Слайд 1Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина
Автор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 2Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина
Слайд 3Панорама эпохи
Потомки видят в «сатирах» Щедрина панораму эпохи и нескончаемую вереницу
человеческих типов из самых различных человеческих групп. Многогеройность, плотная «населенность» свойственны большинству сочинений Щедрина.
Слайд 4«Летописец минуты»
Сам сатирик не без иронии именовал себя «летописцем минуты» и
сетовал на связь своих произведений со «злобой дня». Однако, вопреки его опасениям, они оказались долговечны, потому что Щедрин никогда не ограничивался лишь «моментальной фотографией», дотошным воспроизведением событий
Слайд 5«История одного города»
Если в «Губернских очерках» основные стрелы сатирического обличения попадали
в провинциальных чиновников, то в «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения сатирическое изображение народа и власти.
Слайд 6«Опись градоначальников»
Композиционным стержнем «Истории…» является «Опись градоначальников», определенно напоминающих российских императоров
или особ, приближенных ко двору. Проекция глуповской истории на историю России – продуманная и далеко идущая игра
Слайд 7«Сборный город»
Глупов – это обобщенный образ: «сборный город», город-гротеск, представляющий щедринскую
модель глубинных закономерностей российской истории. Писатель выявляет основной конфликт, заключающийся в вечном противопоставлении двух сил: градоначальников и обывателей.
Слайд 8Смешная и страшная Россия
«Боже, как грустна наша Россия!» – сказал
Пушкин , послушав первые главы «Мертвых душ». «Боже, как она смешна и страшна…» – можно добавить после чтения «Истории одного города».
Слайд 9Иго безумия
Сатиру Щедрина всегда считали направленной против российского самодержавия. Но она
пережила императорскую Россию. Тоталитарные государства XХ века, кажется, откровенно подражали истории города Глупова. «Жизнь, находящаяся под игом безумия», никак не может закончиться.
Слайд 10«Господа Головлевы»
Внимание автора сосредоточено на индивидуально-психологических особенностях характеров, за которыми скрываются
социально-классовые особенности..
Слайд 11Х
Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства на глазах
распадаются семейные связи.
Слайд 12Причины вырождения головлевского семейства
Тусклая атмосфера жизни
Полнейшая бездуховность
Глубоко вкоренившееся в натуру Головлевых
пустословие
Страстное стремление к наживе
Праздность, непригодность к какому бы то ни было делу
Запой
Отсутствие привычки жить своим трудом
Слайд 13Г
Причины вырождения головлевского семейства
Головлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования».
Мерило жизни для них – имение, наследство, капитал. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение приличий.
Слайд 14Иудушка
Главный герой –Порфирий Владимирович, получивший прозвище Иудушка – ханжа и лицемер,
с елейными ужимками и слащавыми речами. Иудушку характеризует «полное нравственное окостенение» – вот главный диагноз писателя.
Слайд 15Щедринский пейзаж
Пейзаж в романе приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада,
запустения, словно бы предвещает гибель героев В изображении картин природы преобладают мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени», «понурые, точно замученные деревья» .
Слайд 16Щедринский пейзаж
Дворянские гнезда у Тургенева овеяны высокой благоуханной поэзией.
Некрасов изображал природу
и в веселых, и в грустных тонах.
У Салтыкова-Щедрина за картинами мрачной, суровой природы угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа.
Слайд 17Застывший смех
Великий мастер смеха представил гениальный образец сатирического произведения, в котором
смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственное окостенение .
Слайд 18«Сказки для детей изрядного возраста»
Это итоговое произведение. В него вошли все
основные сатирические темы и мотивы. Книга не является простым сборником: между сказками устанавливается плотная и разветвленная взаимосвязь.
Слайд 19Драма человеческой совести
Целостность книги поддерживается своеобразным обрамлением. Вторая сказка цикла «Пропала
совесть» перекликается с последней, «Рождественской сказкой». В обеих речь идет о драме человеческой совести. Сюжет первой сказки органически переходит в сюжет последней.
Слайд 20Тема христианской совести
Тема христианской совести, евангельской Правды, является ведущей в книге,
она связывает отдельные сказки в единое полотно.
Слайд 21Вселенский размах
В 80- е годы сатира Щедрина стремится взлететь над злобой
дня к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогает укрупнить масштаб изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества.
Слайд 22Сказочный тип мышления
Заимствуя у народа готовые сюжеты и образы, Щедрин развивает
заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надежным способом «эзопова языка», в то же время понятного и доступного широким слоям русского общества. Писатель обращается теперь не только к интеллигенции, но и к народу.
Слайд 23Общие черты
Сказки Салтыкова- Щедрина.
Сказки русского народа
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Слайд 24Отличительные черты
Сказки Салтыкова- Щедрина.
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека
животному
Сказки русского народа
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
Слайд 25Объекты сатиры Щедрина
Правительственные круги и господствующее сословие.
Бесправное положение народа, его пассивность,
покорность
Обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция
Бездуховность
Слайд 26Сатирические приемы
Разнообразные способы смеха:
-ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным
является не прямое высказывание, а противоположное;
-сарказм –едкая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
-гротеск – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
Слайд 27Сатирические приемы
2) Иносказание:
-аллегория -
-Эзопов язык – художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании
3) Гипербола – чрезмерное преувеличение
Слайд 28Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»).
Отношения мужика и барина
(«Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа(«Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Слайд 29«Дикий помещик»
В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счет народа превратила
его в паразита При этом он считает себя опорой российского государства. Но фамилия князя напоминает о татаро-монгольском иге. Потомок татарских ханов, он и теперь выступает как враг народа, чужеземный захватчик, ненавидящий и презирающий порабощенный народ.
Слайд 30«Дикий помещик»
Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель и
материальных, и духовных ценностей. Без него не только масло и мясо исчезают, но и наступает упадок культуры. Мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Народ – созидатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.
Слайд 31«Премудрый пескарь»
В сказке описана пора реакции 80-х. В нравственную атмосферу жизни
проникают подозрительность и трусость. Страшнее всего малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. Писатель берется напомнить современникам о человеческом достоинстве, чести, стыде, мудрости мнимой и истинной.
Слайд 32«Премудрый пескарь»
Автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает
иронический. «Премудрый в устах автора звучит насмешливо, язвительно. Жизненная позиция пескаря в необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о собственной сохранности и благополучии.
Слайд 33«Умеренно-либеральный пескарь»
В сказке дан намек на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного
невмешательства в течение жизни. Автор в сказке мастерски связал разные повествовательные планы: реально-исторический, конкретно-бытовой и сказочно-фантастический.
Слайд 34«Премудрый пескарь»
Шаг за шагом прослеживая ход пескариных умозаключений, автор вызывает у
читателя то лукавую насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце произведения пескарю, подводящему итоги долгой своей жизни, открывается тоскливая истина.
Слайд 35Нравственный урок
В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие
ко всему на свете, кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла. Житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, ее смысле.
Слайд 36Значение сказок
Форма сказки отвечала задачам писателя: в завуалированной форме обратить
внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. За маской бесхитростного балагура скрывается саркастическая усмешка умудренного горьким жизненным опытом человека.
Слайд 37Значение сказок
Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло
представить читателю свои многолетние наблюдения. Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием.