Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии XX
века;
Проследить поэтическую эволюцию поэтов;
Акцентировать внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти;
Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
Слайд 3Николай Клюев
(1884 - 1937гг)
Сергей Есенин
(1885 - 1925гг)
Сергей Клычков
(1889 - 1937гг)
Александр Ширяевец
(1887 - 1924гг)
Петр Орешин
(1887 - 1938гг)
Слайд 4СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ:
Глубокие фольклорные традиции;
В центре творчества – рассказ о горькой
доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье;
Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство;
Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
Слайд 5Николай Клюев
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора
пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом
Слайд 6Но не стоном отцов
Моя песнь прозвучит,
А раскатом громов
Над
землей пролетит
Н.Клюев
Слайд 8Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии
Гордился своим древним
старообрядческим крестьянским родом
Возводил свои истоки к «неистовому протопопу» Аввакуму
Творил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного
Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой
Слайд 10Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,-
Гремел мой
прадед Аввакум!
Слайд 12Н.С.Гумилев:
«На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной
злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»
Слайд 14Песенная, фольклорная стихия творчества
Изба – святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По
духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем…
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат –
Твои певучие чернила…
(Посвящено С.Есенину)
Слайд 15Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения;
Был широко образованным человеком:
знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки
Слайд 16Хронология жизни
1905 год – принимал участие в революционных явлениях
1906 год -
заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму
1917 год – с восторгом встретил революцию
1918 год – вступил в большевистскую партию
1920 год – исключен за религиозные убеждения
1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске
1937 год - расстрел
Слайд 17Из писем Н.Клюева:
«Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще слаб
здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
Слайд 18Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»?
Стихотворение «Клеветникам искусства»
Цикл
стихов «Разруха»
Поэма «Погорельщина»
Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии
Слайд 19Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься
над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
Слайд 20Сергей Клычков (Лешенков)
За туманной пеленою
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На
рожке играя…
Слайд 21Своеобразие лирики:
Интерес к древнеславянской мифологии
Фольклорные мотивы
Простота поэтической формы, сюжета
Прозрачность содержания
Высший идеал
– природа
Тяготение к календарной обрядовой лирике
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников
Лирический герой – одинокий мечтатель
Слайд 23Борода у него - мелкий дождичек,
в бороде у него -
дуга-радуга,
а в руках подожок- подорожничек, -
собрапся старина,
видно, надолго...
Слайд 25Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный
образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков
и Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада – сеет,
Вкруг её синеет.
Слайд 27Стихотворение «Предчувствие» (1917год)
Та же Русь без конца и без края,
И над
нею дымок голубой –
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
Слайд 28Петр Васильевич Орешин
(1887-1938гг)
Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись
в неизвестный путь
Слайд 29Родом из Саратова, отец – из крестьян
Окончил 3 класса городского училища
Подолгу
жил в деревне
Скитался по Поволжью в поисках заработка
Впервые напечатался в 1911 году
Первый сборник – «Зарево» в 1918 году
Слайд 30СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ:
Образы и мотивы природы
Фольклорно-сказочные мотивы
Внимание к деревенскому укладу
Внимание к социальным
темам, темам бедности и богатства
Отражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни
Слайд 31В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя
изменения в стране
« Комсомольцы»
«В покосе соревнуются бригады»
«На тракторе сидел я, управляя…»
«Золотая соха»
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам, как мачеха, ласкаешься!
Слайд 32ИТОГ УРОКА:
Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной земле,
беспокойство за её будущее.
Их поэзия безыскусна и очень искренна
Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека