Слайд 1
Тренировка образной памяти как средство привития интереса к чтению
Шешенина Ю.В. – учитель МКОУ «Шалинская СОШ № 45»
Муниципальные педагогические чтения
Слайд 2Функциональная неграмотность - неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом
для выполнения простейших общественных задач.
Умение беглого осмысленного чтения
«Слабые читатели» - кто они?
Слайд 3Процесс чтения с точки зрения
физиологии
Чтение является результатом развития
корковых функций головного мозга, а именно способности к опосредованию – превращению символа или знака в образ – картинку, которую кора наделяет смыслом.
Слайд 4Память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в
системе познавательной деятельности.
Слайд 6Долговременное хранилище (ДВХ)
5 суток — ∞
Кратковременное хранилище (КВХ)
1 мин. — 5 суток
Оперативная память
5—20 сек.
Объём памяти не зависит от количества ЕИ, а зависит от уровня перекодирования информации, то есть перевода привычной информации – текстов, цифр, таблиц, графиков – в яркие образы.
Слайд 7Методики развития
образной памяти
Приём образного группирования
Увеличение единицы информации от одного слова
до нескольких предложений путём образного связывания.
Данный приём увеличивает объём памяти.
Приём требует тренировки, но зато придаёт уверенность в знаниях и превращает работу в удовольствие.
Слайд 8Волк
Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у
него длинная, жёсткая. Глаза косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьёй. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.
Слайд 9Укрупнить ЕИ до уровня предложения.
Выйти на более высокий уровень перекодирования —
уровень смыслового куска.
Правило: контролировать работу воображения, не отпускать возникающие образы и складывать из них общую «картинку» — общую ЕИ.
Слайд 10Методики развития
образной памяти
2) Приём вхождения в текст
Предполагает активизацию ощущений
при запоминании.
При чтении текста необходимо использовать резервы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, эмоциональные и двигательные (моторные) ощущения.
Запоминая сообщения, нужно «войти» в текст, сформировать единицы информации, подержать её 5—20 секунд, а после этого «взять» с собой только ключевое слово.
Слайд 11 В Сибири и на Дальнем Востоке растёт кедр —
дерево сюрпризов. Дело в том, что в кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи пуще огня боятся эфира, выделяемого этим деревом. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79 % жира.
Слайд 12Задача учителя – научить школьника «входить в текст», строить образы, используя
уникальный, присущий лишь ему интеллектуальный профиль.
Самое главное здесь – не рассказывать, как это вижу я, учитель, родитель, не навязывать ученику свой образ, а направить его после прочтения информации на создание нового, уникального, своего, текста.
Слайд 13в первый день — 2—3 повторения,
во второй день — 1—2
повторения,
в третий-седьмой день — по одному повторению,
затем одно повторение с интервалом в 7—10 дней.
Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.