Слайд 1Предложения с вводными словами, вставными конструкциями, обращениями. Повторение
Слайд 2 Обращения, вводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения.
Они осложняют
предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.
Слайд 3Для чего нужны обращения?
При помощи обращений мы устанавливаем контакт с окружающими. Зинаида Павловна, вы хотели
меня о чем-то спросить?
Мы привлекаем внимание. Мальчик! Мальчик, оглянись, ты оставил учебник!
Передаем отношение к адресату. Лентяй, возьмись наконец за дело!
Для обращений обычно служат собственные и нарицательные существительные в форме именительного падежа.
Это может быть имя. Алексей, ты выполнил задание?
Или ФИО. Семёнов Семён Семёнович, немедленно подойдите к администратору!
Чтобы подозвать своего питомца, мы воспользуемся кличкой. Шарик, Шарик, ко мне!
Для обращения может послужить название любого предмета или явления. Лето, ты невыразимо прекрасно!
Слайд 4Обращения могут распространяться.
Слайд 5Примеры обращений и их выделение на письме
«Подруга дней моих суровых, голубка
дряхлая моя!»
Улыбнись, серьезный ты человек.
И вот, уважаемые гости столицы, наша экскурсия подходит к концу.
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Эх, зима, ты опять пришла неожиданно!
Катя, а Катя! Пойдем в кино?
О родная земля! Ты книга вечной жизни.
Слайд 7Вводные слова
Вводные слова служат для передачи авторских суждений, оценок высказывания.
Сегодня будет
жарко.
Конечно, сегодня будет жарко.
Думаю, сегодня будет жарко.
Говорят, сегодня будет жарко?
К счастью, сегодня будет жарко.
Одним словом, сегодня будет жарко.
Слайд 8Что могут выражать вводные слова?
Уверенность.
Сегодня, бесспорно, будет дождь.
Неуверенность.
Сегодня, возможно, будет
дождь.
При помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего.
Сегодня, чего доброго, будет дождь.
Вводные слова могут выражать и источник сообщения.
Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.
Вводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними.
Стало быть, сегодня будет дождь.
Вводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей.
Сегодня будет, так сказать, дождь.
Также вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей.
Сегодня, представьте себе, будет дождь.
Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения.
Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.
Сегодня, мне кажется, будет дождь.
Слайд 9Знаки препинания при вводных словах
Вводные слова выделяются запятыми.
Наверное, мы будем
скучать по детству.
Они, как всегда, будут отдыхать в деревне.
В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.
Погода будет хорошей, а может, великолепной.
Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!
Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.
Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.
Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.
Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.
Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.
Слайд 10Вставные конструкции
Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения
к сказанному.
Вводные предложения и вставные конструкции нужно различать.
Вводные предложения содержат оценку сообщения, указание на его источник, на связь с другими сообщениями.
Как мы уже знаем, Марина Цветаева родилась восьмого октября.
В отличие от них, вставные конструкции используются для дополнения, уточнения информации, поправок, замечаний, пояснений к сказанному.
Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).
Вставные конструкции выделяются тире или скобками. При этом внутри вставной конструкции сохраняются все необходимые знаки препинания.
Слайд 11Это село медленно приходило в запустение (приходить в запустение оно начало
лет тридцать назад, но так было принято говорить).
Это село – а оно начало приходить в запустение уже давно – и сейчас смотрелось уныло.
Слайд 12Задание 17. ЕГЭ
Тест1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Я думаю, что работа(1) может быть(2) закончена в срок и что(3) может быть(4) наша цель будет достигнута.
Тест 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Люди, не видевшие грязевых вулканов(1) без сомнения(2) не представляют себе, как под давлением природного газа поднимается изливаемая ими грязь(3) как говорят(4) целебная.
Тест 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.
Слайд 13Тест 4
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые.
Отвечая на вопрос о месте пользования мобильным Интернетом, владельцы планшетов говорят(1) конечно(2) об их домашнем использовании, а(3) потом(4) об использовании на месте учёбы или работы.
Тест 5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Ночью(1) видно(2) будет тихо и тепло. Знаешь, как ясно(3) видно(4) звёздное небо на берегу реки? В городе такого не бывает.
Слайд 14Ответы
Тест1
3443
Тест 2
1234любая другая последовательность этих цифр
Тест 3
4554
Тест 4
1221
Тест 5
1221
Слайд 15 Домашнее задание: написать эссе на тему «Зачем нужны вводные
слова, вставные конструкции, обращения?»