Презентация, доклад на тему Урок литературы в 10 классе (учитель Бутаева Л. К.) Тема урока: Суровая правда войны в Севастопольских рассказах Л. Н. Толстого

Содержание

Цели урока:1. Развивать навыки самообразования учащихся.2. Активизировать умственную и творческую деятельность учеников; продолжить формирование умения отстаивать свою точку зрения и работать с текстом художественного произведения.3. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.

Слайд 1Урок литературы в 10 классе (учитель Бутаева Л. К.)
Тема урока:
Суровая

правда войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
Урок литературы в 10 классе (учитель Бутаева Л. К.)Тема урока: Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах» Л.

Слайд 2Цели урока:
1. Развивать навыки самообразования учащихся.
2. Активизировать умственную и творческую деятельность

учеников; продолжить формирование умения отстаивать свою точку зрения и работать с текстом художественного произведения.
3. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
Воспитывать в учениках любовь и уважение к истории, литературе, культуре Отечества.

Цели урока:1. Развивать навыки самообразования учащихся.2. Активизировать умственную и творческую деятельность учеников; продолжить формирование умения отстаивать свою

Слайд 3План урока:

Презентация
1) Историческая справка. Крымская война 1853 – 1856гг.
2) «Спор

из-за ключей».
3) Начало войны.
4) Высадка союзников в Крыму.
5) Севастополь.
6) Результат войны.
7) Л. Н. Толстой на Крымской войне.

План урока:Презентация 1) Историческая справка. Крымская война 1853 – 1856гг.2) «Спор из-за ключей».3) Начало войны.4) Высадка союзников

Слайд 4
II. Слово учителя.

Военная служба стала для Л. Н. Толстого хорошим испытанием

его воли, дала возможность проявиться лучшим качествам его личности. На войне он самоопределился как художник – реалист.


III. Работа по тексту произведения «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы» - художественное отражение исторической обороны Севастополя.

Композиция произведения:

«Севастополь в декабре».
«Севастополь в мае».
«Севастополь в августе 1855 года».

II. Слово учителя.Военная служба стала для Л. Н. Толстого хорошим испытанием его воли, дала возможность проявиться лучшим

Слайд 5Вопросы к произведению Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»:
Вопросы к рассказу

«Севастополь в декабре месяце»:
(Зачитывается вид на город, который открывается в предрассветный утренний час).
Что поражает читателя в этих строках?
Кто эти люди, занятые будничными делами?
Куда приглашает «заглянуть» рассказчик читателей, чтобы увидеть «изумительные, возвышающие душу зрелища»?
Расскажите о защитниках Севастополя. Кто они? Как себя ведут? О чём думают?
Что поражает рассказчика в защитниках (какие человеческие качества) Севастополя? Каковы чувства автора к ним?
Какую правду о войне поведал Л. Н. Толстой в первом рассказе? Каково авторское отношение к войне?
Вопросы к произведению Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»: Вопросы к рассказу «Севастополь в декабре месяце»:(Зачитывается вид на

Слайд 6Вопросы к рассказу «Севастополь в мае»:
Назовите главных героев этого рассказа. Дайте

каждому характеристику.
О чём они мечтают? Как живут в условиях войны?
Как проходят через испытания войны?
Каков пафос второго рассказа?
Докажите правильность слов А. Писемского: «Он написан до такой степени безжалостно честно, что тяжело становится читать».
Вопросы к третьему рассказу «Севастополь в августе 1855 года»:
Рассказ повествует о двух братьях Козельцовых – офицерах.
Почему Л. Н. Толстой вынес рассказ об этих офицерах в другой рассказ? Чем они отличаются от Гальцина, Калугина и других офицеров?
Город оставлен русскими войсками? С каким чувством покидают город его защитники?
(Чтение отрывка).
Вопросы к рассказу «Севастополь в мае»:Назовите главных героев этого рассказа. Дайте каждому характеристику.О чём они мечтают? Как

Слайд 7
IV. Выводы.

Л. Н. Толстой ехал на войну с воодушевлением: наконец-то судьба

вверила ему дело историческое, достойное праправнука Петра Толстого, знаменитого посла в Константинополе. Свой идеал Толстой ищет не «внизу», не в облике простого солдата, а там, где, по его мнению, творится история, решаются судьбы народов и государств. Мечтая о подвиге, о славе он отправляется в осаждённый Севастополь. Попадает в четвёртый бастион. Именно там совершается перелом во взглядах Толстого на истинный патриотизм, на народ, на военное начальство и в целом на войну.

V. История Крымской войны в кинематографии.

VI. Современный Севастополь.

VII. Итог урока.



IV. Выводы.Л. Н. Толстой ехал на войну с воодушевлением: наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука

Слайд 8
Эта война, в ходе которой основные боевые действия развернулись на Крымском

полуострове, получила в России название «Крымской», в европейскую же историю она вошла как «Восточная».

Историческая справка. Крымская война 1853-1856 годов

Эта война, в ходе которой основные боевые действия развернулись на Крымском полуострове, получила в России название «Крымской»,

Слайд 9Россия и Турция с ХVll в. сражались за господство на берегах

Чёрного моря. На протяжении ХVlll в. Россия постепенно, шаг за шагом занимала всё новые земли Османской империи в Причерноморье и на Балканах, а в ХlХ в. начала теснить её и в Закавказье.

Между тем на средиземноморские и ближневосточные владения Турции давно претендовали Франция и Англия, которых беспокоило быстрое расширение России в южном направлении. Противостояние Петербурга Парижу и Лондону в Восточном вопросе продолжалось несколько десятилетий и к середине ХlХ в. поставило великие державы на грань войны.
Император Николай l и его окружение плохо понимали, что в результате стремительного промышленного развития чрезвычайно возросла военная мощь Англии и Франции. Эти державы стали опасными противниками для России.

Россия и Турция с ХVll в. сражались за господство на берегах Чёрного моря. На протяжении ХVlll в.

Слайд 10В Санкт-Петербурге по-прежнему считали, что Россия – самая могущественная держава Европы

и единственный законный претендент на турецкое наследство, поскольку Балканы населены братскими славянскими народами. Русские дипломаты, собственная карьера которых была выше интересов отечества, в докладах императору они скрывали истинную картину происходящего, говорили лишь то, что он желал услышать.
Оценивая перспективу новой войны с Турцией, царь полностью исключал возможность вмешательства великих держав.
В действительности Англия и Франция, давно стремившиеся ослабить Турцию и Россию, усердно подталкивали будущих противников к войне.

В Санкт-Петербурге по-прежнему считали, что Россия – самая могущественная держава Европы и единственный законный претендент на турецкое

Слайд 11«Спор из-за ключей».
Формальным поводом к войне стал спор из-за христианских святынь.

Вифлеем и Иерусалимом, расположенные на территории Османской империи, были священными городами для каждого христианина: в Вифлееме родился Иисус Христос, в Иерусалиме, согласно Священному Писанию, он был распят и воскрес.

Но христианство уже много веков не было единым. Часть ключей от храмов Святой земли находилось в руках католиков, часть – в руках православных (причем на ночь эти храмы не закрывались).

«Спор из-за ключей».Формальным поводом к войне стал спор из-за христианских святынь. Вифлеем и Иерусалимом, расположенные на территории

Слайд 12И те и другие верующие могли молиться там. Причина вспыхнувшего из-за

ключей спора была ничтожна: обе стороны желали обладать всеми ключами. Церковные иерархи в Петербурге и Риме отнеслись к спору равнодушно. Но Россия и Франция боролись за влияние на Турцию, за авторитет среди многочисленных христианских подданных султана, и дипломаты превратили вопрос о ключах в неразрешимую проблему.

И те и другие верующие могли молиться там. Причина вспыхнувшего из-за ключей спора была ничтожна: обе стороны

Слайд 13Весной 1853 г. Россия в ультимативной форме потребовала у Турции отдать

предпочтение православным священникам в Вифлееме. Турция, подстрекаемая католической Францией (которая обещала помочь Османской империи в случае войны) России отказала. Дипломатические отношения с Турцией были прерваны, и в июле 1853 г. русский корпус вторгся в зависимые от Турции Дунайские княжества –Молдавию и Валахию. Николай l не сомневался, что тем самым заставит Порту (так именовалась турецкое правительство) пойти на уступки и боевых действий удастся избежать. Но в октябре 1853 г. Турция объявила России войну.
Весной 1853 г. Россия в ультимативной форме потребовала у Турции отдать предпочтение православным священникам в Вифлееме. Турция,

Слайд 14Война началась одновременно на дунайском и кавказском направлениях. Крайне неудачно для

России разворачивались события на Дунайском театре военных действий.
Основная причина поражений и тяжелых людских потерь российской армии заключалось в её отсталости. Воинские подразделения шли в бой плотными колоннами, и разрывающиеся бомбы, которые тогда уже применялись турецкой артиллерией, убивали и ранили множество русских солдат

Начало войны

Война началась одновременно на дунайском и кавказском направлениях. Крайне неудачно для России разворачивались события на Дунайском театре

Слайд 15С осени 1854 г. основные сражения развернулись в Крыму. Здесь находилась

главная военно-морская база России на Чёрном море Севастополь, и союзники считали, что её уничтожение лишит Россию возможности вести активную внешнюю политику на Балканах и Ближнем Востоке.

Высадка союзников в Крыму

С осени 1854 г. основные сражения развернулись в Крыму. Здесь находилась главная военно-морская база России на Чёрном

Слайд 1614 сентября более 300 транспортных судов под прикрытием 89 боевых кораблей

начали высадку огромного объединенного десанта: французов – 28 тыс. человек, англичан – 26 тыс., турок – 7 тыс. человек. Главнокомандующий сухопутными и морскими силами А. С. Меншиков не сумел организовать оборону полуострова. Около 34 тыс. русских солдат и офицеров бились с врагом не на жизнь, а на смерть.

Сражение было проиграно армией Меншикова: сказались слабость вооружения и устаревшая тактика ведения боя.
Не имея возможности задержать и разбить врага, часть русской армии отошла к Бахчисараю, другая её часть усилила небольшой гарнизон Севастополя. Узнав о разделении сил русских, командующий французским десантным корпусом Сент-Арно заявил, что в условиях штиля он покончит с Севастополем и Крымом за несколько часов.


14 сентября более 300 транспортных судов под прикрытием 89 боевых кораблей начали высадку огромного объединенного десанта: французов

Слайд 17Севастополь (в переводе с греческого означает «величественный город») был первоклассной военно-морской

базой, неприступной с моря.
Командование союзников, не смотря на хвастливые заявления Сент-Арно, не рискнуло начать штурм немедленно. Защитники Севастополя за короткое время под руководством адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, а также военного инженера Э. И. Тотлебена соорудили вокруг города восемь бастионов и множество других укреплений.
Город превратился в непреступную крепость.

Севастополь

17 октября Севастополь подвергся жестокой бомбардировке с моря и суши. Мощные оборонительные укрепления и меткая стрельба его защитников стали полной неожиданностью для неприятеля. Севастопольцы могли праздновать победу, но их радость была омрачена гибелью адмирала Корнилова, деятельного и храброго военачальника.

Севастополь (в переводе с греческого означает «величественный город») был первоклассной военно-морской базой, неприступной с моря. Командование союзников,

Слайд 18В апреле союзники предприняли вторую бомбардировку Севастополя, в мае – третью,

в июне – четвертую, в августе – пятую.
5 сентября началась бомбардировка, которая не прекращалась три дня подряд. Стало ясно, что противника уже не остановить. В результате очередного штурма пал Малахов курган.

Отбить эту ключевую позицию не удалось. 8 сентября героическая 349-дневная оборона Севастополя закончились: оставшиеся в живых хмурые и израненные защитники города покинули разбитые укрепления, а русские моряки затопили последние стоявшие на рейде боевые корабли. Между тем в Закавказье русским войскам удалось одержать победу.



В апреле союзники предприняли вторую бомбардировку Севастополя, в мае – третью, в июне – четвертую, в августе

Слайд 19Война, столь необдуманно начатая Николаем l, обернулась страшным горем для сотен

тысяч семей: за три года убитыми, ранеными и пленными страна потеряла 500 тыс. человек. Большой урон понесли и союзники. В этих условиях обе стороны стали искать пути к миру. Усилиями дипломатов в феврале 1856 г. было достигнуто перемирие, а 30 марта в Париже обе стороны подписали мирный трактат.
По условиям договора России было запрещено иметь на Черном море военно-морской флот и военно-морские базы.

Результаты войны

Война, столь необдуманно начатая Николаем l, обернулась страшным горем для сотен тысяч семей: за три года убитыми,

Слайд 20Турция возвращала себе Каре, устье Дуная (отнятое у неё Россией в

1829 г.) и часть Бессарабии (отторгнутую Россией ещё в 1812 г.). Россия утратила возможность вести активную внешнюю политику на Балканах и Ближнем Востоке, её международный престиж оказался подорванным, и она не играла прежней роли в европейских делах. Причина тяжелого поражения, которое понесла Россия в этой войне, - значительное экономическое отставание страны от высокоразвитых Англии и Франции. Показное могущество крепостнической николаевской России рухнуло.

Турция возвращала себе Каре, устье Дуная (отнятое у неё Россией в 1829 г.) и часть Бессарабии (отторгнутую

Слайд 21Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Зачем?

Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского он скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!». С 1854 года Толстой девять месяцев сражался в Севастополе. Большую часть этого времени на четвертом бастионе, в самом опасном месте.
В семье Толстого не любили Николая l, но верили, что в военном отношении Россия могущественнейшее государство. Про взяточничество и казнокрадство, конечно, знали, но про то, что империя вся ворует, что она в военном отношении отстала и слаба, Лев Николаевич узнал под Севастополем. Первое впечатление о войне он получил у Дуная: «По правде сказать, странное удовольствие глядеть, как люди друг друга убивают, а между тем и утром, и вечером я со своей повозки целыми часами глядел на это. И не я один». О состоянии армии он писал: « Армия была проедена казнокрадством, герои гибли. Гибель Корнилова иногда кажется самоубийством, потому что он в день смерти снял и отдал для передачи сыну часы».
Может быть, потому Толстой был растерян; он не знал, как жить, для кого жить. С трудом находил он свое место. Может быть, это и отражалось в размашистом беспорядке его тогдашнего бытия? «Военная карьера не для меня, и чем раньше я из нее выберусь, чтобы вполне предаться литературной, тем будет лучше», - писал он в письме тетушке.
Итогом Севастопольского периода стали его рассказы о войне. Толстой так пишет о самом трагическом событии эпохи, что военные подробности оказываются бытовыми чертами. Он ничего не утаивает.






Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами

Слайд 229 сентября - день памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя

и в Крымской войне 1853-1856 годов. После Крымской войны осталась присказка "Война в Крыму - все в дыму". Чтобы развеять этот дым, Леонид Парфенов решил снять фильм-реконструкцию."150 лет это, с одной стороны, довольно давно, а с другой, до этого времени еще можно "дотянуться рукой" - говорит автор. Никто не мог рассказать лучше о событиях и судьбоносных решениях того времени, как прямые потомки непосредственных участников Крымской войны.

В фильме есть взгляд историка, взгляд изнутри, а также истории людей того времени. Участие в фильме приняли праправнук Николая I Николай Романович Романов, прапраправнук Фицроя Раглана Фицрой Раглан-младший и потомок Льва Толстого Владимир Ильич Толстой. 13 сентября 1854 года считается началом 349-дневной обороны Севастополя. Оборона Севастополя носила активный характер. Об этом свидетельствуют постоянные вылазки в стан врага, сражения за оборонительными рубежами. Спустя 150 лет была в деталях воссоздана атака легкой кавалерии, в которой не преминул поучаствовать и автор фильма.

История Крымской войны в кинематографии:

9 сентября - день памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть