Слайд 1Фольклор.
Тайны слова.
Урок русского языка 2б класс.
МБОУ « Гимназия
Г. Моршанск
Тамбовской области
Провела учитель
начальных классов
Мастрюкова Е.Н.
Слайд 2 Цель
обогащение речи учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами.
Слайд 3 Задачи
Способствовать обогащению словаря учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами;
Работать над
активизацией словаря учащихся;
Содействовать воспитанию любви к родному языку, интереса к слову;
Заботиться о здоровье обучающихся.
Слайд 4 Азбука-
к мудрости ступенька.
Слайд 5Работа над пословицей.
1. Прочитать с выделением голосом 1 слова, 2 слова,
3 слова.
2. Объяснить значение.
3. К какому жанру относятся пословицы.
Слайд 6Работа в парах.( раздаточные карточки).
1. Грамоте учиться- тот не знает скуки.
2.
Кто любит науки, а тот кто много знает.
3. Умный не т от , кто много говорит, всегда пригодится.
Слайд 7Восстанови пословицы.
Грамоте учиться- всегда пригодится.
Кто любит науки-тот не знает скуки.
Умный не
тот, кто много говорит, а тот кто много знает.
Слайд 8Фольклор.
В слове скрыта особая сила. Она заставляет нас слушать, думать, видеть.
Это и помогает нам в учёбе.
Слайд 9Зарубим на носу
В старину, чтобы запомнить важные события, люди завязывали узелки
на память. А мы сегодня с вами новые знания зарубим на носу.
Слайд 10Зарубить на носу.
« Зарубить на носу» означает запомнить крепко- накрепко
И не надо волноваться за свой нос, потому что здесь имеется в виду другой нос- дощечка, на которой в древности безграмотные люди зарубками делали какие-то заметки и носили их с собой.
- Пусть сегодня таким носом послужит наша тетрадь.
Слайд 11Работа в группах.( карточки)
Объяснение значений фразеологизмов..
1. Оставаться с носом-дремать, засыпать.
2.Под самым
носом- очень мало.
3.С гулькин нос- без того на что рассчитывал.
4.Клевать носом – обманывать.
5.Задирать нос- дразнить кого-то.
6. Показать нос- важничать.
7.Водить за нос – близко.
Слайд 12Объясни значение фразеологизмов. (проверка)
Остаться с носом-без того на что рассчитывал.
Под самым
носом- близко.
С гулькин нос – очень мало.
Показать нос – дразнить кого-то.
Клевать носом – дремать, засыпать.
Задирать нос- важничать.
Водить за нос – обманывать.
Слайд 13Тайна слова « нос».
Красный нос в землю в рос.
Слайд 14Работа над загадкой.
1. Прочитайте предложение.
2. Сказано ли в предложении о чем
идет речь.
3. Как назовем это предложение.
4. К какому жанру относятся загадки.
Слайд 15Витамин –А.
Морковь любимый овощ народов многих стран. В оранжевый цвет его
окрашивает вещество каротин. Когда вы съедаете морковку, это вещество превратится в витамин А. Витамин А улучшает зрение и помогает расти.
Слайд 16Морковь- « карота»
Но только ли в моркови есть каротин? Это вещество
есть во многих овощах и фруктах желтого, оранжевого, и красного цветов. Но название ему дала « Красная девица», у которой к» коса на улице»,т. к. в переводе с латинского морковь « карота».
Слайд 17Выпишите только те плоды, где есть каротин.
Ш…повник, к..пуста, м…рковь, к.. ртофель,
п…трушка, красный перец, укроп, с…лат,…брикос, лук.
Слайд 18Кто придумал слово « Витамин»?
Слово « витамин» придумал польский учёный Казимеж
Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо. Если соединить латинское слово
«вита»(жизнь) с «амин», то получится слово « витамин».
Слайд 19Инсценирование стихотворения С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»
Исполнители:
Девочка Юля-
Чуженькова Елизавета
Автор- Кречетова Арина
Мама- Устинова Аксинья.
Доктор- Ядов Арсений
Слайд 20Полезные советы.
( от доктора Глеба Сергеевича Пугача)
1. Овощи и фрукты- полезные
продукты.
2. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
3. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
4. Остерегайтесь очень острого и соленого.
5.Меньше ешьте жирного.
Слайд 21Физкультминутка.
1.Если продукт очень полезен, то хлопаем в ладоши над головой.
2. Если
продукт мало полезен шагаем на месте.
Конфеты, кефир, чипсы,шоколад, овощи, манная каша, йогурт, орехи, лизун.
Слайд 22Выписать слова, вставить пропущенные буквы.
К…фир, ш…к…лад, ов…щи, ма…ая, …гурт, к…нфеты, …рехи.
Слайд 23Проверка по эталону.
Кефир, шоколад, овощи,манная,
йогурт,конфеты,орехи.
Слайд 24Многозначные слова.
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол
прибрала
Да на стол собрала.
Слайд 25Работа с многозначным словом « красный»
1. Прочитайте текст.
2. К какому жанру
фольклора он относится.
3. Какое слово повторятся несколько раз.
4.Назовите словосочетания с этим словом.
5. Укажем значение слова « красный» в каждом словосочетании.
Слайд 26Словосочетания.
Красное крыльцо- главное,
красна девица-красивая,
красный угол- почётный.
Слайд 27Солнышко, словцо.
С давних пор русский народ называл красным всё красивое и
славное. Яркое солнышко-красное солнышко. Умное, правильное, доброе слово-красное словцо.
Слайд 28Красная строка.
В древние времена книги переписывались от руки. Первую букву расписывали
красной краской. Отсюда и появилось выражение « писать с красной строки». С красной строки начинают писать каждую часть текста, в которой содержится новая мысль. (абзац)
Слайд 29Времена года.
Лето красное громче пой.
Весна красна.
Слайд 30Фольклор. ( на доске)
1. Пословицы.
2. Фразеологизмы. 3. Загадки
4. Песни.
Слайд 31Продолжите предложения
Интересным было
Трудным было…
Новым было…
Слайд 32И.С. Тургенев
«Берегите чистоту русского языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных
слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.»