся по – разному и имеют разное лексическое значение.
В густом лесу – рыжий лис

омографы- слова, которые совпадают по написанию, но различаются в произношении.
( чаще всего различие в ударении)
Атлас – атлас

омоформы- слова, которые одинаково звучат только в отдельных словоформах. Слова принадлежат к разным частям речи.
Лечу (от лечить) – лечу (от летать)


Типы омонимовчастичныеполные- слова, одинаковые по написанию и произношению. Но разные по лексическому значению. Девичья коса – морская

Слайд 23Сходство и отличие многозначных слов и омонимов
Сходство

Пишутся одинаково
Различия
Многозначные слова имеют общее

лексическое значение
Омонимы – разное лексическое значение
Сходство и отличие многозначных слов и омонимовСходствоПишутся одинаковоРазличияМногозначные слова имеют общее лексическое значениеОмонимы – разное лексическое значение

Слайд 24Коса – узкая от­мель, иду­щая от бе­ре­га.
Коса – за­пле­тен­ные во­ло­сы.
Коса –

ин­стру­мент для ска­ши­ва­ния травы.

Работа со словарем

Чем отличаются словарные статьи для многозначных слов и омонимов?

КИСТЬ
КИСТЬ 1. Приспособление для окрашивания или для обмазывания чем-н. (напр. Клеем). Малярная кисть. Художнику нужны хорошие кисти.
2. Пучок шнурков, связанных вместе с верхнего конца, служащий украшением в драпировках . Портьеры с кистями.
3. Несколько ягод или цветов на одном стебле. Кисть винограда.
4. Часть руки от запястья до конца пальцев.

Коса – узкая от­мель, иду­щая от бе­ре­га.Коса – за­пле­тен­ные во­ло­сы.Коса – ин­стру­мент для ска­ши­ва­ния травы.Работа со словаремЧем

Слайд 25Сев в такси, Спросила такса: – За проезд какая такса? А водитель: – Денег с

таксы Не берем совсем, Вот так-с!

Выпишите омонимы. Составьте с ними предложения.

Сев в такси, Спросила такса: – За проезд какая такса? А водитель: – Денег с таксы Не

Слайд 26Скажи родник –
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и

родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).
(А.Барто)
Скажи родник –И вот возник,Бежит в зеленой чащеВеселый ключ журчащий.Мы и родник зовем ключом (Ключ от дверей

Слайд 27Упражнения 318,319

Упражнения 318,319

Слайд 28Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.

1. Исторический роман сочинял я

понемногу, пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу (Б.Окуджава). Между нами не было романа. Всего десять–пятнадцать встреч (И.Куприн). 2. Пока безумный наш султан сулит нам дальнюю дорогу, возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, ей-богу (Б.Окуджава). Веют белые султаны, как степной ковыль, мчатся пестрые уланы, поднимая пыль (М.Лермонтов). 3. Обед получился ничего. Его ничего не интересует. 4. Никак не могу открыть дверь. Видимо, что-то случилось с замком. Никак кто-то пришел.
Определите значение слов-омонимов, обращаясь к толковому словарю.1. Исторический роман сочинял я понемногу, пробираясь, как в туман, от

Слайд 29Докажите, что все данные слова являются омонимами.

Докажите, что все данные слова являются омонимами.

Слайд 30Бокс

Бокс

Слайд 31Каток

Каток

Слайд 32Проводник

Проводник

Слайд 34Гусеница

Гусеница

Слайд 35Месяц

Месяц

Слайд 36Шашка

Шашка

Слайд 37Язык

Язык

Слайд 38Лисичка

Лисичка

Слайд 39мышка

мышка

Слайд 401) Их у стола четыре штуки.
У куклы две, но то

не руки.
1) Их у стола четыре штуки. У куклы две, но то не руки.

Слайд 412) Чтоб дверь открыть она нужна.
И написать письма важна.

2) Чтоб дверь открыть она нужна. И написать письма важна.

Слайд 423) Любой замок откроет он.
И гайку скрутит – дай разгон.


3) Любой замок откроет он. И гайку скрутит – дай разгон.

Слайд 434) Оружие, фрукты и камни-самоцветы.

4) Оружие, фрукты и камни-самоцветы.

Слайд 445) Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.
А на крыше

я торчу, не шелохнусь.
Лёд на речке режу вдоль и поперёк,
А на дне морском я махонький…
5) Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на

Слайд 456) Какое ушко ничего не слышит?

6) Какое ушко ничего не слышит?

Слайд 467) Какой косой нельзя косить?

7) Какой косой нельзя косить?

Слайд 47Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

Слайд 48В какой клетке не держат птиц и зверей?

В какой клетке не держат птиц и зверей?

Слайд 49В каких лесах не водится дичь?

В каких лесах не водится дичь?

Слайд 50Каким поясом нельзя подпоясаться?

Каким поясом нельзя подпоясаться?

Слайд 51Домашнее задание

Выучить правило, выполнить упражнения 320, 321

Домашнее заданиеВыучить правило, выполнить упражнения 320, 321

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть