Слайд 1Творчество О.Э.Мандельштама
1890 - 1938
Слайд 2Три периода творчества
Творчество дореволюционное
Творчество 1920-х гг., относительно свободных в идеологическом отношении
Творчество
1930-х гг., связанное со временем укрепления сталинской диктатуры и репрессий.
Слайд 3Сборники Мандельштама
«Камень» 1913, 1916, 1923
«Tristia» 1922, 1923 (переработанное)
«Стихотворения. 1921 – 1925»
1928
«Воронежские тетради» (при жизни изданы не были)
Слайд 4 NOTRE DAME 1912г
Где римский
судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и радостный и первый,
Как некогда Адам , распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Слайд 5продолжение
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С
тростинкой рядом – дуб и всюду царь –отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Слайд 6«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до
середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915г
Слайд 71920г
Сёстры – тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы.
Медуницы и осы тяжёлую
розу сосут;
Человек умирает. Песок остывает согретый,
А вчерашнее солнце на чёрных носилках несут.
Ах, тяжёлые соты и нежные сети!
Легче камень поднять, чем имя твоё повторить.
У меня остаётся одна забота на свете:
Золотая забота, как времени бремя избыть.
Словно тёмную воду, я пью помутившийся воздух.
Время вспахано плугом, и роза землёю была.
В медленном водовороте тяжёлые нежные розы,
Розы тяжесть и нежность в двойные венки заплела.
Слайд 8«Я вернулся в мой город…» 1930г
Я вернулся в мой город, знакомый
до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Слайд 91931г
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей –
Я
лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей –
Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе, -
Слайд 10продолжение
Уведи меня в ночь, где течёт Енисей
И сосна до звезды достаёт,
Потому
что не волк я по крови своей
И меня только равный убьёт.
Слайд 11Век. 1922г
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею
кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником волна.
Словно нежный хрящ ребёнка
Век младенческой земли.
Снова в жертву, как ягнёнка,
Темя жизни принесли.
Слайд 12Продолжение.
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою
связать.
Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.
И ещё набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
Слайд 13Окончание.
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На
следы своих же лап.
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей
И горящей рыбой мещет
В берег тёплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льётся, льётся безразличье
На смертельный твой ушиб.