Презентация, доклад на тему УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕД. А.Д. ШМЕЛЕВА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»учитель-словесник.рфКонцепция школьного филологического образования(срок исполнения – 2014-2015 гг.)

Слайд 1УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕД. А.Д. ШМЕЛЕВА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ

ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОЩИНСКИЙ РОМАН АНАТОЛЬЕВИЧ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического
образования МИОО, председатель исполкома Всероссийской ассоциации
учителей русского языка и литературы

УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕД. А.Д. ШМЕЛЕВА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЩИНСКИЙ РОМАН АНАТОЛЬЕВИЧ,

Слайд 2Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы
и русского языка»
учитель-словесник.рф
Концепция школьного филологического

образования
(срок исполнения – 2014-2015 гг.)
Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»учитель-словесник.рфКонцепция школьного филологического образования(срок исполнения – 2014-2015 гг.)

Слайд 3Предыстория вопроса
Историко-культурный Стандарт
Концепция математического образования в России
________________________________________________
Концепция педагогического образования

в России
Концепция развития дополнительного образования
Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации»
Предыстория вопроса Историко-культурный Стандарт Концепция математического образования в России________________________________________________Концепция педагогического образования в России Концепция развития дополнительного образования

Слайд 4Проблемы, на решение которых направлена Концепция
Падение грамотности и общей

культуры, кризис чтения
Разрушение иерархии нравственных ценностей
Утилитарно-примитивное отношение к языку и тексту
Утрата безусловного статуса и авторитета классической литературы
Игнорирование национальной специфики преподавания
Угроза единому образовательному пространству
Недостатки ФГОС
Престиж и статус профессии учителя
Отсутствие общего научно-методического языка
Проблемы, на решение  которых направлена Концепция Падение грамотности и общей культуры, кризис чтения Разрушение иерархии нравственных

Слайд 5Цель Концепции
Концепция преподавания русского языка и литературы имеет своей целью определить

ключевые моменты филологического образования в школе как составной части основного общего и среднего (полного) общего образования в контексте современных требований, выдвигаемых обществом, государством, с учетом вызовов культурно-исторического этапа развития страны и человеческой цивилизации.
Концепция не противоречит Закону об образовании, ФГОС, но дополняет и уточняет их, служит ориентиром для создания Примерных основных образовательных программ по предметам филологического цикла в школе (5-11 классы).
Цель КонцепцииКонцепция преподавания русского языка и литературы имеет своей целью определить ключевые моменты филологического образования в школе

Слайд 6Структура Концепции
Введение (пояснительная записка)
Научные основы филологического образования
Преподавание русского языка в школе

специфика предмета, его цели и задачи
содержание (критерии отбора, дидактические единицы)
рекомендуемая учебная нагрузка
методические принципы преподавания
особенности изучения русского языка в школах с параллельным изучением родного языка и в полиэтнических школах (классах)
Преподавание литературы в школе…
Меры по реализации Концепции и перспективы
Приложение 1
Приложение 2
Структура КонцепцииВведение (пояснительная записка)Научные основы филологического образованияПреподавание русского языка в школе специфика предмета, его цели и задачи

Слайд 7Определение ключевого понятия
В основе филологического образования лежит СЛОВО, филология и переводится

как «любовь к слову» и предполагает не только практическое освоение коммуникативных возможностей слова, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира, воплощенной в эталонных текстах, к отечественной и мировой культуре.

«Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» (Д.С. Лихачев).
Определение ключевого понятияВ основе филологического образования лежит СЛОВО, филология и переводится как «любовь к слову» и предполагает

Слайд 8Научные принципы преподавания предметов филологического цикла в школе
системность
историзм
системно-деятельностный подход
герменевтический подход
культурно-антропологический подход
когнитивный

подход
коммуникативно-деятельностный подход
личностно-ориентированный подход

А.Д. Шмелев

Научные принципы преподавания предметов филологического цикла в школесистемностьисторизмсистемно-деятельностный подходгерменевтический подходкультурно-антропологический подходкогнитивный подходкоммуникативно-деятельностный подходличностно-ориентированный подходА.Д. Шмелев

Слайд 9О проблеме разумного сочетания научности и доступности
 
 
 
 
 
научность
доступность

О проблеме разумного сочетания  научности и доступности      научностьдоступность

Слайд 10Специфика предметного содержания

Специфика предметного содержания

Слайд 11Отражение структуры курса русского языка в учебниках: модуль-глава (планшетное оформление)

Отражение структуры курса русского языка  в учебниках: модуль-глава (планшетное оформление)

Слайд 12Рубрика «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ»
В ней рассказывается о происхождении слов, о буквах,

существовавших в древнерусском языке, о реформах русского языка, можно прочитать интересные исторические сведения о языке, речи, словах. Эта рубрика помогает расширить кругозор учащихся, запомнить правописание отдельных слов и выражений.

Приведем пример: Лингвистическая кладовая (учебник 6 класс, первая часть, стр. 109, модуль «Что значит работать над своей речью?»)

Корень слов МОЧало, МОЧалка, МОЧалить, изМОЧалить, изМОЧаленный в современном языке не имеет значения «погружать в жидкость», но исторически они образовались от корня с таким значением, так как мочало изготавливали в процессе длительного вымачивания лубяных волокон липовой коры.

У корня мак- есть омоним мак- (маковый), а корень моч- не следует путать с омонимичными корнями в словах за-мок, за-моч-ный, от-мыч-ка, ото-мк-нуть. (По Е. Бешенковой, О. Ивановой)

Рубрика «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ» В ней рассказывается о происхождении слов, о буквах, существовавших

Слайд 13Проектная деятельность
Освоить основы проектно-исследовательской деятельности в УМК помогают проектные задания.

Например,

упражнение № 6 на странице 11 (русский язык 5 класс, первая часть, модуль «Наш родной язык»):

В каком регионе Российской Федерации вы живете? Найдите в справочнике или в Интернете информацию о том, какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители вашего региона? Подготовьте рассказ о Российской Федерации и вашем регионе, используя приведенные выше факты и найденную вами информацию.

Упражнение № 141 на странице 207 (русский язык 6 класс, первая часть, модуль «Что такое сферы общения?»): Используя материал упражнения 140, проведите «экскурсию по Порт-Артуру» для туристической группы. Добавите ли вы к информации текста другие факты, иллюстрации? Подготовьтесь к выступлению в классе.

Проектная деятельностьОсвоить основы проектно-исследовательской деятельности в УМК помогают проектные задания. Например, упражнение № 6 на странице 11

Слайд 14Знаково-символическое представление информации

Знаково-символическое  представление информации

Слайд 15УЧЕБНИК С «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ»

УЧЕБНИК С «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ»

Слайд 16№ 186 (русский язык 6 класс, модуль «Трудно ли освоить науки»):

Напишите небольшое сочинение о том состоянии природы, которое вы можете сейчас наблюдать. Можно использовать художественное описание или составить прогноз погоды на ближайшие дни.

№ 28 (русский язык 6 класс, модуль «В чем особенности официальных документов?»):
Напишите небольшой рассказ о своей воображаемой прогулке по Москве, включив в текст составленные словосочетания. Используйте план-схему центра Москвы.

№ 69 (русский язык 6 класс, модуль «Есть ли правила у беседы?»): Изложите основную мысль художественного текста как собственное мнение, например в форме записи в личном дневнике или совета в письме другу.
№ 186 (русский язык 6 класс, модуль «Трудно ли освоить науки»): Напишите небольшое сочинение о том состоянии

Слайд 17РОЛЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ

РОЛЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Слайд 18МЕСТО ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ ФОРМ РАБОТЫ
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и

способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и одноклассниками помогают парные и групповые формы работы на уроках русского языка.
Например, парная работа при изучении темы «Корни с чередованием букв а и о» (5 класс, модуль «КАК ЯЗЫК СЛУЖИТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ?», упражнение 106):
Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах-исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты.
Парная работа при изучении темы «Правописание окончаний прилагательных» (6 класс, модуль «Что значит «современный литературный язык?», упражнение 53):
«Соберите» из разрозненных предложений текст и запишите его, вставляя пропущенные буквы и окончания. Сравните ваши варианты и выясните, возможно ли соединить данные предложения в разной последовательности.
МЕСТО ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ ФОРМ РАБОТЫУстанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу

Слайд 19МЕСТО ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ ФОРМ РАБОТЫ
Интересны, по мнению многих учителей, задания

для работы в группе: 5 класс, модуль «Наш родной язык», упражнение 88:
Обсудите тему «Могут ли животные говорить?». Вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению? Запишите свои выводы.
6 класс, модуль «Сколько стилей в современном литературном языке?», упражнение 125:
Мини-викторина знатоков русского языка. Разгадайте лингвистические загадки. 1. Какой бор никогда не имеет листвы? 2. Всякий ли пар способен подниматься? 3. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? 4. Какое коромысло летать может? 5. Каким ключом нельзя открыть замок? 6. У каких башмаков не бывает каблуков? 7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковые названия?
МЕСТО ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ ФОРМ РАБОТЫИнтересны, по мнению многих учителей, задания для работы в группе:

Слайд 20ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Слайд 21Специфика учебного предмета «Русский язык»
Особый статус предмета «Русский язык» определяется тем

фактом, что русский язык является предметом изучения русского языка как системы, её функционирования в различных видах речевой деятельности и средством обучения другим предметам.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в формировании полноценной языковой личности, её мировоззрения, системы ценностей и гражданской позиции.
Специфика учебного предмета  «Русский язык»Особый статус предмета «Русский язык» определяется тем фактом, что русский язык является

Слайд 22Межпредметные связи
русский язык
Языкознание О.Е. Дроздова,
Э.А.Вартаньян
литература
МХК
Физическая культура.
Правила дорожного движения
Окружающий мир

Межпредметные связирусский языкЯзыкознание О.Е. Дроздова, Э.А.Вартаньян литератураМХКФизическая культура.Правила дорожного движенияОкружающий мир

Слайд 23 Расскажите о своём отношении к русскому языку. Есть ли у

вас любимые
слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию
Н.В. Гоголя? (Ч. 1, стр. 11)


Прочитайте текст. Согласны ли вы с мыслью автора, что хорошая речь
важна для человека?
(Ч. 1, стр. 54)


Передайте своими словами мнение Эзопа о языке. А что вы считаете
самым лучшим и самым худшим на свете? Докажите своё мнение,
как это сделано в тексте. (Ч. 1, стр. 55)
Расскажите о своём отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли

Слайд 24Цели и задачи изучения русского языка в школе
Включение учащегося как языковой

личности в культурно-языковое поле нации, общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России, осознание учащимся тесной связи между языковым развитием и интеллектуальным, социальным ростом, а также духовно-нравственным и эмоциональным совершенствованием.

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у учащихся всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с коммуникативной целью и ситуацией общения, с нормами устной и письменной речи, нормами русского речевого этикета.

Освоение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования языка в речи, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных типов.
Цели и задачи изучения  русского языка в школеВключение учащегося как языковой личности в культурно-языковое поле нации,

Слайд 25Обозначение триединой цели в соответствии с требованиями ФГОС и принятой системой

кодификации
Обозначение триединой цели в соответствии  с требованиями ФГОС и принятой системой кодификации

Слайд 26Критерии отбора учебного материала (в том числе для нехудожественных текстов, с

учетом всех видов речевой деятельности):
• соответствие учебно-методическим целям и задачам;
• возможность осмысления на определенном возрастном этапе;
• универсальность дидактических единиц, позволяющих достичь
личностные, метапредметные и предметные результаты в их
совокупности;
• дифференциация учебного материала с точки зрения уровней языка.

Критерии отбора художественных текстов и их фрагментов:
• значимость с точки зрения выявляемых в тексте лингвистических
фактов;
• соответствие языковому эстетическому идеалу;
• аксиологическая значимость и духовно-нравственный потенциал;
• доступность содержания дидактического материала учащимся
данного возраста;
• способность вызвать эмоциональный отклик учащихся;
• необходимость и достаточность объема текста (фрагмента) для
одного познавательного акта на уроке русского языка.
Критерии отбора учебного материала (в том числе для нехудожественных текстов, с учетом всех видов речевой деятельности):•	соответствие учебно-методическим

Слайд 27Структура содержания обучения русскому языку
Конкретные дидактические единицы представлены
в Приложении

№ 1.
В презентации они приведены в самом общем виде.

Общие сведения о языке и речи.

Функции русского языка в жизни общества.

Русский язык в кругу индоевропейских и славянских языков.

Русский язык как развивающееся явление. Функциональные
разновидности современного русского языка.

Русский язык как язык русской художественной литературы.

Лингвистика как наука о языке. Развитие русистики.

Язык и культура.

Речь и речевое общение.

Структура содержания обучения русскому языку Конкретные дидактические единицы представлены в Приложении № 1.В презентации они приведены в

Слайд 282. Речь.
 
2.1. Текст.
Текст как речевое произведение, продукт речевой деятельности.

Тема текста, его

коммуникативная установка и основная мысль.

Структура текста.

Функционально-смысловые типы речи.

Функциональные разновидности языка.

Замысел текста и его реализация. Эстетическая и этическая ценность текста.

Понимание текста и личный опыт интерпретации. Диалогичность текста.

Анализ текстов различных типов речи, стилей и жанров.
 
2.2. Речевая деятельность.

Аудирование как вид речевой деятельности.

Чтение как вид речевой деятельности.

Говорение как вид речевой деятельности.

Письмо как вид речевой деятельности.
2. Речь. 2.1. Текст.Текст как речевое произведение, продукт речевой деятельности.Тема текста, его коммуникативная установка и основная мысль.Структура текста.Функционально-смысловые

Слайд 292.3. Культура речи.

1. Восторжествовала научная справедливость! (без повторов)
2. Культура речи –

не только правильная речь, но и хорошая.
 

Впервые подобные идеи были заявлена
в УМК под ред. А.Д. Шмелева
2.3. Культура речи.1. Восторжествовала научная справедливость! (без повторов)2. Культура речи – не только правильная речь, но и

Слайд 303. Основные разделы науки о языке.
 
3.1. Фонетика, орфоэпия, графика.
Фонетика как раздел

лингвистики.

Классификация гласных и согласных звуков.

Изменения звуков в речевом потоке. Фонетический анализ слова.
Слог. Ударение.

Графика как раздел лингвистики.
 
3.2. Морфемика и словообразование.
Морфемика как раздел лингвистики.

Словообразование как раздел лингвистики.
 
3.3. Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел лингвистики.

Лексическое значение слова. Семантическая дифференциация лексики.

Дифференциация лексики на различных основаниях.

Фразеология как раздел лингвистики.
3. Основные разделы науки о языке. 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика.Фонетика как раздел лингвистики.Классификация гласных и согласных звуков.Изменения звуков

Слайд 313.4. Грамматика. Морфология.
Морфология как раздел грамматики.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие.
Слово категории состояния.
Предлог.
Союз.
Частица.
Междометия

и звукоподражательные слова.
 
3.5. Грамматика. Синтаксис.
Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Предложение как синтаксическая единица.
Синтаксис простого неосложненного предложения.
Синтаксис простого осложненного предложения.
Синтаксис сложного предложения.
Синтаксические конструкции с чужой речью.
3.4. Грамматика. Морфология.Морфология как раздел грамматики.Имя существительное.Имя прилагательное.Имя числительное.Местоимение.Глагол.Причастие.Деепричастие.Наречие.Слово категории состояния.Предлог.Союз.Частица.Междометия и звукоподражательные слова. 3.5. Грамматика. Синтаксис.Синтаксис как

Слайд 324. Правописание: орфография и пунктуация.
 
4.1. Орфография.
Орфография как раздел правописания.
Правописание гласных и

согласных в составе морфем.
Употребление Ъ и Ь, гласных после шипящих и Ц.
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов.
Иные орфографические правила.
Комплексное применение правописных норм в речи.
 
4.2. Пунктуация.
Пунктуация как раздел правописания.
Знаки препинания в простом неосложненном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Пунктуация в простом и сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с чужой речью.
Комплексное применение правописных норм в речи.
4. Правописание: орфография и пунктуация. 4.1. Орфография.Орфография как раздел правописания.Правописание гласных и согласных в составе морфем.Употребление Ъ и

Слайд 33В качестве основы выбран действующий кодификатор контролируемых элементов содержания, который существенно

дополнен и переструктурирован. В частности, выделены инвариантная (обязательная) и вариативная (дополнительная) части. В вариативной части специально отмечены дидактические единицы для изучения предмета на углубленном уровне.

В УМК под ред. А.Д. Шмелева все базовые единицы языка, речи и культуры представлены в «узком» и «широком» понимании в соответствии с требованиями Концепции.

В качестве основы выбран действующий кодификатор контролируемых элементов содержания, который существенно дополнен и переструктурирован. В частности, выделены

Слайд 34Минимальное количество часов для изучения русского языка
Рекомендуемый объем изначально заложен
в

УМК под ред. А.Д. Шмелева!
Минимальное количество часов для изучения русского языкаРекомендуемый объем изначально заложен в УМК под ред. А.Д. Шмелева!

Слайд 35Особенности разработанной Концепции (русский язык)
Принципиальный уход от иноязычной терминологии

Определение константного

содержания курса русского языка при сохранении вариативности

Приоритет духовно-нравственного воспитания средствами предмета

Перегруппировка тем и разделов, связанная с разгрузкой учебного материала в 5-9 классах и наполнением реальным содержанием курса 10-11 классов

Закрепление минимального количества учебных часов
Особенности разработанной Концепции  (русский язык) Принципиальный уход от иноязычной терминологииОпределение константного содержания курса русского языка при

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДОЩИНСКИЙ РОМАН АНАТОЛЬЕВИЧ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического


образования МИОО, председатель исполкома Всероссийской ассоциации
учителей русского языка и литературы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ДОЩИНСКИЙ РОМАН АНАТОЛЬЕВИЧ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, председатель исполкома Всероссийской ассоциации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть